Сообщение из опыта работы «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда через использование инновационных технологий»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Инновационные технологии в логопедической практике являются эффективным средством, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность своей работы, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_markina_i.p.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Сообщение из опыта работы
«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда через использование инновационных технологий»
Концепция модернизации Российского образования и ФГОС дошкольного образования ставит перед современными образовательными учреждениями задачи достижения более высокого качества педагогического процесса, и для того, чтобы повысить, оптимизировать свой профессионализм, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных программ, педагогических технологий.
2 слайд
Виды педагогических технологий в работе учителя-логопеда: традиционные и инновационные.
Традиционные технологии – это общепринятые и наиболее популярные классические технологии, разработанные в середине-конце XX века такие как:
- Технология логопедического обследования.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технология развития лексико-грамматических компонентов,
- Технология формирования слоговой структурой слова.
- Технологии развития связной речи.
- Технология логопедического массажа.
3 слайд
Инновационные технологии - это новейшие технологии начала XXI века, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
4 слайд
Использование инновационных технологий на современном этапе
в логопедической практике:
- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем
традиционным технологиям;
- это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- это новые стимулы, которые служат для создания благоприятного
эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и
активизации нарушенных психических функций.
5 слайд
Инновационные технологи на логопедических занятиях основываются на базе основных дидактических принципов:
1. Принцип системности (подход к коррекции речевых нарушений, исправление всех структурных компонентов языка).
2. Принцип последовательности обучения (от простого варианта — к
сложному).
3. Принцип индивидуального подхода в коррекционной работе (учёт индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей).
6 слайд
Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:
1. Арт-терапевтические технологии:
- изотерапия (нетрадиционные техники рисования);
- сказкотерапия (куклотерапия, сказочная имидж-терапия);
- креативная игротерапия (песочная терапия, плассотерапия);
- кинезиотерапия (логоритмика, психогимнастика).
2. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа (с элементами самомассажа):
- различные виды логопедического массажа;
- нетрадиционные пальчиковые игры;
- криотерапия.
3. «Су – Джок» – терапия.
4. Мнемотехника.
5. Современные технологии сенсорного воспитания.
6. Дидактический синквейн.
7. Информационные технологии.
7 слайд
Размышляя над тем, как разнообразить коррекционную деятельность в старшей группе компенсирующей направленности и сделать её более интересной, развивающей для детей, я использую некоторые из представленных инновационных технологий в своей работе.
1. Арт-терапевтические инновационные технологии
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Формы работы комплексной сказкотерапии, применяемые мной в работе - это куклотерапия и сказочная имидж-терапия.
8 слайд
- куклотерапия – направлена на развитие диалогической и монологической
речи, для проведения артикуляционной гимнастики. Для этого используются бумажные, настольные куклы, …
9 слайд
….перчаточные
Кукла «Лягушонок» - поможет в проведении артикуляционной гимнастики.
10-11 слайды
- сказочная имидж-терапия- преображение с помощью масок, направлена
на развитие диалогической речи, связной речи (осуществляется обыгрывание диалогов и сюжетов сказок, считалок).
12 слайд
2. Мнемотехника
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию, что способствует развитию связной речи детей.
Начиная работу с простейших мнемоквадратов (описательные рассказы), последовательно переходим к мнемодорожкам (рассказывание сказок, разучивание скороговорок) и позже - к мнемотаблицам (заучиванию стихотворений, составлению рассказов).
13-14 слайды
3.Нетрадиционные пальчиковые игры
Также в своей коррекционной работе мы используем нетрадиционные пальчиковые игры для совершенствования мелкой моторики пальцев рук , зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
- Игры с прищепками прекрасный тренажер для пальчиков.
С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, дождик тучке, сажаем травку на грядке и другое.
15 слайд
- Игры со стеклянными камешками «Марблс» очень интересны для
детей, спобствуют развитию не только мелкой моторики, но и творческого воображения.
16 слайд
Фото
1. «Укрась картинку»
2. «Выложи по образцу, по контуру» и др., вариантов игр множество.
17 слайд
- Игры с бросовым материалом, бусинами, макаронами, с пробками от
бутылок.
18-19 слайды
Пальчиковый самомассаж
Пальчиковый самомассаж –это массаж ладоней разнообразными предметами.
- Массаж металлическими или стеклянными разноцветными шариками,
орехами, каштанами, шишками, массажным мячиком
20 слайд
- Прищепочный массаж.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.
21-22 слайды
- Массаж шестигранными карандашами.
Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
23 слайд
- Массаж рук крупяными мешочками и разминание игрушек антистресс.
24-25 слайды
4. «Су – Джок» – терапия
Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребёнка. Достоинства: высокая эффективность; абсолютная безопасность; универсальность.
26 слайд
5. Информационная технология обучения – это инновационная педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Чтобы разнообразить и создать эмоционально-положительный настрой у детей в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, сделать её более интересной, развивающей для детей я использую игры-задания в форме презентации и специальные компьютерные программы.
Достоинство их в том, что они привлекают внимание, динамичны и заставляют сконцентрироваться на изучаемом материале.
Игры-презентации были представлены в занятии.
27 слайд
Специальные компьютерные программы, которые я использую в своей работе:
Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” 2003 г.
(Автор: Лизунова Лариса Рейновна).
Объемное изображение, звуковое сопровождение действий, программа также позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.
28 слайд
Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий, в ней более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока.
1. Блок «Просодика», модули «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Высота и тембр».
Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:
- длительность и сила речевого выдоха,
- громкость и тембр голоса,
- темпо-ритмичность,
- интонационная выразительность,
четкость и разборчивость речи
2. Блок «Звукопроизношение»
Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звеноречевой системы.
3. Блок «Фонематика» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Модули «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез».
4. Блок «Лексика» направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Модули «Слова», «Словосочетания», «Валентность».
Таким образом, инновационные технологии в логопедической практике являются эффективным средством, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность своей работы, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
29 слайд
Свое выступление хотелось бы закончить словами Джоржа Бернарда ШОУ-
«Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу. Я указываю вперёд, вперёд по отношению к себе и к вам».
Спасибо за внимание! Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация модели коррекционного процесса в ДОУ через использование интерактивных методов и электронных образовательных ресурсов.
В докладе рассматривается возможность использования в работе учителя - логопеда электронных ресурсов и интерактивных методов обучения....
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста", ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...
Сообщение из опыта работы по взаимодействию воспитателя и учителя-логопеда
Взаимодействие с учителем-логопедом...
Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"
Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Опыт работы "Формирование знаний дошкольников о ПДД через использование инновационной технологии ТРИЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
Воспитание безопасного поведения детей в роли пешеходов — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, ус...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...