Проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
проект

Ахметгареева Гузалия Фанировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г.ЯНАУЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Разработала: Ахметгареева Г.Ф

г. Янаул

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»

                                                                                                                   Шарль Луи Монтескье

          Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.

У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.

Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

Задача, стоящая перед педагогом  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

формирование потребности в здоровом образе жизни;

формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

эстетическое развитие детей;

сотрудничество семьи и ДОУ

обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Цели проекта.

1. Гармоничное духовное развитие личности  и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России и Республики Башкортостан.

2. Содействие обретению личности ребенка нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского и башкирского народов.

3. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

4. Снижение уровня агрессивности.

5.  Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации

Задачи проекта:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

 -расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

 -развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

 - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта: тематический.

Срок проекта: один год

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - Семья - Детский сад -Родная улица, район -Родной город. -Страна, ее столица, символика -Права и обязанности (Конституция) -Права ребенка (конвенция)

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

                                                           Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Задача: Создание тематической развивающей среды с постепенным пополнением и обогащением ее по мере изучения темы.  

Результат:  Составлено тематическое перспективное планирование, изготовлен дидактический материал для проведения занятий, бесед, экскурсий. Изготовлены тематические дидактические альбомы, где представлен весь материал по приобщению детей к русской и башкирской народным культурам . Составлены конспекты непосредственно образовательной деятельности, перспективные планы, цикл этических бесед.

2 этап- практический

Включение в  программу задач духовно- нравственного воспитания. Включение в календарно-тематический план:                                                      

1.Цикл непосредственно образовательной деятельности познавательного характера.

2.Планирование этических бесед (первая половина дня),

3.Рассматривание тематических альбомов.

4.Свободная художественная деятельность детей

5.Чтение художественной литературы.

6.Дидактические и сюжетно – ролевые игры.

Условия реализации проекта

Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

Методы реализации проекта:

Наглядный метод  :

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведение дидактических игр;
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • моделирование сказок.
  • Словесный метод :
  • чтения художественной литературы;
  • словесные игры;
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
  • Практический метод:
  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры;
  • оформление выставок, папок-передвижек
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • экскурсии;
  • изготовление  наглядных пособий.

Принципы реализации проекта

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

 Педагогический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

 Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия  дошкольника.

 Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

  Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Формы работы с детьми, родителями: непосредственно образовательная деятельность; решение проблемных ситуаций; создание коллекцией; ситуативный разговор; моделирование; выставки детских работ; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; развлечения, конкурсы; дидактические и сюжетно-ролевые игры; родительские собрания по темам проекта; Фотоконкурсы; праздники; семейные мини-проекты; создание макета , игры – тренинги, просмотр видео фильмов, презентаций, чтение художественной литературы, виртуальные экскурсии, создание папок-раскладушек, встречи, родительские собрания, проведение совместных мероприятий, анкетирование, индивидуальные консультации, наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные праздники.

                                                            Планируемые результаты
Дети имеют представления:


-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
 -сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей;
- воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;
 - являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям;
 - понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Комплексно-тематическое планирование реализации проекта

Тематика

Вид    деятельности

Сентябрь

1.«Что такое хорошо, и что такое плохо»

2. « История Башкортостана, история родов»

3.В.Вересаев «Братишка»

4. «Мы такие разные»

5. «Моя семья»

Моделирование ситуаций

Непосредственно образовательная деятельность

Чтение художественной литературы

Ситуативная беседа

Продуктивная деятельность

Октябрь

1«Герб моей семьи»

2. «Мое право на имя»

3. «Наша столица-Уфа»

4. «Дом, улица, адрес»

5. «Что такое доброта»

6. «Наши добрые дела»

7. «Моя Республика»

8. «Шежере»

Художественное творчество(создание макета символов)

Непосредственно образовательная деятельность

Виртуальная экскурсия с применением икт

Ситуативный разговор

Анкетирование родителей воспитанников

Художественное творчество

Праздник посвященный дню республики Башкортостан

Праздник родословной.

Ноябрь

1.«Сказочный денек»

2. «Мой родной Янаул»

3. «О России пою»

4. «Мои поступки»

5.  «Национальный башкирский костюм»

6. «Уважай отца и мать будет в жизни благодать»

7. «Про друзей»

8. « Моя семья»

9. «Мама, папа я –дружная семья»

10. «День народного единства»

День добрых дел и поступков

Создание альбома.

Конкурс  чтецов

Решение проблемных ситуаций

Художественное творчество

Непосредственно образовательная деятельность

Чтение художественной литературы

Сюжетно-ролевая игра.

Создание папок-раскладушек

Праздничное мероприятие

Декабрь

1.«Какого цвета радость»

2. «Москва-столица России»

3. «Мои права»

4. «О верной дружбе и друзьях»

5. «Братья наши меньшие»

6. «Друг детства» В.Драгунский

7. «Посеять в людях доброту»

8. «Те кто меня любит»

9. «Портрет семьи»

10. «Рассказы моей бабушки»

11. «Родной язык –язык дружбы народов»

Художественное творчество

Виртуальное путешествие с применением икт

Непосредственно образовательная деятельность

Праздничное развлечение

Фотовыставка

Чтение художественной литературы

Родительское собрание

Беседа с детьми

Художественное творчество

Встреча со старшими членами семьи.

Праздничное мероприятие.

Январь

1.«Дружная семья»

2. «Школа маленьких волшебников»

3. «Про себя и про ребят» Г.Ладонщиков

4. «Мой папа-пожарник»

5. «Отчего портится настроение»

6. «Добрые поступки»

7. «Сорочинскаяярмарка»

Пальчиковая театрализация

Сюжетно-ролевая игра

Чтение художественной литературы

Экскурсия в пожарную часть

Непосредственно образовательная деятельность

Беседа с воспитанниками

Праздничное развлечение

Февраль

1.«Я учусь у дедушки»

2. «Мой папа и дедушка –защитники отечества»

3. «Илья Муромец»

4. «Славные богатыри русские»

5. «День защитников Отечества»

7. «Курай- наш славный»

8. «Воспевая край родной»

9. «Мои добрые дела»

Беседа с воспитанниками

Оформление стенда

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Праздничное мероприятие

Непосредственно образовательная деятельность

Рассматривание иллюстраций родного города

Акция добрых поступков.

Март

1.«Вежливые слова»

2. «Добрая тучка»

3. «Мама – слово дорогое»

4. «Мои права»

5. «Масленица»

6. «Как утенок маму искал»

7. «Одежда нашего народа»

8. «Шкатулка добрых дел»

Викторина для воспитанников

Дидактическая игра

Праздничное мероприятие посвященное  Международному женскому дню

Непосредственно- образовательная деятельность

Праздничное развлечение

Моделирование сказки

Создание альбома одежды

Апрель

1.«Покорение космоса»

2. «Просто старушка» В.Осеев

3. «Герб моей семьи»

4. «Я дарю хорошее настроение»

5. «Портрет моей семьи»

6. «Уважай  свой труд, труд других»

7. Народные праздники России

7. «Светлый праздник Пасха»

Непосредственно-образовательная деятельность

Чтение художественной литературы

Конкурс рисунков

Игра-тренинг

Художественное творчество

Ситуативный разговор

Беседа

Праздничное развлечение

Май

1. «Их подвиг никто не забудет»

2.«Наши деды сделали все        для  Победы»

3. «День  9 Мая»

4. «Сабантуй»

5.»Доброта в руках твоих»

Просмотр видеофильма

Праздничное мероприятие

Конкурс  чтецов

Праздничное развлечение

Итоговое мероприятие.

Список используемой литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

3. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

5. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 118. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).

6. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.

7. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

8. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.

10. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.

11. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.

12. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

13. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.

14. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.

15. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие// [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/14.php.

16. Сущность воспитания // [Электронный ресурс] // (http://spb-tei.ru/2005/09/16/sushhnost-vospitanija.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшей группы "Масленица"

Интересный проект,в ходе реализации которого дети знакомятся с традицией празднования праздника "Масленица"...

Консультация для воспитателей ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

Консультация для воспитателей «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок

Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...