Общее недоразвитие речи
консультация по логопедии на тему
В статье описываются особенности речи детй, имеющих общее недоразвитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_nedorazvitie_rechi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи
Начиная с древнейших времен, в основные понятия правильной речи включали:
- ясность;
- отчетливость;
- чистоту произношения;
- богатство и точность используемых слов;
- содержательность и последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений;
- эмоциональную выразительность;
- умеренную громкость;
- сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции;
- красивую манеру поведения в разговоре и выступлениях.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Причин возникновения ОНР великое множество. Это сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.
ПРИЗНАКИ ОНР
При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речи: от полной неспособности соединять слова во фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.
Различают три уровня речевого недоразвития.
ОНР I уровня.
Связная речь у такого ребенка отсутствует. В ней имеются отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:
- собака, коза, корова, баран – «ава»;
- машина, корабль, ракета, велосипед – «ту-ту»;
- упасть, сесть, лечь, спуститься – «па»;
- есть, пить, кусать, жевать – «ам» и т.д.
ОНР II уровня.
У детей отсутствует связная речь. Слова произносятся искаженно. Звукопроизношение нарушено. Речь напоминает речь иностранца.
- самолеты – «алёти»;
- голова – «гава»;
- огурец – «дулесь» и т.д
ОНР III уровня.
Словарный запас таких детей ограничен. В нем отсутствуют или наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий и их признаков.
Наиболее характерные трудности в словаре касаются знания и называния:
- глаголов, выражающих уточнение действия (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается глаголом «ест);
- частей предметов (локоть, кисть, ствол, подъезд, вымя, кабина, фары и т.д.);
- приставочных глаголов (подошел, отошел, пришел, перешел, ушел – заменяются глаголом «идет»);
- антонимов (дети затрудняются в подборе слов противоположных по значению: глубокая – мелкая, густой – жидкий, храбрый – трусливый, гладкий – шершавый…);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный…)
В грамматическом строе речи распространены ошибки:
- в употреблении предлогов («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мы приехали с надачи»);
- согласовании частей речи («подошел к два коня», «Кошка идет по крышу»);
- построении предложений («Почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет», «Петя шел лес грибы собирать»).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят звуки; не различают на слух и в произношении близкие по звучанию твердые - мягкие, звонкие - глухие, а также С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.;
- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (милиционер – «милионер», фотография – «атагафия», велосипед – «сипед», «велик»);
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток; па-ба-па; фта-кта…).
Развернутые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью.
Наряду с указанными речевыми особенностями у детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью:
- нарушены внимание и память (с трудом восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы и слова по заданному признаку);
- нарушены мелкая (пальцевая) и артикуляционная моторика (пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны, неправильно держат ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.);
- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление (испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Взошло солнце, тому (потому) что стало тепло», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»).
Если вы заметили у своего ребенка вышеперечисленные симптомы, немедленно обратитесь к логопеду и врачу-психоневрологу. Они будут вашими первыми помощниками в развитии речи ребенка.
Помните, что ОНР само не проходит. Чтобы избавиться от этой серьезной проблемы необходима помощь специалистов. Для достижения наибольших результатов в обучении и воспитании ребенка с ОНР необходима тесная работа многих педагогов (логопеда, психолога, воспитателей, младшего воспитателя) и родителей ребенка.
Рекомендации родителям
- Старайтесь развивать двигательную сферу ребенка - это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
- Развивайте мелкую моторику рук - формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности!
- Играйте с ребенком для развития логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов в детские настольные игры, лото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....