Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные Задачи: - развивать мелкую моторику рук; - учить различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки; - учить соотносить согласные звуки с буквами; - развивать фонематический слух, анализ и синтез; Оборудование и материалы: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами (см. п.4), таблички с согласными буквами (см. п.7), карточки со словами (см. п.12). Ход занятия: - Организационный момент:
- Какое сейчас время года? (осень) - А какой месяц? (октябрь) - октябрь – второй месяц осени, значит, какой он? (осенний) 2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний: - Сегодня мы с вами поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать. - Давайте назовем твердые и мягкие согласные парами. Обратите внимание на то, как меняется положение вашего языка, губ при произношении. Итак, начинаем по очереди. (Дети произносят пары согласных звков: Б - Б’, T - T’, Н – Н’ и т.д.) (На доске висят две картинки: синий и зеленый домики). - Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым. - Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом? 3. Пальчиковая гимнастика: - Потренируемся немного перед занятием: Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы) Друг без друга им нельзя. Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы) Безымянный и последний Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши) Будем их соединять ( соединяют большой палец с остальными по порядку) И движенье выполнять. Мы рога козе покажем (показывают рожки) И рога оленя даже. Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. (показывают ушки зайчика) Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы) Будем с пальцами дружить. са | ся | са | ся | со | сё | со | сё | су | сю | су | сю | сы | си | сы | си | сэ | се | сэ | се |
4. Чтение слоговых рядов: - Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку. - Вы обратили внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я,и), согласный будет произносится мягко? - Теперь выполняйте по моему заданию: прочитайте слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д. 5. «Скажи наоборот»: - Сейчас я буду называть слоги, если услышите твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумайте твердый: Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ. 6. «Какой это звук?»: - У вас на столах лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый: Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо. 7. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами: На столах лежат таблички (см. рисунок 1) - Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Рис. 1 Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук. - Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий. 8. Работа в тетрадях: -. Я назову слоги, а вы запишите только те, в которых есть мягкий согласный: а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА…. б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ… 9. Физкультминутка: Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки). 10. «Сбежавшие буквы»: Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы. - Догадайтесь, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова. Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. . - Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим. - Прочитайте мне слоги в которых есть мягкий согласный. 11. «Найди ошибку»: - Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим. Мама режет люк для супа. – (лук) На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки) Мы любим париться в банке. – (баньке) На ветке сидит галька. – (галка) 12. Разучиваем стихотворение: - Послушайте внимательно стихотворение: Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень. Искала булавку весь день. - Повторим его вместе со мной. - Теперь запишем его в тетрадях под мою диктовку. - Вашим домашним заданием будет выучить этот стих. 13. Итог занятия: - Ребята, какие согласные мы учились различать сегодня? |