Предупреждение расстройств письма и развитие руки у леворуких детей.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Леворукий ребенок, постоянно следящий за тем, чтобы все делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Можно коллекционировать интересные варианты ошибок, что позволяет не бояться их совершить и частично снижает возможность стресса. Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого леворукого ребенка. Отсюда следует неукоснительное правило: левша должен улавливать момент, когда началось непонимание, и сигнализировать об этом. Таким образом, удается избежать запутывания и лишней потери времени на разбирательство объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если леворукий ребенок сможет сформулировать, что именно он не понял, или хотя бы укажет сложное место в объяснении на доске. Ведь умению задавать вопрос нужно учиться, а своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю" спасает леворуких детей от полного непонимания нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСТРОЙСТВ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РУКИ У ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ. 


Леворукость веками была и остается загадкой и одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. 
«Леворукость стойкое предпочтение действовать левой рукой, обусловленное функциональной слабостью левого полушария головного мозга». 
Нужно ли переучивать леворуких детей? До недавнего времени переучивание было вполне обычным делом. Особенно старались воспитатели детских садов и учителя начальной школы, врачи этому не препятствовали. Между тем леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга и поэтому принудительное изменение ведёт к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребёнка – значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. 
В процессе переучивания отмечаются серьёзные перемены в состоянии ребёнка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются ещё более серьёзные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге могут развиваться невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. 
Среди леворуких, поступающих в первый класс исследователи отмечают высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. 
В своей практике при работе с леворукими детьми наиболее эффективными являются способы подготовки руки к письму: 
- это книжки – раскраски. Раскрашивая ребёнок учится держать карандаш, в руке, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки. Обязательно нужно предлагать раскрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Поскольку фломастеры слишком мягкие в рисовании и не требуют приложения даже незначительных усилий; 
- копирование понравившегося рисунка (сюжетные картинки, различные орнаменты) на прозрачную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них находится большое количество изогнутых линий, что является подготовкой руки к написанию прописных букв. 
Регулярные занятия с пластилином и глиной укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев. 
С успехом применяется способ развития пальцев руки, как отщипывание. От листа бумаги дети отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. 
Можно хорошо применять нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и т. д. 
Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки: 
- выпрямить кисть, плотно сжать пальцы медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони; 
- выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному; 
- руку плотно положить на стол и поочерёдно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх; пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз; 
- сжать пальцы в кулак и вращать кисть в различных направлениях. 
Т. В. Фадеевой предложена интересная методика для выработки у ребёнка хорошего почерка. 
Упражнение1. 
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке. 
Упражнение2. 
Ладошки лежат на парте. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. 
Упражнение3. 
Дети зажимают ручку (или карандаш) средним или указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца. 
Упражнение4. 
На столе лежит десять – пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши (палочки), беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши (палочки) на стол. 
Упражнение5. 
Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола. 
Упражнение6. 
Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны. 
По мнению многих исследователей, именно дети – левши в максимальной степени способны к творческому самовыражению при благоприятных условиях – проблемном обучении и приобщении к искусству и художественному творчеству. 
Хотелось бы еще раз подчеркнуть: леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но и от¬ражение определенной межполушарпой асимметрии, отлич¬ное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности. 

Литература 
1. Безруких М.М. Леворукий ребенок. – М.: Издательство «Вентана-Граф», 2008. – 64с. 
2. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 1 том – М.: Букинистическое издание, 1993. – 608с. 
3. Доброхотова Т.А., Брагинина Н.И. Левши. – М., 1994. – 93с. 
4. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с. 
5. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96с. 
6. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с. 
7. Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки //Педагогический вестник.-1996, №6.- С.7. 
8. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности.   Уровень ра...

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма

laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.   Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...

"Зеркальное письмо" леворуких детей

Зеркальное письмо - это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он на...

Специфика предупреждения и коррекции дислексии у леворуких детей

Трудности левшей при обучении чтению связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть: перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально; могут быть...

«Зеркальное письмо» леворуких детей

Рекомендации для родителей детей с проблемами зеркального письма....