"От логопеда к родителю -сотрудничество!"
консультация по логопедии на тему
Из каких граней состоит логопедическая работа для родителя
(в сотрудничестве с логопедом) ?
Попросту ,что должен знать и делать родитель ,помогая своему ребёнку и специалисту справляться с дефектами речи малыша .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из каких граней состоит логопедическая работа для родителя
(в сотрудничестве с логопедом) ?
Попросту ,что должен знать и делать родитель ,помогая своему ребёнку и специалисту справляться с дефектами речи малыша :
-начать можно с таких простейших бытовых вариаций –
Развитие мышц речевого аппарата.
Что нужно делать:
- жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
- жевать сырые овощи (редис, морковь, репа ,брюква);
- лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
- чистить зубы (и десна) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
- полоскать рот;
- жевать боковыми зубами;
- сосать сухарики из хлеба, булки (соленые);
- лизать мороженое.
- И др.
Это то что возможно делать самим без руководства специалиста .
Под контролем логопеда добавим сюда артикуляционную гимнастику .
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?
- Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения;
- Иногда ребенок не может поставить губы и язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук;
- Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения;
- Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить его, не только за результат, а но и за старание;
- Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно;
- В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.
Кроме выше перечисленного не может быть эффективной логопедической работы без крайне важной части-
Развития мелкой моторики.
Научите ребёнка за лето:
- самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- собирать, перебирать ягоды;
- полоть грядки;
- выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
- играть с глиной и мокрым песком;
- играть с мячами (ловить, бросать, бить в цель);
- бросать и ловить летающие тарелочки.
- собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- перебирать крупы;
- играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
- раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- вышивать - завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- плести из бисера;
- лепить из пластилина, пластика, теста.
Добавлю :
Лучше если вы отложите до формирования чистой речи:
- Изучение иностранных языков. Норма в чужом языке может быть дефектом в своем ( межзубное произношение свистящих звуков – норма для английского языка, грассирующее «р» - норма во французском, вибрация всей небной занавески – норма в немецком, но все это будут дефекты для русского языка). И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для русского языка, а учитель – закреплять старый (дефектный для нас), что провоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть различными , но хорошими – никогда(заикание, энурез – недержание мочи, тики и т.п.).
- Обучение чтению. Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс « звук – буква». Для формирования рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобиться в несколько раз больше.
И если это уже успешно сделано ,может возникнуть вопрос :
Как помочь ребенку развивать связную речь?
Ответим и на него :
Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.
Альбомы:
- Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем юбимце и т.п.
- Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.
- Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок должен взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.
Рассказы ребёнка:
- Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.
Пересказы:
- Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку. Задавайте вопросы по содержанию текста.
- Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном вам, папе, знакомым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"
Материал предназначен для логопедов и воспитателей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей
Еженедельные консультации для родителей по программе Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ...
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...
Консультация для родителей: "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» "
Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей...
Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"
Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"...