Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анучкина Ольга Ивановна

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка, его одщее развитие. обеспечивая ему упешное обучение в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_gramm._stroya_rechi.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №109 для детей с тяжёлыми нарушениями речи» Центрального района города Воронеж

Консультация для родителей на тему:

« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ  У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Учитель-логопед Анучкина Ольга Ивановна

   Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

   Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка, на общее его развитие, обеспечивая ему переход к изучению родного языка в школе. Он начинает более логично,

 правильно, последовательно излагать свои мысли.

   Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребёнка.

    В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.

     К. Д. Ушинский писал: «Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка».

   Грамматика помогает детям облекать мысли в материальную оболочку, речь становится организованной и понятной для окружающих.

    Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Нарушения грамматического строя речи нередко занимают ведущее место в развитии ребёнка, делая его речь мало понятной.

   Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не боязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

    У детей с общим недоразвитием речи своеобразие овладения грамматическим строем  проявляется в более медленном темпе,

в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка,   в искажении общей картины речевого развития; происходит с большими трудностями, чем овладение словарём.

  Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, и поэтому с трудом усваиваются детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

   Дети смешивают падежные формы, ошибаются при согласовании существительных с прилагательными и числительными, употреблении приставок и предлогов, в словообразовании и словоизменении.

Основные задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых формах словообразования и словоизменения.

Пути формирования грамматически правильной                    речи детей:

  1. Создание благоприятной языковой среды, дающей ребёнку образцы грамотной речи.
  2. Повышение речевой культуры взрослых.
  3. Специально организованное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
  4. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения  со сверстниками и со взрослыми.
  5. Исправление у детей грамматических ошибок.

  Коррекционная работа даёт возможность предупредить и исправить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

    Успех коррекционного обучения детей во многом определяется тем, насколько чётко организуется совместная деятельность логопеда и родителей по развитию и совершенствованию грамматического строя речи; насколько добросовестно родители прислушиваются к рекомендациям логопеда и к выполнению домашних заданий.

   

Игры, помогающие развивать у детей грамматический строй речи:

  1. «КТО ЧТО НАРИСОВАЛ» - винительный падеж существительных.
  2. «КОГО ЛЕЧИЛ ДОКТОР АЙБОЛИТ» - винительный падеж существительных.
  3. «ЧЕГО (КОГО) НЕ СТАЛО» - родительный падеж существительных.
  4. «ТЕЛЕФОН» - дательный падеж существительных.

           (Вопрос:  Кому? – Я позвоню маме, другу, сестре и т.д.)

  1. «КТО ЧЕМ?» (рисует, пишет, машет, питается, работает и т.д. – творительный падеж существительных.
  2. «О ЧЁМ РАССКАЖЕШЬ» - предложный падеж существительных.
  3. «ОДИН-МНОГО» - единственное и множественное число существительных.
  4. «ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ» - единственное и множественное число глаголов (Что делает? Что делают?): Он стоит – Они стоят.
  5. «НАЗОВИ ЛАСКОВО» - употребление существительных в уменьшительно-ласкательном значении.
  6. «ЖАДИНА» - род имён существительных (мой, моя, моё, мои).
  7. «КТО ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА» - употребление существительных в прошедшем времени (читали, рисовали, смотрели, гуляли и т.д.)
  8.  «ДАЙ ЗАДАНИЕ ИГРУШКАМ» - глаголы повелительного наклонения (что-то делать): спать-спи, лететь-лети, танцевать-танцуй и т.д.
  9.  «ОДИН-ОДНА», «ДВА-ДВЕ» - согласование существительных с числительными.
  10.  «КАКИЕ ЭТО ВЕЩИ» - согласование существительных и прилагательных в роде и числе (тёплый шарф, тёплая кофта, тёплое платье).
  11.  «ИЗМЕНИ СЛОВО» - образование приставочных глаголов (шёл-пришёл, подошёл, перешёл, отошёл, ушёл, вышел, зашёл, нашёл)
  12.  «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО» - употребление предлогов

(… ветке сидит птичка. Котёнок спрятался…столом. …комнату залетел воробей. …диваном висит лампа….кустика выскочил заяц.)

Названия сайтов, помогающим родителям в работе с детьми по формированию у них грамматических категорий:

1).  Детский портал «СОЛНЫШКО» http://wwwsolnetee// - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов, включающий консультации детских специалистов, виртуальную школу для малышей, конкурсы и викторины, игры и мультфильмы.

2). Книжный интернет-магазин «ЛАБИРИНТ» http://wwwlabirint-shop.ru/ - многообразие игр, книг, аудио и видеопродукции.

3). «ЛОГОБУРГ» http://loqoburq.com/ - содержится большое количество тематических публикаций с интересными разъясняющими и обучающими материалами.

4). «ЛОГОЗАВРИЯ» http://loqozavr.ru/ - сайт детских компьютерных игр (обучающие, развивающие и развлекающие), онлайн-флеш-игры –раздел «УРОКИ МУДРОЙ СОВЫ».

5). Логопедический сайт «БОЛТУНИШКА» http://wwwboltun-spo.ru – подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.

6). «НАШИ ДЕТКИ» http://wwwourkids.ru/ - собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи изобилует разнообразными творческими играми и упражнениями для развития грамматического строя речи.

6). Педагогическая библиотека htp://wwwpedlib.ru/ - собрание книг по логопедии (фонетике и фонематике, связной речи, подготовке к школе).

7). Интернет-магазин «Лабиринт», издательство «Гном» - учебно-методическая, развивающая и коррекционно-логопедическая литература. (250 наименований пособий)

   Серия литературы в помощь родителям:

1). Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» СПб. 2003г.

2). Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» СПб. 2003г.

3).   Забродина Л.В. «Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» - учебно-методическое пособие. М. 2009г. – занимательные игровые задания и упражнения, направленные на развитие речи детей.

4).   Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет» - пособие поможет родителям познакомить ребёнка с грамматическими формами русского языка, проводить занятия с детьми в игровой форме.

(код: sprinter 1758922)

5).   Картотека домашних занятий по развитию грамматики, содержательные игры и упражнения по развитию грамматических категорий специально для доступного понимания родителей.

6).   Картотека игр по формированию грамматического строя речи, включает 50 игр для детей 4-7 лет.

7).   Картотека коррекционно-развивающих игр по формированию лексико-грамматического строя речи (на словообразования и словоизменение в виде карточек).

8).   Китаева Н.Н., Мозгова Л.Г. «Особенности усвоения предложно-падежных конструкций дошкольниками с разным уровнем речевого недоразвития»    СПб. 2005г.

9).   Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях» - цикл домашних занятий, игровые задания, которые способствуют развитию у детей грамматического строя речи. СПб. 2004г.

10).   Русланова Н.С. «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет». М. 2005г.

11).   Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» - практическое пособие для индивидуальных занятий с детьми.                               

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...

Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)

В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка....

Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи

Методическая разработка из опыта работы с комплексом упражнений по обогащению глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...