Методическая статья «Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего
статья по логопедии (старшая группа) по теме
«Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой
(МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ:
«Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
учитель –логопед Бурля Д.И.
Стрежевой – 2016 г.
Использование творческих проектов в процессе правового, нравственного и речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
Бурля Дарья Игоревна, учитель-логопед
МДОУ «ДС №12 «Семицветик», г. Стрежевой Томской области, Россия
В данной статье показана возможность организации работы с родителями в условиях модернизации форм взаимодействия ДОУ и семьи. Рассмотрен вариант проведения проектной деятельности с родителями и детьми логопедической группы ДОУ. Предложен план поэтапного планирования проекта, с включением разнообразных форм взаимодействия с участием разных специалистов ДОУ.
Ключевые слова: взаимодействие с родителями, проектная деятельность, правовое и нравственное воспитание, интеграция, развитие речи.
Для формирования и поддержания активного интереса ребенка в процессе воспитательно-образовательной работы необходимо создать необходимые для этого условия:
- организовывать разнообразные виды деятельности;
- использовать мультимедийные технологии в работе;
- привлекать к работе родителей.
Правовое и нравственное воспитание детей-логопатов старшего дошкольного возраста является важным разделом в образовательной программе дошкольного учреждения. К сожалению, данная работа проводится только в детском саду, так как родители недостаточно общаются со своими детьми на данную тему, не всегда считают ее особо важной для ребенка.
А ведь именно в дошкольном возрасте воспитывается гражданско-патриотическая позиция, закладывается фундамент правового и нравственного воспитания, формируются чувства любви и уважения к народным традициям, начинается приобщение к духовному и материальному наследию, а также происходит гармоничное развитие личности ребенка.
Большую роль в коррекции и развитии речи у детей-логопатов могут играть творческие проекты по различным темам, представленные в виде системы мероприятий просветительского и творческого характера, объединенных единой темой. Данный метод работы позволяет ребенку усвоить материал быстро, интересно и успешно. Для организации правового, нравственного и, непосредственно, речевого воспитания детей была выбрана система творческих проектов по изучению документа «Конвенция о правах ребенка». Первая проектная тема: «Имя-великое сокровище» (согласно разделу «Конвенции» - «Право на имя»), далее следуют темы по последующ им разделам документа: «Право на семью», «Право на медицину», «Право на отдых и досуг» и др. Последовательность предложенных детям тем зависит от их интересов, для чего необходимы наблюдения, беседы с родителями, выяснение, что дети уже знают по этим темам и что им необходимо усвоить.
Предварительные результаты работы с проектами показали: у детей формируется правовая и гражданско-патриотическая позиция, происходит развитие диалогической речи, расширяется словарный запас, повышается уровень духовно-нравственной культуры.
В разработке проекта для нашего детского сада принимали участие: логопед, воспитатель, дети, родители и другие специалисты. Продолжительность проекта составляет один месяц. Проекты целесообразно проводить внутри одной группы.
В завершении проекта необходимо подвести итог, который может быть представлен в виде создания альбома с детскими работами и фотографиями, рисунки детей, награждение победителей конкурса.
Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Для подготовительного этапа необходимо:
Проведение форм совместной деятельности логопеда, детей, специалистов и родителей, представленных в схеме, составляют основной этап проекта.
Заключительный этап творческого проекта заключается в подведении итогов проделанной работы. Итоги представлены в виде выставок, речевых праздников, изготовления подделок и т.д.
На протяжении всей проектной деятельности проводится постоянная работа с родителями, для включения и непосредственного их участия в проекте. Обязательным условием проведения проектов является использование мультимедийных технологий и различных аудиовизуальных средств. Нами были использованы аудиозаписи, мультфильмы, выполнены презентации по темам.
Ниже представлен план творческого проекта.
Тема: «Имя - великое сокровище».
Участники проекта: специалисты, родители и воспитанники старшей группы.
Цель проекта:
Интеграция задач гражданско-патриотического, правового и нравственного воспитания в различные виды деятельности.
Активизация познавательной и речевой деятельности старших дошкольников.
Воспитание чувства любви и уважения к народным традициям. Приобщение к духовному и материальному наследию.
Гармоничное развитие личности ребенка.
Задачи проекта:
-Расширять активный словарь, формировать связное высказывание;
-Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
-Приобщать детей к процессу познания;
-Развивать творческое воображение;
-Формировать гражданско-патриотическую позицию детей;
-Содействовать повышению уровня духовной культуры;
-Развивать чувство любви и уважения к родным, близким;
-Знакомить с народными традициями.
Планируемый результат:
-Развитие активного словаря и связной речи ребенка.
-Всестороннее развитие личности дошкольника.
-Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
-Доверительное общение детей и родителей.
Продолжительность: 1 месяц.
Планирование:
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
Подготовительный этап | ||||
1 | Анкетирование родителей | 1 неделя | Учитель-логопед, воспитатели | |
2 | Круглый стол для родителей | 1 неделя | Учитель-логопед, воспитатели, родители | |
3 | Оформление родительского уголка | 1 неделя | Учитель-логопед, воспитатели | |
Основной этап | ||||
4 | Беседы по теме с использованием презентаций | 2-4 недели | Учитель-логопед, воспитатели | |
5 | Рассматривание иллюстраций к документу о правах ребенка | 2 неделя | Учитель-логопед, воспитатели, родители | |
6 | Заучивание загадок, считалок, потешек, пословиц и поговорок про имена | 2 неделя | Учитель-логопед, воспитатели, родители | |
7 | Разучивание игр («Паутинка», «Назови себя») | 2-3 неделя | Воспитатели, инструктор по физкультуре | |
8 | Организация сюжетно-ролевой игры «Семья» | 2 неделя | Воспитатели | |
9 | Чтение сказки с элементами драматизации «Похищенное имя» | 3 неделя | Педагог по драматизации | |
10 | Логопедическое занятие-викторина (пословицы и поговорки) | 3 неделя | Учитель-логопед | |
11 | Рисование руками «волшебными красками» своего имени | 4 неделя | Воспитатель по ИЗО | |
12 | Лепка из солёного теста своих портретов (дома) | 4 неделя | Родители и дети | |
Заключительный этап | ||||
13 | Конкурс авторских стихотворений | 4 неделя | Учитель-логопед, педагог по драматизации | |
14 | Выставка рисунков «Мое имя» | 4 неделя | Учитель-логопед, воспитатель по ИЗО | |
15 | Панно «Генеалогическое древо руками детей» | 4 неделя | Родители и дети |
Используемая литература:
- Рылеева Е.В. Как помочь ребенку найти своё «Я». Книга-путеводитель для ребенка 6 лет. Москва, 2000год.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003 год.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Москва, 2009 год.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1.А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Рецепт изготовления каравая и пирогов см.: Сахарова М. И. Тесто в будни и праздники (вместе с детьми). — М.: Астрель. АСТ, 2002.
- Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составление^ нотации и фотографии Науменко Г. М. — М.: Беловодье, 1998.
Детская литература
- Барто А. «Имя и фамилия».
- Житков Б. «Как меня назвали».
- Юдин Г. «Рыжий город».
- Сеф Р. «Имя у тебя одно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы
Презентация...
Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»
в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...
Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край» с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшей группы "Масленица"
Интересный проект,в ходе реализации которого дети знакомятся с традицией празднования праздника "Масленица"...
Статья "Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей старшего возраста"
Этот опыт актуален лично для меня, потому что исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть как можно ...