Занятие: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Перелетные птицы»
Занятие для детей
подготовительной группы
Учитель-логопед
Зотина О.И.
Санкт-Петербург, 2015 год.
Цель: Обогащение словаря детей на тему “Птицы”.
Коррекционно-образовательные задачи:
- активизация и актуализация словаря по теме «Перелётные птицы»;
- закрепление понятия «перелётные», «зимующие» птицы;
- отработка выразительности движений;
- выработка диафрагмального типа дыхания; уяснить строение птиц, внешние признаки, названия;
- совершенствование грамматического строя речи: учить образовывать сложные прилагательные, приставочные глаголы, усвоить категорию Родительного падежа, единственного числа им. сущ., согласовывать им. существительные и прилагательные;
- учить правильно артикулировать, чётко произносить слова;
- учить составлять рассказ при помощи моделей;
- учить составлять описательные рассказы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие связной речи;
- тренировка амблиопичного глаза, развитие прослеживающей функции глаза, зрительного внимания;
- развитие речевого слуха, слухового внимания;
- развитие координации слов и движений в соответствии с музыкой, общей и мелкой моторики;
развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие чувства ритма;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- совершенствование произвольной регуляции поведения и концентрации на деятельности;
- телесное раскрепощение; снятие внутренних зажимов;
- создание доброжелательной атмосферы (доставить детям радость от совместной деятельности);
- сплочение детского коллектива, налаживание эмоциональных связей детей друг с другом;
воспитание внимательного, бережного отношения к птицам, к природе.
Оборудование: СО «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации». Модель-схема «Птица». Макет дерева с гнездом, птичка (игрушка или из бумаги, массажный мяч среднего размера. Волшебная палочка. Картинки с изображениями перелётных птиц, прищепки.
Технологии, используемые педагогом в мероприятии.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
- Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.
- Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
- Осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность.
Игровая технология.
- Игры (развивающие, дидактические, словесные, интеллектуальные)
Здоровьесберегающие технологии.
- Технология сохранения и стимулирования здоровья
(Подвижные игры)
- Релаксация под музыку.
- Коррекционные технологии:
- Зрительная гимнастика с движением.
- Упражнение на дыхание «Ворона»
- Психоречевая гимнастика. Речевая подвижная игра «Птички».
Технология мнемотехника
- Составление описательного рассказа о птицах с помощи графической модели.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц нашей полосы (отличительные особенности внешнего вида, названия). Разучивание русской народной песни «Журавль», песни «Воробьи, воробышки» сл. и муз. Е. Яновицкой.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Звучит запись «Птичьи голоса». Дети стоят около логопеда в кругу,
- Слышите многообразие птичьих голосов? Послушайте, как они щебечут, перекликаются друг с другом на разные лады.
Игра с мячом «Назови, не повторись»
- Вспомните, каких птиц вы знаете. Только будьте внимательны, не повторяйте уже названных птиц.
Логопед пускает мяч по кругу, дети передают его друг другу. По сигналу, движение мяча останавливается. Ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет любую птицу.
2. Основная часть.
- Молодцы, много названий птиц вспомнили. Теперь вспомним, как же выглядят птицы,
Беседа и составление описательного рассказа о птицах с помощью графической модели.
- что есть у птиц? Назовите части тела птиц.
- чем покрыто тело птиц?
- для чего нужны птицам перья?
- как передвигаются птицы?
- что птицы едят?
- Рассказать о птицах вам поможет модель.
Дети, пользуясь графической моделью, составляют рассказ о птице.
- Сегодня наше занятие не простое, а волшебное. С помощью волшебной палочки я смогу превращать вас в разных птиц. Взмахну волшебной палочкой и превращу вас в маленьких птичек. Берите клювики. (дети разбирают прищепки и встают в круг).
Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка».
Ищет птичка и в траве, (открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)
И на ветках, и в листве, (то же пальцами левой руки)
И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)
Мух, червей, слепней, жуков (то же правой руки)
- Осенью птицы готовятся к зиме. Но по-разному.
- Почему некоторые птицы улетают на юг? Как называются такие птицы? (перелётные).
- каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей).
- Сейчас я вновь взмахну своей волшебной палочкой и превращу вас в журавлей.
Зрительная гимнастика с движениями «Журавль».
Дети проговаривают текст, выполняют движения, голова неподвижна, взгляд перемещается в зависимости от движений (прослеживание).
За болотом травушка зелёная растет. Поднять руки вверх, потянуться.
По воде журавушка, журавушка идёт. Ходить, высоко поднимая колени, взмахивая руками.
Ой, как ноги высоко поднимает! Поднять сначала правую ногу, согнутую в колене, затем левую ногу. Смотреть на ноги.
Ой, как крылья широко раскрывает! Отвести в сторону сначала правую руку, затем левую.
Погулять он по травушке хочет, Ходить, высоко поднимая колени,
Не боится, что ноги промочит. Ввзмахивая руками
- Журавли и другие птицы одни за другими покидают нас до весны.
Дидактическая игра «Какой птицы не стало? » (на усвоение формы родительного падежа единственного числа существительных.)
На доске расположены картинки с изображениями перелётных птиц. Логопед убирает их по одной.
- Какой птицы не стало? (журавля, ласточки, дрозда.)
-Зимой наступает очень тяжёлое время для тех птиц, которые остаются с нами.
- Как вы думаете, почему?
- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (зимующие) - Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей).
- Я хочу рассказать вам одну историю про ворону.
Дыхательное упражнение «Ворона».
- Села ворона на забор и решила развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону поворачивает, (дети выполняют движения по тексту). И всюду слышно её карканье, (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кар! » 5-6 раз)
- Ворона так громко каркала, что охрипла. И стала каркать беззвучно, (дети повторяют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз).
-Я хочу загадать вам загадку:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(воробей).
- Взмахиваю своей волшебной палочкой и превращаю вас в воробьев.
Упражнение на развитие чувства ритма, мелкой моторики, координации слова и движения в сочетании с музыкой «Воробьи, воробышки». Слова и музыка Е. Яновицкой.
- Много разных птиц в лесу, с разными перьями, голосами. Мне больше всех понравилась одна птичка, только я забыла, как она называется, (логопед даёт описание одной птицы, дети определяют её название).
Игра «Узнай по описанию».
Дети подходят к макету дерева, на котором развешаны изображения птиц. Ребёнок по желанию выбирает птицу, даёт её описание. Остальные дети определяют по описанию и называют эту птицу, находят её изображение. Игра повторяется несколько раз.
- Вновь взмахну своей волшебной палочкой и превращу вас в птичек.
Психоречевая гимнастика. Речевая подвижная игра «Птички».
Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали,
(речь логопеда дети сопровождают движениями).
Упражнение на обозначение действий с помощью приставочных глаголов.
У логопеда в руках птичка, рядом макет дерева с гнездом.
- И моя птичка сидела в гнезде и захотела немного полетать. Поможете мне рассказать о птичке? (дети дополняют предложения различными формами глагола «летать») .
- Птичка из гнезда (вылетела, (подлетела) к дереву, села на ветку. Посидела птичка, посмотрела по сторонам, увидела просыпанное зерно. Птичка (слетела) с ветки, (подлетела) к зерну, поклевала и (полетела) обратно, (полетала) немного и (залетела) в гнездо.
3. Заключительная часть.
Дети стоят около логопеда. Звучит музыка для релаксации и голоса птиц.
- Наше путешествие в мир птиц закончено. Я думаю, что теперь вы будете замечать наших пернатых друзей, наблюдать за ними, помогать зимой. А ранней весной они наградят нас звонкой песней, летом помогут защитить лес и урожай от вредных насекомых.
Ресурсное обеспечение:
- «29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движениями, загадки для детей» А.В. Никитина. Издательство КАРО СПб 2009г.
- «Логопедия в детском саду» Л.Н. Смирнова. Москва. Мозаика Синтез. 2007г.
- «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет» Изд. КАРО СПб 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
конспект познавательного занятия по развитию речи для подготовительной группы...
Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы»
Образовательные области:-«Коммуникация», «Познание»...
Занятие "Перелетные птицы"
Неплохое занятие...
конспект занятия " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы"
Игры и упражнения по теме...
Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Домашние птицы»
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, уточнить названия...
План-конспект логопедического занятия Тема занятия: “Перелетные птицы”.
План-конспект логопедического занятияТема занятия: “Перелетные птицы”. Цель: Обобщение представлений о перелетных птицах.Задачи:• активизировать и расширять предметный, глагольны...