Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"
консультация
Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_no1.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является организация работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи очень многообразны. Они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
На сегодняшний день отмечается большое увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Особенно это отмечается среди детей дошкольного возраста. Поэтому, если не уделить должного внимания этой проблеме в детском саду, при обучении в школе у детей могут возникнуть в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по учебным предметам, а также проблемы в общении со сверстниками.
В нашем Боровском детском саду «Журавушка» оказывается логопедическая помощь по принципу логопедического кабинета, деятельность которого направлена на выявление детей, имеющих нарушение речи, на коррекционную и профилактику речевых нарушений, а также на подготовку воспитанников с нарушениями речи к школьному обучению.
Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется взаимодействие в работе логопеда и родителей. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во –вторых, у родителей есть возможность закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения с ребёнком. Однако многие родители не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей и поэтому необходимо тесное сотрудничество логопеда с семьёй. Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы: (по В.А. Петровскому):
1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап: «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап: «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям. Логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап: «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей, при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:
приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал
в домашних условиях.
Информационное просвещение предполагает знакомство:
с возрастными особенностями становления детской речи;
с результатами логопедического обследования;
с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение включает в себя:
обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с
ребенком-логопатом;
привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.
Тестирование и анкетирование – позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Дни открытых дверей – родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Родительские пятиминутки – родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Консультации-практикумы – совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.
Родительские собрания – «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год».
Домашние задания – логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.
Домашние игротеки - знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Выпуск газет для родителей «Веселая семейка» – освещаются события детей, даются практические советы родителям.
Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали» –представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями.
Размещение информации на сайте ДОУ.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом. Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем.
Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Укрепление внутрисемейных связей. В настоящее время, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолевают не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решают многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с особенностями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в работе с дошкольниками по преодолению речевых нарушений»
В опыте работы представлены материалы по нетрадиционным формам работы с родителями...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Консультация "Игровые сеансы в работе с детьми и родителями дошкольной образовательной организации"
Консультация «Игровые сеансы в работе с детьми и родителями в дошкольном образовательной организации»Ребенок на этапе завершения дошкольного периода должен усвоить нормы и правила принятые в обществе,...
16 игр с мячом для коррекционной работы с детьми логопеда, дефектолога, психолога
Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка. В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом речевой зоной и занимает треть всей площади двигательной проекции коры. Когд...
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...
Консультация для родителей: "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» "
Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей...
«Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках даны подобные отдельные рекомендации, но их ...