В гостях у Мишки
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Логопедическое занятие в старшей группе "В гостях у Мишки" (с применением здоровьесберегающих технологий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_mishki.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в старшей группе «В гостях у Мишки» (с применением здоровьесберегающих технологий)
Задачи:
- уточнить представления детей о звуке (Ш);
- закрепить лексическую тему "Осень";
- закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, предложениях;
- закрепить умение определять место звука в слове;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение;
- развивать внимание, память, мышление и воображение.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)
Логопед: Ребята, посмотрите, что это там?
Логопед находит письмо и читает его:
«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска. Помогите мне найти потерявшийся звук».
– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.
Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить.
2. Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. | следить, чтобыгубы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должныкасаться углов рта. |
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. | следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Описание: | Методические указания: |
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. | следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). |
«Маляр»
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. | следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. | следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. |
Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.
3. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять | (загибать пальчики, начиная с большого на одной руке) |
Будем листья собирать | (сжимать и разжимать кулачки) |
Листья берёзы, | (загибать пальчики, начиная с большого на другой руке) |
Маме осенний букет отнесём. | («шагать» по столу средним и указательным пальчиками) |
Логопед: Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери). Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь). А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку). Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).
4. Массаж лица
– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.
Ручки растираем | (дети потирают ладони) |
И разогреваем | (хлопают в ладоши) |
И лицо теплом своим | (проводят по лицу сверху вниз) |
Пальчики сгребают все плохие мысли | (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам) |
Ушки растираем, | (растирают ушки) |
А потом руками, | (трогают щечки) |
Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.
В лес по сказочной тропинке | Тропинка, тропинка, ты нас проводи |
Здравствуй лес, дремучий лес, | Что за зверь? Какая птица? |
Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...). И снова нас ждет испытание.
5. Дыхательное упражнение «Листопад»
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
Звучит музыкальное сопровождение.
Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.
6. Развитие фонематического слуха
Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:
– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.
7. Произношение изолированного звука (Ш)
Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
8. Анализ артикуляции звука (Ш)
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
9. Физминутка. (Координация речи с движением)
Логопед: Встанем в круг разомнемся.
Вдруг закрыли небо тучи | (поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки) |
Начал капать дождь колючий | (прыжки на носочках, руки на поясе) |
Долго дождик будет плакать | (прыжки на носочках) |
Разведет повсюду слякоть | (приседаем и держим руки на поясе) |
Грязь и лужи на дороге | (идут по кругу, высоко поднимая колени) |
Поднимай повыше ноги. |
10. Упражнение "К какой схеме относится слово"
Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка
Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:
(Дети определяют к какой схеме относятся слова).
11. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах
Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.
Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.
(Дети выполняют задание)
Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
12. Автоматизация звука Ш в предложениях
Игра «Чьи игрушки?»
Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.
У Даши лошадка. Это ...
У Паши машина. Это ...
У Маши мышь. Это ...
У Миши шары. Это ...
У Наташи петушок. Это ...
Итог занятия
Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).
– Теперь он будет говорить правильно.
Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)
Логопед: Вам понравилось занятие?
Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Мишке-Топтыжке.
Развлечение для малышей с играми, песенками и хороводами....
Конспект физкультурного занятия с детьми от 2 до 4 лет "В гости к мишке"
Конспект физкультурного занятия содержит программные задачи, необходимое оборудование, подробное описание хода занятия....
Конспект НОД по физкультуре "В гости к Мишке"
Занятие по физкультуре в игровой форме...
Сценарий спортивного праздника для 2 младшей группы "В гости к мишке"
Сценарий спортивного праздника для 2 младшей группы "В гости к мишке"....
В гостях у Мишки
Конспект НОД по математике для детей средней группы детского сада. Счет до 5....
В гостях у Мишки
конспект Нод по ФЭМП...
Интегрированное занятие по развитию речи с элементами аппликации во 2 младшей группе на тему: «В гостях у мишки».
Уточнить представление детей о мебели, совершенствовать умение различать и называть мебель. Вызвать у детей радость от чтения знакомых стихотворений. Способствовать активном...