проект по теме: «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы. Цель:повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов,создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии;повышение эффективности логопедической работы за счет включения в работу всех анализаторных систем, внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы». | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Ртищево Саратовская область
Проект
учителя-логопеда Стуенко Т.Г.
по теме:
«Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».
Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г.на 2017-2018 уч.год
Время проведения ответственный | Название проекта вид | Цель проекта | Продукт проекта |
Долгосрочный Сентябрь-июнь Учитель-логопед Стуенко .Г. | «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы». Социально-значимый, информационно-познавательный | повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов, создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии; повышение эффективности логопедической работы за счет включения в работу всех анализаторных систем, внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда | Дети с нормой речевого и психического развития, подготовленные к миру, построенному на цифровых технологиях. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда. План использования ИКТ в системе логопедической работы. |
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для работы с родителями, педагогами, для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г.К. Селевко).
АКТУАЛЬНОСТЬ:
У большинства современных детей, посещающих логопедические пункты, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Цели проекта:
- повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов
- создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии;
- внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда
Задачи:
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
- внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда
Расширенные возможности при использовании ИКТ
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
Участники проекта: дети-логопаты, педагоги, родители.
Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая.
Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная
Сроки проведения проекта: сентябрь-июнь 2017-2018 уч.год
Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый, информационно-познавательный
Новизна проекта: использование современных образовательных информационно- коммуникативных технологий для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса
Планируемый результат: повышение заинтересованности участия ребенка в коррекционно-образовательном процессе, расширение кругозора ребенка;
повышение владения техническими навыками обращения с компьютером; воспитание личности, адаптированной к жизни в современном обществе.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сбор информации по теме) 1сентября -30сентября
- Подготовка теоретического и практического материала по теме проекта.
- Диагностика речевого и психического развития детей. Анализ результатов диагностики
- «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
- Составление плана реализации проекта логопедом
2.Основной этап - коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.
Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию с детьми.
Формы использования ИКТ учителем-логопедом в работе с детьми::
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
- игры, презентации на сайтах МЕРСИБО (http://mersibo.ru), сайт http://romaschki.jimdo.com/, www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft Power Point.
Проведение работы с родителями
Фронтальная работа – родительские собрания с использованием презентаций
Индивидуальная работа - подготовка памяток по речевому и психическому развитию ребенка для каждого родителя. Предоставление печатных индивидуальных заданий по речевому развитию для закрепления дома с ребенком.
Информационно-консультативная – предоставление письменных консультаций в «Уголок логопеда» по всем группам ДОУ и индивидуальное консультирование
Работа с педагогами и родителями
1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения и личном сайте логопеда и в социальных сетях.
2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.
- размещение на сайтах необходимых информационных материалов;
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
- самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
- консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
Формы использования ИКТ в своей работе учителем-логопедом
1. Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).
2. Использование информационных интернет – ресурсов:
www.iteach.ru, www.logoped.ru, blogs.mail.ru/help, www.blogger.com, narod.yandex.ru и другие.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
- создание своего электронного адреса, интернет-сайта.
Примерный пополняемый план использования в коррекционно-логопедическом процессе презентаций, электронно-методических пособий, сайтов для логопедов.
№ | Наименование электронных пособий | Цель | Использование | Сроки проведения |
1. | Электронно-методическое пособие «Учимся говорить правильно» | Автоматизация звуков | индивидуальное | В течение года по мере постановки звуков |
2. | Автоматизация звука «Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ, С,З» (альбомы Комаровой-электронный вариант) | Автоматизация звуков | индивидуальное | В течение года по мере постановки звуков |
Презентация-игра «Фрукты и овощи» | Классификация и обобщение предметов, развитие словесно-логического мышления | Подгрупповое | К лексич.теме: Осенняя ярмарка. Сад-огород 4неделя сентября | |
Мультимедийная презентация «Речевые нарушения у детей.Логопедические игры для родителей и педагогов» | Познакомить родителей и педагогов с речевыми нарушениями и их причинами, предложить логопедические игры для развития речи у детей | Родительское собрание Педсовет | Сентябрь Февраль | |
Презентация.Автоматизация звука Ль Звуки Р,Л. | Автоматизация звуков и дифференциация звуков р-л | Индивидуальное подгрупповое | В течение года по мере постановки звуков | |
Презентация.Дифференциация звуков С-Ш | Дифференциация звуков | Индивидуальное подгрупповое | февраль | |
Презентация «Кто спрятался», | Закрепление знаний о диких животных и образование притяж.прилагат-х., | Индивидуальное подгрупповое | К лексич.теме «Дикие животные» 1 неделя февраля | |
Презентация «Животные и их детеныши» | Пополнение словаря, закрепление знаний о животных, закрепление правильного использования предлога С (тв.пад) | подгрупповое | К лексич.теме «Домашние животные» 2 нед.ноября | |
Презентация-Глазодвигательная гимнастика «Космос» | Подгрупповое | Подгрупповое | К лексич.теме «Космос» 2 неделя апреля | |
Говори правильно «Дифференциация Р, Рь, Л, ЛЬ» | Дифференциация звуков | Индивидуальное | В течение года по мере постановки звуков | |
Угадай кто это? (Электронное пособие-игра) | Закрепление знаний о животных Африки, образование притяж.прилаг. | Подгрупповое | К лексич.теме «Животные Африки» | |
Презентация. «Белочка и волчище». | Закрепление звуков Ч, Щ, обогащение словаря | Индивидуальное | Вторая половина года по мере постановки и автоматизации звуков | |
учебные компьютерные игры: "Стираем, сушим, гладим". Закрепление произношения звука Л в словах и предложениях. "Игрушки". Развитие речи. и др. | Индивидуальное подгрупповое | По мере необходимости и подбора материала в течение года | ||
Логопедические Программы, логопедияОписание: Программы для логопедов и родителей в помощь логопедам и родителям детей с нарушениями речи. | Использование компьютерных технологий в работе логопеда. | Индивидуальное подгрупповое | По мере необходимости и подбора материала в течение года | |
Логопедические Программы, логопедия Детские развивающие игры онлайн. Бесплатные флэш-игры для детей. | Индивидуальное подгрупповое | По мере необходимости и подбора материала в течение года | ||
Логопедические Программы, логопедия Читаем по слогам.На, Лу и гласные - Логоритмика | Индивидуальное подгрупповое | По мере необходимости и подбора материала в течение года |
3. Этап - заключительный – июнь
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - июнь
ВЫВОД: информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужен ли компьютер специалистам, работающим с дошкольниками. Сама жизнь поставила учителя-логопеда перед внедрением компьютерных технологий в систему коррекционной...
Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развит...
проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательно...
проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».
Внедрение ИКТ в процесс логопедической работы...
Использование игровых информационно-компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающей работы при поэтапном формировании речевого дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речевого общения у дошкольников с ТНР
Наиболее эффективным средством коррекции речевого дыхания в процессе формирования речевого общения дошкольников, имеющих ТНР, является игротерапия. Разнообразные игровые ситуации, смоделированные педа...