Статья: "Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах"
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemo.docx | 305.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ: Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах
Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, синтаксические нарушения, дефектное произношение звуков. Психические функции: зрительное и слуховое внимание, память - снижены.
Всё большее осложнение речевых нарушений у детей с течением времени заставляет использовать новые методы, приёмы в коррекции речевых нарушений. Одним из таких приёмов является МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника – совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Поэтому мнемотехника так широко используется логопедами и воспитателями в развитии связной речи. Особенностью методики использования мнемотаблиц в развитии связной речи является изображение не предметов, а символов для опосредованного запоминания.
Для разучивания стихотворений так же используются мнемотаблицы. Но в этом случае на каждое слово или словосочетание подбирается более конкретное изображение или предмет.
Мнемотехника в целом помогает развивать
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение.
Традиционно автоматизация звуков осуществляется поэтапно. Одним из этапов является автоматизация в текстах, как стихотворных, так и в виде рассказов. При этом обязательным условием подбора текстов является их насыщенность автоматизируемым звуком.
Зачастую особенности детей с ОНР: сниженное внимание, недостаточный объем памяти, грамматические нарушения, недоразвитие динамического праксиса, непонимание отдельных логических конструкций – не позволяют им качественно запоминать необходимые тексты.
Ребёнок испытывает значительные трудности:
- не может запомнить текст
- пропускает отдельные члены предложения
- пропускает предлоги
- меняет местами слова
- не чувствует ритмического рисунка стихотворения.
А если текст насыщен «трудным» звуком, то задача осложняется. Поэтому детям необходима дополнительная визуализация предлагаемого речевого материала.
Особенность методики – использование опоры (предметного изображения, символа), если не к каждому абсолютно слову (из-за невозможности доступно изобразить отдельные явления, действия и др.), то обязательно к каждому «трудному» для запоминания.
Таким образом данные схемы не могут быть жёстко привязаны к таблице так, как это принято в мнемотехнике обычно. Они являются подвижными и предполагаются для использования в индивидуальной работе с детьми.
Приемы работы.
Ребенку прочитывается текст целиком.
Затем предлагается часть текста (строка) для повторения за взрослым (заучивания).
Варианты повторения:
Ребенок повторяет фразу с незначительными ошибками, а впоследствии – без них;
Ребенок пропускает систематически структурные элементы (синтаксические компоненты);
Ребенок не чувствует ритмической структуры предложенной фразы и меняет слова местами, в том числе каждый раз в разных вариантах;
D. В речи ребенка отсутствуют отдельные предлоги, и этот дефект он переносит на заучиваемую фразу.
Тогда для варианта А фраза в картинках или «запоминайка» будет являться эмоциональным стимулом для повторения и заучивания.
Вариант В: для ребенка необходимо выделить пропускаемый компонент, который должен стать «важным». Целесообразно вместе с ребенком обсудить выбор символа, которым он (пропускаемый компонент) обозначен или выделить его цветом (подчеркнуть, обвести).
Вариант С: помогать ребенку следить за порядком изображенных символов, таким образом с помощью зрительной опоры воздействовать на развитие памяти и чувство ритмического рисунка.
Вариант D: каждый пропускаемый предлог должен быть обозначен буквами для читающих детей и символом для нечитающих, то есть в любом приемлемом варианте для ребенка.
Таким же образом, проводится работа по заучиванию других фраз текста.
В процессе заучивания ребенок начинает понимать смысл текста, отдельных слов, которые зачастую на начальном этапе могут быть недоступны для понимания ребенком с общим недоразвитием речи при учете еще и значительной насыщенностью их автоматизируемым звуком.
Когда ребенок «сам» может воспроизводить текст с опорой на картинку, это увеличивает его самооценку. Ребенок стремится делать это все чаще и чаще, демонстрирует это окружающим. Но останавливаться на этом этапе не следует.
«Такая автоматизация на том или ином этапе означает и закрепление на этом этапе. (Гальперин).Но нужно переходить к следующему этапу. Как только ребенок выучивает текст и начинает лишь изредка поглядывать на карточку, эту карточку нужно положить тыльной стороной вверх и предупредить ребенка, что если он что-нибудь забудет, то сможет посмотреть на «запоминайку», а потом перевернуть опять. Это создает ситуацию невольного, непроизвольного запоминания.
Таким образом, при использовании данной методики автоматизации звуков в «мнемотекстах» решаются задачи, направленные на
-развитие памяти
-понимание значимости отдельного слова
-формирование структурного образа фразы (нельзя пропускать синтаксические единицы)
-увеличение объема словаря за счет понимания отдельных слов в тексте
-формирование грамматического строя речи за счет автоматизации в речи четко сформулированных фраз
-понимание смыслового содержания текста
-развитие зрительного внимания
-развития образного мышления
-формирование чувства ритма
-развитие эмоциональности восприятия текста
-повышение самооценки, как следствие решения предыдущих задач.
В данном случае представлены зафиксированные изображения. На практике тексты могут «зарисовываться» вместе с ребенком, который сам часто предлагает варианты кодирования слов, а логопед доступными средствами фиксирует внимание ребенка на «трудных» для него словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи
Пояснительная запискаВ...
Конспект подгрупповой НОД по автоматизации звука "Р" в тексте
Тема НОД: Путешествие по морскому дну. Цель НОД: автоматизация звука "Р" в тексте. Эту НОД можно использовать в работе с детьми подготовительной группы с диагнозом - фонетико-фонематическое недоразвит...
Мнемотаблица на автоматизацию звука РЬ в тексте
Авторская мнемотаблица на автоматизацию звука РЬ в тексте...
Особенности автоматизации звуков на уровне текста у дошкольников с дислалией
На этом этапе широко используются принцип сознательности в работе над речью, т.о. развивается самоконтроль. Ребенок должен четко осознавать значение логопедических занятий, добиваться поставленных на ...
Конспект индивидуального логопедического ООД "Автоматизация звука Л в тексте"
Автоматизация звука Л в тексте...
Методическая разработка по использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах.
Мнемотехника широко распространена в современной педагогической практике, но особую значимость она имеет в коррекционной работе с детьми самых в различных направлениях. Данная методическая разработка ...
Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки»
Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки» для детей с задержкой психического развития в возрасте ...