Речевые игры для младших дошкольников
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
Игра для ребенка – важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют его развитию. Игра стимулирует разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_dlya_mladshih_doshkolnikov.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры для младших дошкольников
Игра для ребенка – важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют его развитию. Игра стимулирует разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.
Играть любят все: дети и родители, ученики и преподаватели.
Игра является частью общечеловеческой культуры, ее истоком и вершиной. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось большое значение.
По мнению Д.Б. Эльконина, главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему его миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами.
Именно игра делает обучение интересным и занимательным, а значит, и успешным. Для взрослого же игра является отличным средством всестороннего развития и воспитания ребенка.
Интересные игры для детей разных возрастных групп приведены в книге А.С. Гавриловой, С.А. Шаниной, С.Ю. Ращупкиной «Логопедические игры для детей»:
Игры с детьми 3 лет
Игра «Слушай внимательно и выполняй»
Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания.
Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку.
Ход игры: играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка или детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т.п. если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть и не подсказывать.
Игра «Повтори за мной»
Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры: в эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка – догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Игра «Назови предмет»
Цель игры: научить ребенка находить подходящие по смыслу предметы и развивать фразовую речь.
Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку найти и назвать предмет, из которого едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т.п. если ребенок правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к составлению предложений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом открывают дверь» и т.п.
Игры с детьми 4 – 5 лет
Игра «Послушай и назови»
Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развивать фонематический слух.
Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи.
Ход игры: в игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода» и т.п.
Игра «Что это?»
Цель игры: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры: участники встают в круг. Взрослый называет предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например: яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан – посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т.п.
Игра «Назови ласковым словом»
Цель игры: закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить ловкость и быстроту реакции.
Оборудование: мяч.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например: мяч – мячик, стол – столик, ключ – ключик, шар – шарик, коса – косичка, яблоко – яблочко и т.д.
Игра «Чьи детеныши?»
Цель игры: закрепить в активной речи ребенка названия животных и птиц и их детенышей, обогатить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: картинки с изображением животных и птиц и их детенышей, мяч.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к изображенным животным и птицам детенышей. Как только ребенок правильно разложит картинки, он должен назвать детенышей. Например: «У коровы – теленок», «У кошки – котенок» и т.д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
Игра «Я люблю сок»
Цель игры: научить ребенка образовывать прилагательные от названий фруктов, овощей и ягод, развивать внимание, память, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры: взрослый дает ребенку образец на примере какого-либо овоща или фрукта. Например: «Мой любимый сок из слив – сливовый сок». После этого можно предложить ребенку образовать прилагательные от слов: яблоко, апельсин, картофель, морковь, капуста, малина, свекла, груша, вишня, смородина и т.д.
Игра «Что из чего?»
Цель игры: закрепить у ребенка умение употреблять относительные прилагательные, умение их образовывать, обогатить словарный запас, развить память, мышление, внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры: перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стекла, то он стеклянный и т.д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они…», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи – кожаные» и т.п.
Игра «Сломанное предложение»
Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры: взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложенное предложение. Например: мама, печь, торт, вкусный – Мама печет вкусный торт. Маша, кукла, с , играть – Маша играет с куклой.
Игра «Буква из палочек»
Цель игры: развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.
Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.
Ход игры: взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.
По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.
Играйте с нами, играйте сами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...
Речевые игры для младших дошкольников
Подбор игр для развития речи детей 3 - 5 лет...
Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников
Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:...
Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр
Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...
«Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у младших дошкольников ».
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского районаг. Санкт-Петербург.Выполнил воспитатель: Матвеева Виктория Васильевна.Ст...
Коррекционные речевые игры для младших дошкольников
Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, родителям дома. Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний стан...
Игра - как средство повышения речевой активности у младших дошкольников
Развитие речи-одно из важнейших направлений работ,.обеспечивает свевременное психическое своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке....