Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка, его одщее развитие. обеспечивая ему упешное обучение в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gramm._stroya_rechi.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №109 для детей с тяжёлыми нарушениями речи» Центрального района города Воронеж
Консультация для родителей на тему:
« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Учитель-логопед Анучкина Ольга Ивановна
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка, на общее его развитие, обеспечивая ему переход к изучению родного языка в школе. Он начинает более логично,
правильно, последовательно излагать свои мысли.
Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребёнка.
В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
К. Д. Ушинский писал: «Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка».
Грамматика помогает детям облекать мысли в материальную оболочку, речь становится организованной и понятной для окружающих.
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Нарушения грамматического строя речи нередко занимают ведущее место в развитии ребёнка, делая его речь мало понятной.
Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не боязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи своеобразие овладения грамматическим строем проявляется в более медленном темпе,
в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития; происходит с большими трудностями, чем овладение словарём.
Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, и поэтому с трудом усваиваются детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Дети смешивают падежные формы, ошибаются при согласовании существительных с прилагательными и числительными, употреблении приставок и предлогов, в словообразовании и словоизменении.
Основные задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи:
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
- Сообщить знания о некоторых формах словообразования и словоизменения.
Пути формирования грамматически правильной речи детей:
- Создание благоприятной языковой среды, дающей ребёнку образцы грамотной речи.
- Повышение речевой культуры взрослых.
- Специально организованное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
- Формирование грамматических навыков в практике речевого общения со сверстниками и со взрослыми.
- Исправление у детей грамматических ошибок.
Коррекционная работа даёт возможность предупредить и исправить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Успех коррекционного обучения детей во многом определяется тем, насколько чётко организуется совместная деятельность логопеда и родителей по развитию и совершенствованию грамматического строя речи; насколько добросовестно родители прислушиваются к рекомендациям логопеда и к выполнению домашних заданий.
Игры, помогающие развивать у детей грамматический строй речи:
- «КТО ЧТО НАРИСОВАЛ» - винительный падеж существительных.
- «КОГО ЛЕЧИЛ ДОКТОР АЙБОЛИТ» - винительный падеж существительных.
- «ЧЕГО (КОГО) НЕ СТАЛО» - родительный падеж существительных.
- «ТЕЛЕФОН» - дательный падеж существительных.
(Вопрос: Кому? – Я позвоню маме, другу, сестре и т.д.)
- «КТО ЧЕМ?» (рисует, пишет, машет, питается, работает и т.д. – творительный падеж существительных.
- «О ЧЁМ РАССКАЖЕШЬ» - предложный падеж существительных.
- «ОДИН-МНОГО» - единственное и множественное число существительных.
- «ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ» - единственное и множественное число глаголов (Что делает? Что делают?): Он стоит – Они стоят.
- «НАЗОВИ ЛАСКОВО» - употребление существительных в уменьшительно-ласкательном значении.
- «ЖАДИНА» - род имён существительных (мой, моя, моё, мои).
- «КТО ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА» - употребление существительных в прошедшем времени (читали, рисовали, смотрели, гуляли и т.д.)
- «ДАЙ ЗАДАНИЕ ИГРУШКАМ» - глаголы повелительного наклонения (что-то делать): спать-спи, лететь-лети, танцевать-танцуй и т.д.
- «ОДИН-ОДНА», «ДВА-ДВЕ» - согласование существительных с числительными.
- «КАКИЕ ЭТО ВЕЩИ» - согласование существительных и прилагательных в роде и числе (тёплый шарф, тёплая кофта, тёплое платье).
- «ИЗМЕНИ СЛОВО» - образование приставочных глаголов (шёл-пришёл, подошёл, перешёл, отошёл, ушёл, вышел, зашёл, нашёл)
- «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО» - употребление предлогов
(… ветке сидит птичка. Котёнок спрятался…столом. …комнату залетел воробей. …диваном висит лампа….кустика выскочил заяц.)
Названия сайтов, помогающим родителям в работе с детьми по формированию у них грамматических категорий:
1). Детский портал «СОЛНЫШКО» http://wwwsolnetee// - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов, включающий консультации детских специалистов, виртуальную школу для малышей, конкурсы и викторины, игры и мультфильмы.
2). Книжный интернет-магазин «ЛАБИРИНТ» http://wwwlabirint-shop.ru/ - многообразие игр, книг, аудио и видеопродукции.
3). «ЛОГОБУРГ» http://loqoburq.com/ - содержится большое количество тематических публикаций с интересными разъясняющими и обучающими материалами.
4). «ЛОГОЗАВРИЯ» http://loqozavr.ru/ - сайт детских компьютерных игр (обучающие, развивающие и развлекающие), онлайн-флеш-игры –раздел «УРОКИ МУДРОЙ СОВЫ».
5). Логопедический сайт «БОЛТУНИШКА» http://wwwboltun-spo.ru – подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.
6). «НАШИ ДЕТКИ» http://wwwourkids.ru/ - собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи изобилует разнообразными творческими играми и упражнениями для развития грамматического строя речи.
6). Педагогическая библиотека htp://wwwpedlib.ru/ - собрание книг по логопедии (фонетике и фонематике, связной речи, подготовке к школе).
7). Интернет-магазин «Лабиринт», издательство «Гном» - учебно-методическая, развивающая и коррекционно-логопедическая литература. (250 наименований пособий)
Серия литературы в помощь родителям:
1). Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» СПб. 2003г.
2). Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» СПб. 2003г.
3). Забродина Л.В. «Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» - учебно-методическое пособие. М. 2009г. – занимательные игровые задания и упражнения, направленные на развитие речи детей.
4). Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет» - пособие поможет родителям познакомить ребёнка с грамматическими формами русского языка, проводить занятия с детьми в игровой форме.
(код: sprinter 1758922)
5). Картотека домашних занятий по развитию грамматики, содержательные игры и упражнения по развитию грамматических категорий специально для доступного понимания родителей.
6). Картотека игр по формированию грамматического строя речи, включает 50 игр для детей 4-7 лет.
7). Картотека коррекционно-развивающих игр по формированию лексико-грамматического строя речи (на словообразования и словоизменение в виде карточек).
8). Китаева Н.Н., Мозгова Л.Г. «Особенности усвоения предложно-падежных конструкций дошкольниками с разным уровнем речевого недоразвития» СПб. 2005г.
9). Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях» - цикл домашних занятий, игровые задания, которые способствуют развитию у детей грамматического строя речи. СПб. 2004г.
10). Русланова Н.С. «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет». М. 2005г.
11). Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» - практическое пособие для индивидуальных занятий с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...
Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)
В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка....
Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Методическая разработка из опыта работы с комплексом упражнений по обогащению глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...
Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...