Оформление уголка логопеда в ДОУ по лексическим темам
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Подбор дидактических игр для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda.docx | 17.18 КБ |
semya.mamin_prazdnik.docx | 18.07 КБ |
dom_i_ego_chasti.docx | 18.56 КБ |
komnatnye_rasteniya.docx | 29.24 КБ |
mebel.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА НЕДЕЛИ
«ПОСУДА»
ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ В ТАКИЕ ИГРЫ, КАК:
1. Игра «Какой бывает посуда?» Посуда бывает чайной, столовой и кухонной.
2. Игра «Назови посуду….». Эта игра пополняет и активизирует словарь существительных по данной теме.
- посуда для чаепития - это чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарницы, маслёнки, вазы для конфет и печенья.
- столовая посуда - это глубокие тарелки для первых блюд, мелкие — для вторых, ложки, вилки, нож.
- кухонная посуда – это кастрюли, сковородки, дуршлаг, миски, скалка и т.д.
3. Игра «Подбери слово». Эта игра пополняет и активизирует словарь прилагательных.
Образец: Если посуда сделана из пластмассы, то она (пластмассовая)
Из глины….…………………...Из стекла-……………….……. Из металла-……………………Из дерева-……………………. Из фарфора-…………………. Из бумаги-…………………… Из хрусталя-…………………. Из фаянса-…………………… Из керамики-………………… |
4. Игра «Что где лежит?» Эта игра учит словообразованию.
Образец: перец - в перечнице
Сахар в ……..………….…………масло в……..….………………….. хлеб в…………………..…….…...соль в……………………………… перец в………………..………..…конфеты в…………………………. |
5. Игра «Родственные слова». Эта игра учит образовывать однокоренные слова.
Образец: Кофе – кофейник – кофейный
Чай - ...........................................................
Суп ............................................................
Кофе-…………………………………..
Предварительный просмотр:
ТЕМА НЕДЕЛИ
«СЕМЬЯ.
МАМИН ПРАЗДНИК»
ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ В ТАКИЕ ИГРЫ, КАК:
- Игра: «Назови чей». Эта игра учит ребенка образовывать притяжательные прилагательные.
Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),
папа — папин(а),
бабушка — бабушкин (а),
дедушка — дедушкин (а),
дядя — дядин (а),
тетя — тетин (а).
- Игра: «Назови ласково». Эта игра учит ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Дети — детки — деточки;
семья — семейка;
мама — маменька, мамулечка, матушка;
папа — папочка, папуленька, папулечка;
сын — сыночек, сынуля;
дедушка — дедулечка;
бабушка — бабулечка;
дочь — дочка — доченька;
внук — внучек, внучок;
внучка — внученька;
сестра — сестричка;
брат — братик.
- Игра: «Один — много». Эта игра учит ребенка образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах
Семья — семьи — много семей,
ребенок — дети — детей,
работа — работы — много работы (работ),
мама — мамы — мам,
папа — папы — пап,
дедушка — дедушки — дедушек,
бабушка — бабушки — бабушек,
сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),
дочь — дочери — дочерей,
сестра — сестры — сестер,
брат — братья — братьев,
внук — внуки — внуков,
младенец — младенцы — младенцев,
цветок — цветы — цветов,
подарок — подарки — подарков,
праздник — праздники — праздников.
- Игра: «Закончи предложения». Эта игра учит ребенка склонять существительные по падежам
У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме). Я люблю гулять со своей ... (мамой). Я очень горжусь своей ... (мамой).
- Игра: «Опиши, какая (какой), что делает?». Эта игра учит ребёнка поиску соответствующих понятий
Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;
бабушка — ... ;
дедушка — ... ;
папа — ... ;
брат — ... ;
сестра —…;
Предварительный просмотр:
ТЕМА НЕДЕЛИ:
«ДОМ»
ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
В ТАКИЕ ИГРЫ, КАК
- Игра «Дома бывают». Эта игра учит поиску соответствующего понятия
Для людей — жилой дом,
для машин — гараж,
для собак — конура, будка,
для коней — конюшня,
для свиней — свинарник,
для коров — коровник,
для птиц — скворечник, гнездо,
для кур — курятник и т.д.
- Игра «Скажи наоборот». Эта игра учит подбирать антонимы
Высокий — ….(низкий)
далекий — …..(близкий)
широкий —….(узкий)
большой — …(маленький)
новый — ….(старый)
белый — …(черный).
- Игра -монолог «Опиши свой дом». Эта игра учит составлять монолог
Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.
- Игра «Назови ласково». Эта игра учит ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Окно — окошко, окошечко,
комната — комнатка,
стена — стеночка,
балкон — балкончик,
лестница — лесенка,
звонок — звоночек,
и т.д.
- Игра «Мы считаем». Эта игра учит образовывать имена существительные и прилагательные множественного числа в именительном и родительном падежах
Одна комната — две комнаты — пять комнат,
одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,
один дом — два дома — пять домов, и т.д.
- Игра «Если в доме два этажа». Эта игра учит образовывать относительные прилагательные
Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.
Два этажа — дом ... (двухэтажный). Три этажа — дом ... (трехэтажный) и т.д.
- Игра «Назови, какой?» Эта игра учит образовывать относительные прилагательные
Дом из соломы — соломенный, из кирпича —…, из камня — ... , из дерева —….
Предварительный просмотр:
ТЕМА НЕДЕЛИ
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
В ТАКИЕ ИГРЫ, КАК:
- Игра: «Назови комнатные растения». Эта игра развивает связную речь, активизирует словарь по теме.
Попросите ребенка назвать комнатные растения, которые он знает (герань, фиалка, кактус, фикус). Спросите, почему эти растения называются комнатными (потому что они растут на подоконнике в комнате).
- Игра «Сосчитай до пяти». Эта игра учит ребенка согласовывать существительные с числительными.
(фиалка): одна фиалка, две фиалки, ….., пять фиалок;
(фикус): один фикус, два фикуса,….пять фикусов;
(колючий кактус): один колючий кактус, два колючих кактуса,….пять колючих кактусов
- Игра «У меня нет…». Эта игра учит ребенка изменять существительное по родам и числам.
(фиалка). У меня нет фиалки.
(фиалки). У меня нет фиалок.
(кактус). У меня нет кактуса.
(кактусы). У меня нет кактусов.
И т.д.
- Игра «Что лишнее и почему?». Эта игра развивает восприятие речи, мышление.
Морковь, кактус, фиалка, герань. (морковь- это овощ).
Кактус, фикус, платье, герань. ( платье-это одежда)
Ит.д.
- Игра «Раздели слова на слоги». Эта игра развивает фонематическое восприятие
Как-тус, ге-рань, фи-кус, фи-ал-ка.
- Назови части растения. Эта игра учит выделять части из целого, развивает речь.
Предварительный просмотр:
ТЕМА НЕДЕЛИ
«МЕБЕЛЬ»
ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ В ТАКИЕ ИГРЫ, КАК:
1.Игра «Назови мебель….». Эта игра пополняет и активизирует словарь существительных по данной теме.
2. Игра «Какой? Какая? Какое?». Эта игра пополняет и активизирует словарь прилагательных, учит согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Образец: кресло (какое?)- мягкое, удобное, большое, желтое.
Аналогично игра проводится с другими предметами мебели (диван, стул, табуретка, стол, шкаф, полка и т.д.)
3. Игра «Что где лежит?» Эта игра учит практическому использованию предлогов в речи, изменению имен существительных по падежам.
Образец: одежда – в шкафу
Платье - на стуле Игрушка - под столом Книга - на диване | Кошка - на табуретке Картина - над креслом Тетрадь - в столе и т.д. |
4. Игра «В гостях у гнома». Эта игра учит образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Образец: стул-стульчик
Аналогично игра проводится с другими предметами мебели (диван, стул, табуретка, стол, шкаф, полка и т.д.).
5. Игра «Назови какой, добавляя слово «он, она, оно». Эта игра учит образовывать относительные прилагательные, согласовывать имена прилагательные с местоимениями.
Образец: стул сделан из дерева, значит- он деревянный
Шкаф сделан из дерева, значит -…………
Кровать сделана из железа, значит –…….
Кресло сделано из кожи, значит-…………
Стул сделан из пластмассы, значит -…....
Диван сделан из бумаги, значит-………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Семья"
Рекомендации по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР на материале лексической темы: "Семья"...
Ркомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Инструменты"
Рекомендации логопеда для родителей по обогащению словаря, формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР на материале лексической темы: "Инструменты"...
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 1)
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Овощи " (Занятие № 1). Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 2)
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).
Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми по лексической теме "Рыбы". "Рыбалка"
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми по лексической теме "Рыбы". "Рыбалка". Учить детей составлять перессказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)...