Логопедическое обследование безречевого ребенка
учебно-методический материал по логопедии на тему
Ваш ребенок молчит. Что же с ним происходит? Что стало причиной молчания? Повлияет ли молчание на умственное развитие малыша? Нужно просто ждать или следует срочно обратиться за помощью к специалистам? Куда обратиться за помощью? Как можно самостоятельно обследовать своего неговорящего ребенка? В статье даются ответы на многие вопросы, волнующие родителей детей с задержкой речи и предложены задания для тестирования уровня психофизическогоуровня развития ребенка от 1 года до 3,5 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое обследование безречевого ребенка
Ваш ребенок молчит. Что же с ним происходит? Что стало причиной молчания? Повлияет ли молчание на умственное развитие малыша? Куда обратиться за помощью? Эти и другие вопросы ежеминутно посещают головы родителей, у которых дети не говорят.
Некоторые мамы и папы полагают, что такое состояние временное, и никуда не обращаются, а просто ждут. Другие родители не сидят на месте, а активно действуют. Вот именно они-то и правы. Бездействие положительного результата, зачастую, не несет. Родители обращаются за помощью к специалистам – логопедам или учителям-дефектологам, которые могут сказать, что следует подождать. На самом деле специалисты могут быть правы. Однако если вашему ребенку три года и он молчит, времени для ожиданий нет.
Необходимо экстренно изучить психофизическое и речевое развитие ребенка для того, чтобы начать с ним коррекционно-педагогическую работу. Чем раньше это будет сделано, тем положительнее прогноз.
Чтобы родители были «подкованы» в вопросах диагностики и смогли сами обследовать своего ребенка, предлагаем познакомиться с вариантами заданий, которые помогут определить уровень психофизического развития неговорящего малыша.
Содержание этапов логопедического обследования безречевого ребенка.
Первый этап направлен на изучение неречевой функции ребенка и предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно).
Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги
Предложите ребенка показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого попросите показать место расположения предметов в комнате. Например, «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предложите ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью нарисуйте на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и попросите ребенка определить место нахождения фрукта.
Задание 2. Праксис позы
Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предложите ребенку повторять за вами различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.
Задание 3. Праксис мелкой моторики
Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений. С этой целью попросите ребенка повторить за вами различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.
Задание 4. Оральный праксис
Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Попросите ребенка повторить по подражанию вашим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочки, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.
Задание 5. Конструктивный праксис
Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предложите ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.
Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез
Предложите ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Попросите соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.
Содержание второго этапа логопедического обследования неговорящего ребенка
Второй этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.
Задание 1. Изучение способности к подражанию
Предложите ребенку копировать совершаемые вами действия и мимику. Это может быть махание руками, стук по столу, хлопки, приседания, прыжки, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.
Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов
Попросите ребенку показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.
Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов
Предложите ребенку определить, что вы показываете с помощью жестов. Речевое сопровождение ваших действий должно отсутствовать.
Задание 4. Изучение способности к имитированию действий
Предложите ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.
Предлагаемые вами задания должны быть эмоционально окрашенными, вызывать желание их выполнять. Будьте доброжелательными, отзывчивыми, заинтересованными по отношению к малышу и к тому, что он делает. Используйте различные средства стимуляции и положительного подкрепления его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол логопедического обследования ребенка с ОНР. Подготовительная группа
Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической ...
Логопедическая карта обследования "безречевых" детей.
Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей? В итоге я составила...
Методика логопедического обследования речи ребенка дошкольного возраста.
Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развит...
Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"
Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов 2.Обследовать понимание предложений...
Чек-лист. ЛОгопедическое обследование безречевого ребенка
Предсталвены этапы работы и задания для детей....
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...
Логопедическое обследование неговорящего ребенка.
Рекомендции родителям неговорящих или малоговорящих детей 2-4 лет....