Конспект НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Путешествие в осенний лес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_osenniy_les.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель - логопед Ставцева Т.М.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
«Путешествие в осенний лес»
Образовательная область: речевое развитие.
Направление: формирование лексико-грамматических категорий речи.
Программное содержание
Уточнение знаний детей о лесе, о признаках осени.
Продолжение обогащения и активизации словаря (прилагательных) по теме: осень (ранняя, золотая, поздняя, красивая, разноцветная, золотистая, изменчивая, дождливая, богатая, прекрасная, грустная, багряная).
Продолжение работы по расширению словарного запаса по теме:
Лес (огромный, густой, дремучий, красивый, печальный, осенний, хвойный, смешанный, багряный, яркий, сказочный, березовый, дубовый, сосновый, необходимый, зеленый).
Формирование практического навыка образования родственных слов к слову лес суффиксально - префиксальным способом (подлесок, перелесок, лесок, лесник, лесничий, лесочек, лесные, Полесье).
Практическое использование навыка употребления предлога В в самостоятельной речи.
Упражнение в образовании относительных и качественных прилагательных (от названий деревьев) существительных, в подборе слов - антонимов, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Упражнение в образовании относительных прилагательных от слова «осень», согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже (осенний парк, осенние сапоги).
Формирование навыка образования существительных множественного числа родительного падежа (много листьев, деревьев).
Развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние вербально и мимикой (развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать).
Развитие умение слышать, выделять и называть выразительные средства языка. Формирование интонационной выразительности речи.
Развитие эмпатии, воображения, внимания.
Развитие речевого дыхания.
Воспитание у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе.
Оборудование: экран, компьютер, слайды, елка, пень, осенние листья по количеству детей, мяч, корзины с ягодами, фруктами, овощами.
Предварительная работа. Заучивание стихотворений:
«Унылая пора! Очей очарованье! А. С. Пушкина;
«Уж небо осенью дышало» А С. Пушкина;
«Лес, точно терем расписной…» И. А.Бунина.
«Осень наступила, высохли цветы». А. Н. Плещеев.
« Нивы сжаты, рощи голы». С. А. Есенина.
Ход НОД
I. Организационный момент.
II. Подготовительный этап. Введение в тему.
1. Упражнение на развитие эмпатий.
- Здравствуйте, ребята! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь. Поздоровайтесь с гостями!
Дни стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Осенью.
III.ИНМ.
Какие еще приметы осени вы знаете? Ответы детей.
А какая осень в нашем городе? Ветряная, солнечная, пасмурная, дождливая, холодная, разноцветная, изменчивая, золотистая, прекрасная, грустная.
-Какие краски любит осень? Ответы детей.
Что хорошо осенью? Солнце греет. На деревьях разноцветные листья. Под ногами золотой ковер. Листопад. Паутина летает.
Что плохо осенью? Грязь. Холод. Лужи. Идут дожди.
- Несмотря на эти маленькие неприятности, осень - сказочно красивое время года! А вы любите сказки? Ответы детей.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходив зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
( лес)
Весной одевается,
Осенью раздевается.
(лес)
Правильно, это лес.
-А вы хотели бы оказаться в волшебном лесу? Ответы детей.
Много слов про лес сказали,
Интересного узнали,
А теперь пришла пора
Нам отправиться туда!
Произнесем вместе:
«Глазки ты скорее закрывай,
В лес волшебный попадай».
Слайд №1 (осенний лес).
Да, мы очутились в волшебном лесу.
Давайте возьмемся за руки и произнесем такие слова: «Раз, два, три, сказка в лес позови».
Дети произносят их шепотом, тихо, громко.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
-Вот мы с вами и в сказочном лесу.
Давайте подышим свежим воздухом.
Дыхательные упражнения.
1)Вдох и в выдох носом. 2) Вдыхайте воздух одной ноздрёй, другой ноздрёй, обеими ноздрями. 3) Наберите в лёгкие воздух через рот и медленно выдыхайте носом. 4) Теперь наберите в лёгкие воздух через нос и медленно выдыхайте через рот.
Воздух, какой в лесу? Свежий, чистый, прозрачный, лесной.
Какие красивые елки! Давайте назовем их ласково. Елочки. Они разные по величине. Одни высокие, а другие? Низкие.
Красиво в осеннем лесу. А кто знает стихотворения про лес, осень?
Дети читают стихотворения и отрывки из них. (Слайд №2, 3, 4)
И. Бунин «Лес точно терем расписной..»
Пушкин А. С. «Уж небо осенью дышало..»
Пушкин А.С. «Унылая пора!
Дети, какие красивые стихотворения.
А кто написал эти стихотворения? Ответы детей.
А какое настроение появляется у вас, когда вы слышите эти стихотворения? (Радостное, печальное) Какие эмоции испытываете вы? - Радости, грусти, печали
Красивые стихотворения про осень, про осенний лес.
А сейчас давайте к слову лес подберем слова-родственники.
Лес- лесной, лесовичок, лесоруб, лесник, Полесье, подлесок, перелесок.
За ваше умение подбирать слова-родственники, такие красивые и разные слова вам сюрпиз.
С потолка сыплются осенние листья.
-Ах, как красиво! Точно настоящий лес.
-Давайте рассмотрим, с какого дерева лист у каждого из вас и назовем какой лист.
У меня лист с клёна - кленовый лист.
У меня лист с рябины – рябиновый лист.
У меня лист с тополя – тополиный лист.
У меня лист с каштана - каштановый лист.
У меня лист с березы - березовый лист.
У меня лист с дуба - дубовый лист. И т. д.
-Какого цвета листья осенью? Желтые, красные, коричневые, разноцветные.
-Что означает слово «листопад?». Явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев. Как образовалось это слово? Ответы детей.
- Терем - высокий дом с расписными ставнями, украшенный крышей.
-Что вы увидели? Ответы детей.
Представьте себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, яркое солнышко. Молчание. Спокойствие. Красота необыкновенная.
Звучит «Осень» Вивальди из симфонического концерта «Времена года».(слайд №4)
- Осень пришла и в лес. Посмотрите сколько листьев. Вы их собрали, молодцы. Что же произошло с листьями? Они что делали? Висели, желтели, летели, кружились, танцевали, упали.
-А кто листья срывает с деревьев? (ветер)
Давайте, мы посчитаем вместе. Сколько листьев ветер сбросил на землю.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные волнообразные движения ладонями).
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой!
(Загибают по одному пальчику на обеих руках).
Вот последний лист осинки
Ветер бросил на тропинку. (Нищева)
(Спокойно укладывают ладони на пол).
Дети берут листья и демонстрируют листопад, подбрасывая их кверху.
А сейчас поиграем в игру «Чей листочек улетит дальше?». Подуйте на осенний листок.
Представьте себе, что вы легкие листочки, вы висели на дереве, ветерок подул, вы оторвались, покружились и упали. Снова ветерок поднял наши листочки. Они кружились, танцевали и упали. Ветерок затих, и у каждого из вас появились листочки.
У меня один лист, а много? Листьев. А как назвать ласково лист? Листик, листочек.
У нас много листьев.
-А какое время года наступит скоро? Зима. И чтобы деревьям было тепло, давайте укроем корни их пушистым одеялом. Как вы думаете, из чего будет одеяло? Из листьев.
Так какой сказочный герой живет в лесу? Лесовичок.
Он загадал вам загадку и спрятал ее.
Давайте искать. Пень, за пнем.
-Где спрятал? За пнем.
-Откуда достали? Из-за пня.
Корзина с овощами, фруктами, ягодами.
Рассортировать по 3 корзинам.
Богатая пора осень.
И мы богаты тем, что вместе выполнили задание.
Что-то в лесу стало холодно. Недаром говорят: «Осень – перемен восемь».
Что это означает? (ответы детей). (Осень переменчивая).
Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Осень» с мячом.
Солнце осенью – осеннее Ветер осенью-…
Небо осенью -… Туча осенью-…
Дождь осенью -… Лес осенью-…
Погода осенью -… Одежда осенью-…
Утро осенью -… Вечер осенью-…
День осенью -… Роща осенью-…
Куртка осенью -… Сапоги осенью -…
Игра «Скажи ласково»
Яблоко -… груша-…
Ягода -.. баклажан-…
Кабачок -.. огурец-..
Картошка -… лист-…
Вам нравится в лесу?
Но пришла пора возвращаться в сад.
Глазки ты скорее закрывай
В садик свой ты попадай!
Один, два, три, четыре, пять.
Вот и дома мы опять!
Слайд №5 (детский сад)
Итог НОД.
Вот мы и в родном саду. Где же мы были? Что делали в лесу?
Чем привлекательна пора осени?
Что показалось вам наиболее интересным?
Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»
Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....
Конспект игрового занятия "Осень, осень золотая...".
Для старшей группы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...
Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"
В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа
Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...
Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...
Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.
методическая разработка: конспекта игрового досуга для детей разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...