Музыкальное воспитание в специализированных группах ДОУ.
статья по логопедии на тему

Селезнева Галина Алексеевна

В статье раскрыты основные направления работы с детьми групп компенсирующей направленности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в специализированных группах ДОУ.

Особенности методов и приёмов.

                                                         Из опыта работы

                                                                            музыкального руководителя

                                                             МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»                                                                                                                                        Селезневой Галины Алексеевны

Проработав много лет музыкальным руководителем в специализированных группах дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи и накопив определенный опыт работы с такими детьми, я могу поделиться своими наблюдениями с коллегами и, может быть, мои предложения окажутся полезными и для других педагогов.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в работе с детьми с отклонениями в развитии. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач эти дети преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

На протяжении нескольких лет мною отбирался и отбирается тот материал и те методические приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты и в музыкальном воспитании, и в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

    1. Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, двигательной, некоторых видов музыкальной и др.).

2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношении с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Каковы же задачи музыкального воспитания детей логопедических групп?

Исходя из особенностей детей, в логопедических группах дошкольного учреждения я работаю над решением коррекционных задач и общих задач по музыкальному воспитанию.

Общие задачи музыкального воспитания

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

4. Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей.

5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.

6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: ее решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

Музыкальное воспитание в логопедических группах носит, если так можно выразиться, «симптоматический» характер, т.е. проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлено помимо решения музыкальных задач на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие.

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом - хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

«Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка» (Гринер В. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М.: Учпедгиз, 1958).

Специалисты отмечают, что коррекция движений сказывается на речи (Р. Б. Стеркина, К. В. Тарасова, Т. Г. Визель). На это же обращает внимание и Г. А. Волкова («Логоритмика»,-М.: Просвещение, 1985): «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов.

Каковы же должны быть условия для успешной работы с детьми?

Чтобы справиться с решением столь трудных задач, необходимо выполнение ряда условий.

1. Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.

2. Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором, в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.

3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в специализированном дошкольном учреждении: учителями-логопедами, психологами, воспитателем по физической культуре, медицинскими работниками, социальными педагогами и, конечно, с родителями детей.

Такая взаимосвязь необходима в начале и в конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.

Весьма полезно обговаривать с логопедами и воспитателем речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания, учитывать их замечания и пожелания.

Особенно хочется отметить необходимость взаимосвязи в работе музыкальных руководителей с воспитателями, которые больше всего общаются с детьми. Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) мы работаем над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель – мой первый помощник при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное - при решении коррекционных задач и задач музыкального воспитания.

4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. Часто дети с речевой патологией физически ослаблены. И без укрепления их здоровья исправления дефектов речи, требующих немало усилий со стороны ребенка, ждать не приходится.

5. Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь педагога должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Я стараюсь  помнить  о дозировке своей речи: не следует говорить очень много, я должна  активизировать речь детей.

Требования, предъявляемые к речи учителя-логопеда, с полным правом можно отнести ко всем педагогам, которые работают с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

6. Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Главный же принцип, которым я руководствуюсь - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Исходя из этих условий, я и планирую свою работу с акцентом на максимальном всестороннем развитии каждого ребенка.

Методы и приемы

Какими же методами и приемами я пользуюсь и каким образом применяю их в работе с детьми в речевых группах? В коррекционном обучении и воспитании на лого-ритмических занятиях я  использую  наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

Основные наглядно-слуховые приемы включают:

• исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

• слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

• использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.);

• использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.).

Из наглядно-зрительных приемов  я использую следующие:

• Показ мною разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах...). Я всегда помню о «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-влево, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и сочетания движения с музыкой, я показываю их в «зеркальном» изображении - стоя лицом к детям во время исполнения.

• Показ приема детьми, которые хорошо его освоили. Иногда я замечаю, что показ какого-либо приема ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.

• Для развития внимания и умения анализировать я использую «сравнительный показ». В этом случае даю правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. Если они успешно справляются с этим, кому-либо предлагаю объяснить, что я сделала и как надо сделать правильно. После этого даю образец исполнения, а потом вместе с детьми показываем движение правильно, с тем, чтобы образец остался в их памяти.

• Иногда использую показ с утрированными ошибками. Например, в пении, когда дети не пропевают твердые окончания слов (солдатъ), или искажают окончания или суффиксы (солн-у-шко), или прерывают слово, неправильно взяв дыхание. Данное слово утрированно неправильно произносится педагогом. Как правило, дети начинают смеяться, а педагог говорит: «Это я у вас научилась. А теперь покажите, как надо спеть правильно». Исполнение заканчивается показом кем-либо из детей, мною или всеми вместе.

Эти приемы оживляют занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Хорошо также использовать жесты, указывающие на высоту звука или на акцент при исполнении, а также мимику, помогающую детям почувствовать, с каким настроением нужно исполнять песню или танец. Кроме вышеназванных наглядно-зрительных приемов я использую всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, флажки, цветочки, платочки и т.д.).

И, наконец, говоря о тактильно-мышечной наглядности, я имею в виду индивидуальную помощь педагога как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения. Иногда в роли таких помощников выступают и более «продвинутые» дети.

Все словесные методы не стоит перечислять: они хорошо известны. Остановлюсь на наиболее употребляемых.

Объяснения. Степень их сложности зависит от профиля речевой группы, возраста детей, времени года, степени продвинутости детей в области словесного восприятия. Например, в группе с общим недоразвитием речи нельзя давать в начале года объяснения в виде обучающих бесед. Объяснение должно быть коротким, четким, эмоциональным.

Хороший пример объяснения к игре «Солнышко и дождик» для детей с общим недоразвитием речи приводит Р. Белова-Давид в книге «Нарушение речи у дошкольников». «В лесу тихо, хорошо. Пойдемте в лес гулять (идут под музыку «Прогулка). Засветило солнышко, запели птицы: ку-ку, тень-тень. Давайте повторим, как поют птицы. (Повторяют.) Мы гуляли, слушали птиц, и вдруг загремел гром. (Звучит музыка «Дождь». Воспитатель достает зонт.) Бегите ко мне, прячьтесь от дождя под зонт».

Указания. Их я использую довольно часто, они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально.

Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Это один из наиболее важных словесных приемов: побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

На других словесных приемах (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды), останавливаться не буду. Желательно все словесные приемы использовать в меру, не перегружая ими занятия, не отягощая восприятие детей. Важно также учесть, что словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

И, конечно, на занятиях все педагоги (музыкальные руководители, воспитатели, логопеды) должны внимательно относиться к речи друг друга, не перебивая иногда в силу излишней эмоциональности объяснение или указание коллеги. Это также сбивает внимание детей, ухудшает их восприятие.

Практический метод, или метод упражнений. Связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с речевыми нарушениями в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

Я использую упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут, или в замедленном темпе. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Мы часто используем предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Например, если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.

При разучивании трудных движений я использую принцип поэтапности. Например, при разучивании «полуприсядки» сначала учу детей  делать приседания, пружинки, а уже потом добавляю выставление ноги на пятку при выпрямлении. При разучивании «раскрывалочки» провожу сначала работу над «раскрытием» рук и лишь затем добавляю выставление ноги на пятку.

Часто, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, использую игровые приемы. Они заинтересовывают детей и вызывают желание выполнить задание лучше.

Чаще всего я использую сочетание приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснение педагога (наглядный + словесный); объяснение педагога и упражнение детей (словесный + практический); индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий (тактильно-мышечная наглядность + упражнение); постепенное включение всех детей в пляску, типа «Приглашение» (наглядность + упражнение).

Нужно, конечно, помнить также и о разнообразии приемов.

Просто повторять много раз одно и то же скучно. В этом случае происходит не мобилизация внимания, а наоборот, его рассеивание, что отрицательно сказывается на степени усвоения материала детьми. Поэтому я использую разные приемы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности, а также в коррекционной работе с детьми в логопедических группах.

Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, я фиксирую для себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приемов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по освоению детьми программы по музыкальному воспитанию в средней группе логопедического детского сада

Аналитическая справка по освоению детьми программы по музыкальному воспитанию в средней группе логопедического детского сада...

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для средней группы "Музыкальный домик"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию  для средней группы "Музыкальный домик"...

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для старшей группы "В парке музыкальных загадок"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию  для старшей группы "В парке музыкальных загадок"...

Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе "Музыкальный домик"

Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе "Музыкальный домик"...