Сообщение из опыта работы «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда через использование инновационных технологий»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Маркина Инна Петровна

Инновационные  технологии в логопедической практике являются эффективным  средством, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность своей работы,  стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_markina_i.p.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Сообщение из опыта работы

 «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда через использование инновационных технологий»

Концепция модернизации Российского образования и ФГОС дошкольного образования ставит перед современными образовательными учреждениями задачи достижения более высокого качества педагогического процесса, и  для того, чтобы повысить, оптимизировать свой профессионализм, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных программ, педагогических технологий.

2 слайд

        Виды педагогических технологий в работе учителя-логопеда: традиционные и инновационные.

          Традиционные технологии – это общепринятые и  наиболее популярные классические технологии,   разработанные в середине-конце XX века такие как:

  1. Технология логопедического обследования.
  2. Технология коррекции звукопроизношения.
  3. Технология развития лексико-грамматических компонентов,
  4. Технология формирования слоговой структурой слова.
  5. Технологии развития связной речи.
  6. Технология логопедического массажа.

3 слайд

           Инновационные технологии  - это новейшие технологии начала XXI века,  обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

                                                         4 слайд

Использование инновационных  технологий  на современном этапе

в логопедической практике:

- это лишь дополнение  к общепринятым, проверенным временем

традиционным технологиям;

- это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

- это новые стимулы, которые служат для создания благоприятного

эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и

активизации нарушенных психических функций.

5 слайд

 Инновационные технологи на логопедических занятиях основываются  на базе основных дидактических принципов:

1. Принцип системности (подход к коррекции речевых нарушений, исправление всех структурных компонентов языка).

2. Принцип последовательности обучения (от простого варианта — к

сложному).

3. Принцип индивидуального подхода в коррекционной  работе (учёт индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей).

6 слайд

       Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:

1. Арт-терапевтические технологии:

  • изотерапия (нетрадиционные техники рисования);
  • сказкотерапия (куклотерапия, сказочная имидж-терапия);
  • креативная игротерапия (песочная терапия, плассотерапия);
  • кинезиотерапия (логоритмика, психогимнастика).

2. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа (с элементами самомассажа):

  • различные виды логопедического массажа;
  • нетрадиционные пальчиковые игры;
  •  криотерапия.

3. «Су – Джок» – терапия.

4. Мнемотехника.

5. Современные технологии сенсорного воспитания.

6. Дидактический синквейн.

7. Информационные технологии.

7 слайд

           Размышляя над тем, как разнообразить  коррекционную  деятельность в старшей группе компенсирующей направленности и сделать её более интересной, развивающей для детей,  я использую  некоторые  из представленных инновационных технологий в своей работе.

1. Арт-терапевтические инновационные технологии

         Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

         Формы работы комплексной сказкотерапии, применяемые мной в работе - это куклотерапия и сказочная  имидж-терапия.

8 слайд

  • куклотерапия – направлена на  развитие  диалогической и монологической

речи, для проведения артикуляционной гимнастики.  Для этого используются  бумажные, настольные куклы, …

9 слайд

….перчаточные

Кукла  «Лягушонок» - поможет в  проведении артикуляционной гимнастики.

10-11 слайды

  • сказочная  имидж-терапия- преображение с помощью масок, направлена

на развитие диалогической речи, связной речи (осуществляется обыгрывание диалогов и сюжетов сказок, считалок).

12 слайд

2. Мнемотехника

          Мнемотехника  – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию, что способствует развитию связной речи детей.

Начиная работу с простейших мнемоквадратов (описательные рассказы), последовательно переходим к мнемодорожкам (рассказывание сказок, разучивание скороговорок)  и позже - к мнемотаблицам (заучиванию стихотворений, составлению рассказов).

   

13-14 слайды

3.Нетрадиционные пальчиковые игры

      Также  в своей коррекционной   работе мы используем нетрадиционные пальчиковые игры для совершенствования мелкой моторики пальцев рук , зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

  • Игры с прищепками прекрасный тренажер для пальчиков.

С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучикидождик тучке, сажаем травку на грядке и другое.

15 слайд

  • Игры со стеклянными камешками  «Марблс» очень интересны для

детей, спобствуют развитию не только мелкой моторики, но и творческого воображения.

16 слайд

Фото 

1. «Укрась картинку»                 

2. «Выложи по образцу, по контуру» и др., вариантов игр множество.

17 слайд

  • Игры с бросовым материалом, бусинами, макаронами, с пробками от

бутылок.

18-19 слайды

Пальчиковый самомассаж

Пальчиковый самомассаж –это  массаж ладоней  разнообразными предметами.

  • Массаж металлическими или стеклянными разноцветными шариками,

орехами, каштанами, шишками,  массажным мячиком

20 слайд

  • Прищепочный массаж.

     Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

21-22 слайды

  • Массаж шестигранными карандашами.

      Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

23 слайд

  • Массаж рук крупяными  мешочками и разминание игрушек антистресс.

24-25 слайды

4. «Су – Джок» – терапия

         Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребёнка. Достоинства: высокая эффективность; абсолютная безопасность; универсальность.

26 слайд

   5. Информационная технология обучения – это инновационная педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Чтобы разнообразить  и создать эмоционально-положительный настрой у детей  в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности,  сделать её более интересной, развивающей для детей я использую  игры-задания в форме презентации  и специальные компьютерные программы.

Достоинство их в том, что они привлекают внимание, динамичны и заставляют сконцентрироваться на изучаемом материале.

         Игры-презентации были представлены в занятии.

                                                   

27 слайд

Специальные компьютерные  программы, которые я использую в своей работе:

           Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” 2003 г.

(Автор: Лизунова Лариса Рейновна).

           Объемное изображение, звуковое сопровождение действий,  программа также  позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.

28 слайд

          Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий, в ней более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока.

1. Блок «Просодика», модули «Дыхание», «Слитность», «Ритм»,  «Высота и тембр».

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

  • длительность и сила речевого выдоха,
  • громкость и тембр голоса,
  • темпо-ритмичность,  
  • интонационная выразительность,

четкость и разборчивость речи

2. Блок «Звукопроизношение»

     Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звеноречевой системы.

3. Блок «Фонематика» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.  Модули  «Звуки», «Слова»,  «Анализ», «Синтез».

4. Блок «Лексика» направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Модули «Слова»,  «Словосочетания», «Валентность».

          Таким образом,  инновационные  технологии в логопедической практике являются эффективным  средством, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность своей работы,  стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

29 слайд

   Свое выступление хотелось бы закончить словами Джоржа Бернарда ШОУ-

«Я не учитель, а только  путник, у которого вы спросили дорогу.   Я указываю вперёд, вперёд по отношению к себе и к вам».      

Спасибо за внимание! Желаем успехов!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация модели коррекционного процесса в ДОУ через использование интерактивных методов и электронных образовательных ресурсов.

В докладе рассматривается возможность использования в работе учителя - логопеда электронных  ресурсов и интерактивных методов обучения....

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Опыт работы "Формирование знаний дошкольников о ПДД через использование инновационной технологии ТРИЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

Воспитание безопасного поведения  детей в роли пешеходов  — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, ус...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...