Пришла весна
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Дарья Вячеславовна

Логопедическое занятие в старшей группе «Пришла весна» (с применением здоровьесберегающих технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishla_vesna.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в старшей группе «Пришла весна» (с применением здоровьесберегающих технологий)

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

- закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;

- развивать связную речь;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;

- развивать координации речи с движением, самомассаж, су - джок терапия.

Ход занятия:

1. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце»).

Дети заходят в группу.

- Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Попрошу вас в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите,

И улыбки подарите!

Учитель - логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Учитель - логопед: Давайте поприветствуем солнышко. А вот о чём мы будем говорить с вами на занятии, вы узнаете из загадки, которую я прочту:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает? (Весна). (Дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне.

Учитель - логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова. Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Учитель - логопед передаёт игрушку - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. Садятся за столы).

2. Основная часть.

Учитель - логопед: Ребята, посмотрите, перед вами на экране картинки с изображением времён года (На экране слайд с изображением времен года: зима, весна, лето). Определите, на какой картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег, с крыш капают сосульки, прилетели птицы, дети надели весеннюю одежду и т. д.).

Учитель - логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Учитель - логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

3. Проводится массаж лица. (Звучит музыка «Массаж лица»)

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо - поглаживание.

Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев.

По утрам ещё иногда пощипывает морозец – пощипывание.

А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание.

4. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка».

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку – ку – ку - ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д – д - д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел Язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

5. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».

Учитель - логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Учитель - логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход).

Учитель - логопед: И вот весной оживает природа и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(Учитель - логопед обращает внимание детей на шарики Су - Джок).

6. Су – Джок - терапия «Сказка про Ёжика».

В лесу в маленьком уютном домике жил - был Ежик - показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он, то выглядывал из своего домика, то прятался - несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су - Джок.

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика и побежал по дорожке - катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж и очутился около реки. А через реку был переброшен мостик - круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Ежик сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег - прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна - большая, красивая - круговые движения шариком по ладони.

На поляне было много цветов: и подснежники, и крокусы, и мать – и - мачеха, и медуница, и тюльпаны! - прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна. Но пришло время возвращаться домой- один шаг, второй, третий, четвертый, пятый - и он на другом берегу - прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж по знакомой дороге. Добрался до своего домика - катать шарик по ладони вперед - назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул - зажать шарик в ладошке.

7. Упражнение «Клен» (координация речи с движением).

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицом в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает клен тугие кулачки. (Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку клен протянет раньше всех. (Вытягивают руки вперед, ладонями вверх)

8. Упражнение "Раздели слово на слоги".

Учитель - логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на экране. (На экране слайды с изображением примет весны: подснежники, скворечник, почки, сосульки, ледоход). Перед вами на столах лежат фишки для обозначения количества слогов. Ваша задача – назвать картинку, хлопками определить количество слогов в слове, затем вы все вместе выкладываете столько квадратиков, сколько слогов в слове.

- Молодцы, ребята. Все слова выложили правильно.

9. Упражнение "Что перепутал художник?"

Учитель – логопед: Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник. Как вы думаете, какое время года на ней изображено? Только всё ли правильно изобразил художник?

10. Итог занятия.

Учитель - логопед: Ребята, какие вы молодцы. Все старались, отвечали правильно, были очень активными. Но пора нам прощаться. До свидания, ребята!

Дети: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-газета "Пришла весна, ой пришла красна!"

Материал для родителей о весне...

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"

Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"

Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...

«Пришла весна красная, пришла весна ясная»

Проектная деятельность по речевому развитию«Пришла весна красная, пришла весна ясная»...