Будем знакомиться
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Вводное занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (моторная алалия).
- Знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом.
- Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Развитие слухового внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnoe_zanyatie.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Будем знакомиться
Тема: Вводное занятие
Цель:
- Знакомство с логопедическим кабинетом
- Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Развитие артикуляционной моторики.
Задачи образовательные:
- Учить называть свое имя.
- Дать представления о профессии логопеда и назначении логопедического кабинета.
- Ознакомить с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
Задачи коррекционные и диагностические:
- Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.
- Формировать координацию речи с движениями тела.
- Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность).
- Развивать слуховое внимание.
- Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).
Задача воспитательная:
- Воспитывать интерес и положительное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование:
Звучащие игрушки (колокольчик, бубен, гармошка, ложки), слайдовая презентация «Сказка о веселом язычке».
Ход занятия:
1. Знакомство.
- Здравствуйте, ребята! Входите в кабинет.
- Кто знает, как меня зовут? А кем я работаю в детском саду? Как называется моя профессия?
- Я логопед. Зовут меня (Ф.И.О.) Логопед помогает детям и даже взрослым красиво разговаривать.
Чтобы четко говорить,
Звуки все произносить,
Детям нашим, не секрет,
Срочно нужен логопед.
- В течение всего лета я очень ждала вас, представляла себе, какими вы будете. Как же мне вас всех запомнить и не перепутать?
- Давайте познакомимся с вами? Вы умеете знакомиться? Что нужно назвать человеку, с которым хочешь познакомиться?
- Отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнавать,
Надо вслух назвать.
- Я вам еще раз назову свое имя, а вы мне назовете свое, и мы друг другу улыбнемся. (Дети называют свои имена, логопед дает каждому солнышко)
2. Знакомство с кабинетом.
- Мы с вами познакомились, выяснили, что я буду учить вас красиво разговаривать, а сейчас давайте внимательно рассмотрим, где мы будем заниматься? (Логопед показывает детям различные зоны кабинета и объясняет их назначение.)
- Вы будете приходить ко мне в кабинет каждый день, мы будем тренировать язычок и играть в интересные и полезные игры.
- Вы уже умеете красиво сидеть за столом на занятии? Давайте попробуем. (Дети садятся на стульчики за столами)
3. Пальчиковая гимнастика
- Я вам открою сейчас большую тайну!
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
- Хочу проверить какие у вас ловкие и сильные пальчики. Мы с вами выполним зарядку для пальчиков.
Игра «Пальцы - дружная семья».
Читает логопед | Выполняют дети |
Пальцы - дружная семья. Друг без друга им нельзя. | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
Вот - большой, а это - средний, Безымянный и последний, Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли! | Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх. |
Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять И движенья выполнять. | Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем. |
Мы рога козы покажем, | Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове. |
И рога оленя даже. | Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове. |
И про зайку не забудем, Ушками водить мы будем. | Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими. |
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! | Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем. |
4. Развитие слухового внимания
- Пальчики размяли, теперь проверим, какие вы внимательные! Я спрятала в кабинете разные звучащие предметы, найдите их и принесите ко мне на стол. Кто найдет один предмет, подходит с ним ко мне. Что вы нашли? (Бубен, колокольчик, ложки, трещотка, дудочка и пр.) Теперь положите их рядом со мной и садитесь на стульчики.
- А теперь давайте поиграем. Вам надо будет с закрытыми глазами внимательно послушать и узнать какие звуки вы услышите. Закрывайте глаза и не открывайте, пока я вам не скажу. Слушайте. (Звенит колокольчик, стучат ложки, хлопают ладоши.)
- Скажите, чем мы слышим звуки? А чем-нибудь еще мы слышим звуки? Нет, поэтому очень важно сохранить наш слух и не причинить ему вреда. Что мы должны для этого делать? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
5. Ознакомление с органами артикуляции
- Мы послушали, какие звуки могут издавать разные предметы, а человек умеет издавать звуки? Ребята, а как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
- Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя)
- Значит, чтобы красиво разговаривать необходимо тренировать органы речи. На каждом занятии мы будем делать гимнастику для языка, губ, щек.
6.Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
- Давайте поиграем в игру «Веселый язычок». Нам поможет компьютер, внимательно смотрите и выполняйте движения.
Читает логопед | Выполняют дети |
Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. | Широко открывать рот. |
В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. | Надувать и втягивать щеки. |
Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная. | Вращать нижней челюстью. |
Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. | Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. Постучать языком по нёбу. |
Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. | Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы. |
Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. | Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку. |
Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет. |
5. Подведение итогов
- Мы с вами познакомились, я показала вам свой кабинет. (Логопед повторяет свое имя, уточняет, какие занятия будут проходить в кабинете, для чего необходимо зеркало и т.п.)
- С помощью чего мы произносим звуки? Что необходимо делать, чтобы язычок был сильный?
- Теперь мы можем отдохнуть и поиграть.
Игра «Карусели».
Карусели, карусели, Мы с тобой в машину сели И поехали, и поехали… | Дети ставят руки так, будто взялись за руль. |
Карусели, карусели, В вертолет с тобой мы сели, И поехали, и поехали… | Дети разводят руки в стороны и поворачиваются влево-вправо. |
Карусели, карусели, На лошадку с тобой сели, И поехали, и поехали… | Дети имитируют движения ездока. |
Карусели, карусели, В самолет с тобой мы сели, И поехали, и поехали. | Дети разводят руки в стороны и имитируют полет самолета. |
Карусели, карусели, Все мы в группу полетели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Будем знакомы"
Родительское собрание "Будем знакомы" проводится в старшей логопедической группе. На этом собрании родителям учитель-логопед и воспитатель обясняют чем занимаются их дети в детском саду. В течении все...
Семейное кафе "Будем знакомы"
Нетрадиционная форма работы воспитателя с родителями и детьми....
Проект "Будем знакомы"
Актуальность проекта.Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окр...
Родительское собрание « Будем знакомы»
Цели: Образовательная: 1. Дать представление родителям о физическом, умственном и психическом развитии детей 2 – 3 года....
Сценарий развлечения «Будем знакомы»
Развлечение на воздухе для детей среднего и старшего дошкольного возраста. По мотивам музыкальной сказки Ю. Антонова " Приключения кузнечика Кузи"...
Будем знакомы!
Знакомтесь - детский сад Радужного!...
Первое родительское собрание в группе «Будем знакомы — будем дружить!»
Первое родительское собрание в младшей группе «Будем знакомы — будем дружить!»...