Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Барабуля Оксана Геннадьевна

«Речь – это канал развития  интеллекта…, - писал Н.И.Жинкин, - чем раньше будет  усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Огромная ответственность возлагается на педагогов дошкольных учреждений, которые должны приложить максимум усилий, чтобы успеть помочь формированию фундамента для дальнейшего психофизического развития ребенка.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_po_onr.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи

Составила воспитатель  МДОБУ №15 «Дружба»

Барабуля Оксана Геннадьевна

«Речь – это канал развития  интеллекта…, - писал Н.И.Жинкин, - чем раньше будет  усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Огромная ответственность возлагается на педагогов дошкольных учреждений, которые должны приложить максимум усилий, чтобы успеть помочь формированию фундамента для дальнейшего психофизического развития ребенка.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок  и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы.

Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок  недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым.

По мнению К.Д. Ушинского, ребенок должен понимать, что  означает обладать даром слова: «Я понимаю то, что мне говорят, могу выражать мои мысли и желания словами, так что меня понимают и другие люди: у меня есть дар слова».

Речевая деятельность является тончайшим выражением социальной природы человеческой психики. Нормальное развитие речи осуществляется благодаря общению с окружающими. Однако формирование речи протекает безболезненно только в достаточно благоприятных условиях, которые не всегда бывают обеспечены.

Овладение речевой деятельностью предполагает способности говорить и понимать сказанное.

Речевое общение - высшая форма взаимодействия с людьми – предполагает овладение языком. Ведь без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие.

 Проблема формирования лексики у детей с ОНР  интересует многих исследователей, таких как Т.Б. Филичеву, Р.И.Лалаеву, Г.В.Чиркину, Н.А.Никишину, Н.В.Серебрякову и др. Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблема изучения формирования лексической стороны речи  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на современном этапе является актуальной.

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста (М.М.Кольцова, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздев, В.В.Гербова, Е.И.Тихеева, В.И.Яшина.).

А.Г. Зикеева, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, А.В. Ястребова указывают на трудности, которые дети с речевыми нарушениями испытывают: дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют. Несмотря на многочисленные исследования в логопедии, анализ специальной литературы показал необходимость дальнейшей разработки владения дошкольниками  с ОНР лексикой.

           Нарушения лексики является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов.

Словарь пятилетнего ребенка (по данным А.Н.Леонтьева, а также А.Н.Гвоздева) в норме составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». Чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи, словарь беднее, чем у сверстников составляет примерно 2,5 тысячи слов.

        В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, овощи, посуда, одежда, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает здесь бедной и стереотипной.

Поэтому формирование лексики – одна из главных задач коррекционной работы с детьми, страдающими общими недоразвитием речи.

          Основные направления коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов: Р.Е.Левиной, Б.М.Гришпун, Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой, А.В.Ястребовой, Н.А.Никашиной.

В своей работе использовала изучение опыта учителей- логопедов как теоретиков так и практиков и применяла разработанные игровые приемы для достижения положительного результата, опираясь на индивидуальные возможности детей, учитывая современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования в онтогенезе; особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности ( мышления, восприятия, памяти, внимания);
  • уточнение значений слов;
  • формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
  • организация семантических полей, лексической системы;
  • активизация словаря, совершенствование процессов слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Формирование лексики у детей осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Особое внимание уделяю организации занятий. Дети размещаются так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемый предмет, смотреть друг на друга, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой детской и взрослой речи. На протяжении всего занятия стараюсь поддерживать мотивацию общения. Подбирается красочный материал, разнообразные дидактические игры.

В процессе усвоения предметного словаря детей подводят к практическому знакомству с элементарными формами словообразования. Так, предусматривают понимание и усвоение различных оттенков слов. Детей знакомят с полными и уменьшительными названиями от собственных имен (Александр – Саша – Сашенька, Шурик, Саня; Дмитрий – Дима, Димочка, Митя, Митенька).

Приучая детей вслушиваться в звучание частей слова, имеющих лексическое значение, учитывают значение в образовании слова каждой из морфем. Вначале подбирают слова, где суффиксы не меняют основного значения (нос – носик, рот – ротик, лапа – лапка, хвост – хвостик). На следующих занятиях знакомят детей с более сложными образованиями (суффикс – очк, – ечк, чик – чашечка, ложечка, мисочка, скамеечка и т.д.)

Отдельные занятия посвящают закреплению навыков понимания и практического употребления в самостоятельной речи существительных с суффиксами вместилища (сахар – сахарница, хлеб – хлебница), деятеля (барабан – барабанщик, стекло – стекольщик).

Понимание различных оттенков значений слов способствует расширению словарного запаса.

Для увеличения объема лексических средств языка используют упражнения, направленные на уточнение основных признаков различения предметов, понимание их обобщенного значения (цвет, размер, форма, вкус). Вначале уточнение признаков проводят на основе сопоставления аналогичных предметов, отличающихся одним признаком, далее предметы группируются с учетом совокупности признаков, и дети угадывают по описанию задуманный предмет; далее обучаются практическому употреблению относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности:

– предметами питания (яблочный, куриный);

– с материалами (ситцевый, пуховый);

– с растениями (березовый, дубовый);

– с временами года (осенний, летний).

Анализ полученных результатов   исследования позволяет сделать вывод   о том, что применение различных дидактических упражнений, в ходе регулярных занятий оказывают положительное влияние на выполнение  всех заданий.  Что свидетельствует о наиболее лучшем уровне сформированности словаря.

Контрольный эксперимент, направленный на изучение эффективности проведенной работы, а также сравнение исходного состояния лексического  строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с результатами, полученными после формирующей работы, показал, что у всех детей  увеличился процент правильного выполнения предложенных заданий.

           Так дети научились подбирать существительные к заданным прилагательным, подбирать слова с противоположным значением, использовать в речи глаголы,  подбирать существительные к заданным глаголам. Словарный запас обогатился  качественными прилагательными и дети стали использовать их в речи. В активный словарь  ввели названия предметов одежды, мебели, посуды, транспорта и т.д.

      Применение игровых и дидактических упражнений в ходе логопедических занятий, вызывало огромный интерес, положительный настрой, повышало мотивацию обучения, обеспечивало возможность удержания длительного времени  максимальной работоспособности детей, а также  более легкое и быстрое усвоение программного материала.  

Таким образом, чередование разнообразных методических приемов, настольных игр, интересных игровых фрагментов помогает осмысленно усваивать новый материал, тем самым, расширяя активный словарь ребенка.

Список литературы

  1. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2007 – №6.
  2. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников: Картотека заданий с усложнением. - СПб.: КАРО, 2005.
  3. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду – 2006 – №3.
  4. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. М.: АПО, 1996. – 417с.
  5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144с.
  6. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002.

  1. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб: Союз 1999. – 160с.
  3. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680с. – (Коррекционная педагогика).
  5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: АПО, 1993. – 208с.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2004. – 528с.
  7. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: 2004.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Подготовка детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М., 1993.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., «Просвещение», 2010.
  10. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М., 2003.
  11. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
  12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...

Особенности формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его гр...

Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации  представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи...

Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: "Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста"...

Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию...