Методическая статья «Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Бурля Дарья Игоревна
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ:

«Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой

(МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ:

«Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель –логопед Бурля Д.И.

Стрежевой – 2016 г.

Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Бурля Дарья Игоревна, учитель-логопед

МДОУ «ДС №12 «Семицветик», г. Стрежевой Томской области, Россия

В данной статье показана возможность организации работы с родителями в условиях модернизации форм взаимодействия ДОУ и семьи. Рассмотрен вариант проведения проектной деятельности с родителями и детьми логопедической группы ДОУ.  Предложен план поэтапного планирования проекта, с включением разнообразных форм взаимодействия с участием разных специалистов ДОУ.

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, проектная деятельность, правовое и нравственное воспитание, интеграция, развитие речи.

        Для формирования и поддержания активного интереса ребенка в процессе воспитательно-образовательной работы необходимо создать необходимые для этого условия:

- организовывать разнообразные виды деятельности;

- использовать мультимедийные технологии в работе;

 - привлекать к работе родителей.

        Правовое и нравственное воспитание детей-логопатов старшего дошкольного возраста является важным разделом в образовательной программе дошкольного учреждения. К сожалению, данная работа проводится только в детском саду, так как родители недостаточно общаются со своими детьми на данную тему, не всегда считают ее особо важной для ребенка.

А ведь именно в дошкольном возрасте воспитывается гражданско-патриотическая позиция, закладывается фундамент правового и нравственного воспитания, формируются чувства любви и уважения к народным традициям, начинается приобщение к духовному и материальному наследию, а также происходит гармоничное развитие личности ребенка.

Большую роль в коррекции и развитии речи у детей-логопатов могут играть творческие проекты по различным темам, представленные в виде системы мероприятий просветительского и творческого характера, объединенных единой темой. Данный метод работы позволяет ребенку усвоить материал быстро, интересно и успешно. Для организации правового, нравственного и, непосредственно, речевого воспитания детей была выбрана система творческих проектов по изучению документа «Конвенция о правах ребенка». Первая проектная тема: «Имя-великое сокровище» (согласно разделу «Конвенции» - «Право на имя»), далее следуют темы по последующ им разделам документа: «Право на семью», «Право на медицину», «Право на отдых и досуг» и др. Последовательность предложенных детям тем зависит от их интересов, для чего необходимы наблюдения, беседы с родителями, выяснение, что дети уже знают по этим темам и что им необходимо усвоить.

Предварительные результаты работы с проектами показали: у детей формируется правовая и гражданско-патриотическая позиция, происходит развитие диалогической речи, расширяется словарный запас, повышается уровень духовно-нравственной культуры.

В разработке проекта для нашего детского сада принимали участие: логопед, воспитатель, дети, родители и другие специалисты. Продолжительность проекта составляет один месяц. Проекты целесообразно проводить внутри одной группы.

В завершении проекта необходимо подвести итог, который может быть представлен в виде создания альбома с детскими работами и фотографиями, рисунки детей, награждение победителей конкурса.

Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Для подготовительного этапа необходимо:

 

Проведение форм совместной деятельности логопеда, детей, специалистов и родителей, представленных в схеме, составляют основной этап проекта.  

        Заключительный этап творческого проекта заключается в подведении итогов проделанной работы. Итоги представлены в виде выставок, речевых праздников, изготовления подделок и т.д.

        На протяжении всей проектной деятельности проводится постоянная работа с родителями, для включения и непосредственного их участия в проекте. Обязательным условием проведения проектов является использование мультимедийных технологий и различных аудиовизуальных средств. Нами были использованы аудиозаписи, мультфильмы, выполнены презентации по темам.

Ниже представлен план творческого проекта.

Тема: «Имя - великое сокровище».

Участники проекта: специалисты, родители и воспитанники старшей группы.C:\Users\User\Desktop\IMG-20161209-WA0001.jpg

Цель проекта:

 Интеграция задач гражданско-патриотического, правового и нравственного воспитания в различные виды деятельности.

Активизация познавательной и речевой деятельности старших дошкольников.

 Воспитание чувства любви и уважения к народным традициям. Приобщение к духовному и материальному наследию.

Гармоничное развитие личности ребенка.

Задачи проекта:

-Расширять активный словарь, формировать связное высказывание;

-Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

-Приобщать детей к процессу познания;

-Развивать творческое воображение;

-Формировать гражданско-патриотическую позицию детей;

-Содействовать повышению уровня духовной культуры;

-Развивать чувство любви и уважения к родным, близким;C:\Users\User\Desktop\IMG-20161209-WA0002.jpg

-Знакомить с народными традициями.

Планируемый результат:

-Развитие активного словаря и связной речи ребенка.

-Всестороннее развитие личности дошкольника.

-Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

-Доверительное общение детей и родителей.

Продолжительность: 1 месяц.

Планирование:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

1

Анкетирование родителей

1 неделя

Учитель-логопед, воспитатели

2

Круглый стол для родителей

1 неделя

Учитель-логопед, воспитатели, родители

3

Оформление родительского уголка

1 неделя

Учитель-логопед, воспитатели

Основной этап

4

Беседы по теме с использованием презентаций

2-4 недели

Учитель-логопед, воспитатели

5

Рассматривание иллюстраций к документу о правах ребенка

2 неделя

Учитель-логопед, воспитатели, родители

6

Заучивание загадок, считалок, потешек, пословиц и поговорок про имена

2 неделя

Учитель-логопед, воспитатели, родители

7

Разучивание игр («Паутинка», «Назови себя»)

2-3 неделя

Воспитатели, инструктор по физкультуре

8

Организация сюжетно-ролевой игры «Семья»

2 неделя

Воспитатели

9

Чтение сказки с элементами драматизации «Похищенное имя»

3 неделя

Педагог по драматизации

10

Логопедическое занятие-викторина (пословицы и поговорки)

3 неделя

Учитель-логопед

11

Рисование руками «волшебными красками» своего имени

4 неделя

Воспитатель по ИЗО

12

Лепка из солёного теста своих портретов (дома)

4 неделя

Родители и дети

Заключительный этап

13

Конкурс авторских стихотворений

4 неделя

Учитель-логопед, педагог по драматизации

14

Выставка рисунков «Мое имя»

4 неделя

Учитель-логопед, воспитатель по ИЗО

15

Панно «Генеалогическое древо руками детей»

4 неделя

Родители и дети

Используемая литература:

  1. Рылеева Е.В. Как помочь ребенку найти своё «Я». Книга-путеводитель для ребенка 6 лет. Москва, 2000год.
  2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003 год.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Москва, 2009 год.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1.А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  5. Рецепт изготовления каравая и пирогов см.: Сахарова М. И. Тесто в будни и праздники (вместе с детьми). — М.: Астрель. АСТ, 2002.
  6. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составление^ нотации и фотографии Науменко Г. М. — М.: Беловодье, 1998.

                                                 Детская литература

  1. Барто А. «Имя и фамилия».
  2. Житков Б. «Как меня назвали».
  3. Юдин Г. «Рыжий город».
  4. Сеф Р. «Имя у тебя одно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшей группы "Масленица"

Интересный проект,в ходе реализации которого дети знакомятся с традицией празднования праздника "Масленица"...

Статья "Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей старшего возраста"

Этот опыт актуален лично для меня, потому что исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть как можно ...