"От логопеда к родителю -сотрудничество!"
консультация по логопедии на тему

Иванова Ольга Александровна

imageИз каких граней состоит логопедическая работа для родителя  

(в сотрудничестве с логопедом)  ?

Попросту ,что должен знать и делать родитель ,помогая своему ребёнку и специалисту справляться с дефектами речи малыша .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из каких граней состоит логопедическая работа для родителя  

(в сотрудничестве с логопедом)  ?

Попросту ,что должен знать и делать родитель ,помогая своему ребёнку и специалисту справляться с дефектами речи малыша :

-начать можно с таких простейших бытовых вариаций –

Развитие мышц речевого аппарата.

 Что нужно делать: 

  • жевать мясо (а не только сосиски и котлеты); 
  • жевать сырые овощи (редис, морковь, репа ,брюква); 
  • лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка; 
  • чистить зубы (и десна) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса; 
  • полоскать рот; 
  • жевать боковыми зубами; 
  • сосать сухарики из хлеба, булки (соленые); 
  • лизать мороженое.
  • И др.

Это то что возможно делать самим без руководства специалиста .

Под контролем логопеда добавим сюда артикуляционную гимнастику .

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать? 

  • Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения; 
  •  Иногда ребенок не может поставить губы и язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук; 
  • Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения; 
  • Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить его, не только за результат, а но и за старание; 
  • Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно; 
  • В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают. 

Кроме выше перечисленного не может быть эффективной логопедической работы без крайне важной части-

Развития мелкой моторики.

 Научите ребёнка за лето: 

  • самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки); 
  • собирать, перебирать ягоды; 
  • полоть грядки; 
  • выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп; 
  • играть с глиной и мокрым песком; 
  • играть с мячами (ловить, бросать, бить в цель); 
  • бросать и ловить летающие тарелочки. 
  • собирать мозаики, конструкторы, пазлы; 
  • перебирать крупы; 
  • играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»); 
  • раскрашивать раскраски цветными карандашами; 
  • складывать простые игрушки из бумаги (оригами); 
  • вышивать - завинчивать гайки (игрушечные и настоящие); 
  • плести из бисера; 
  • лепить из пластилина, пластика, теста. 

Добавлю :

Лучше если вы отложите до формирования чистой речи: 

  • Изучение иностранных языков. Норма в чужом языке может быть дефектом в своем ( межзубное произношение свистящих звуков – норма для английского языка, грассирующее «р» - норма во французском, вибрация всей небной занавески – норма в немецком, но все это будут дефекты для русского языка). И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для русского языка, а учитель – закреплять старый (дефектный для нас), что провоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть различными , но хорошими – никогда(заикание, энурез – недержание мочи, тики и т.п.). 
  • Обучение чтению. Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс « звук – буква». Для формирования рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобиться в несколько раз больше.

И если это уже успешно сделано ,может возникнуть вопрос :

Как помочь ребенку развивать связную речь?

Ответим и на него :

Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения. 

 Альбомы: 

  • Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем юбимце и т.п. 
  • Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого. 
  • Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок должен взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами. 

 Рассказы ребёнка: 

  • Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым. 

 Пересказы: 

  • Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку. Задавайте вопросы по содержанию текста. 
  • Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном вам, папе, знакомым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей

Еженедельные консультации для родителей по программе Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»

Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...

Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"

Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"...