Арт-терапия в системе работы по развитию мелкой моторики
учебно-методический материал по логопедии на тему
Современная наука рассматривает кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, т.е. проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. В связи с этим необходимо целенаправленно и систематически развивать мелкую моторику рук, особенно у детей с недоразвитием речи. Добиваться положительной динамики помогает использование различных приёмов арт-терапии. Арт- от английского «искусство», арт-терапия- направление в психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Творческий подход к применению разнообразных упражнений для развития мелкой моторики- это тоже одно из направлений арт-терапии. Все упражнения на развитие мелкой моторики условно можно разделить на несколько групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Выступление на семинаре
«Возможности арт-терапии в развитии детей с нарушениями коммуникации»
Тема: «Арт-терапия в системе работы по развитию мелкой моторики»
Учитель-логопед Осадченко Галина Ивановна
«Чтобы чётко говорить, нужно с ручками дружить!»
Современная наука рассматривает кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, т.е. проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. В связи с этим необходимо целенаправленно и систематически развивать мелкую моторику рук, особенно у детей с недоразвитием речи. Добиваться положительной динамики помогает использование различных приёмов арт-терапии. Арт- от английского «искусство», арт-терапия- направление в психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Творческий подход к применению разнообразных упражнений для развития мелкой моторики- это тоже одно из направлений арт-терапии. Все упражнения на развитие мелкой моторики условно можно разделить на несколько групп.
1-ая группа- это упражнения на развитие тактильных ощущений и и кинестетического компонента двигательного акта. Это- самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на ЦНС. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, для восстановления ослабленных мышц, для снятия излишнего напряжения. НО Но необходимо соблюдать требования к проведению массажа, чтобы не нанести вред здоровью ребёнка. Руки ребёнка должны быть чистыми, без царапин и язвочек- то есть без повреждений. После каждого упражнения дети должны выполнять расслабляющие поглаживания , или встряхивание рук. Для массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные и зубные щётки «ёжики», маленькие каучуковые или теннисные мячики, грецкий орех, карандаши, «колючие колечки», каштан. Начинаем самомассаж всегда с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми и помогает избежать болевых ощущений. Делается самомассаж на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать словами, стихами, или счётом.
Кроме самомасажа в 1-ую группу входят упражнения
-на расслабление мышц: «Посоли суп», «Птички клюют», «Погладь котёнка», «Погладь, как мама», Качели», «Маляр» и другие;
-на растяжение мышц для снятия в них застоя и скованности: «Вот шагает великан», «Дотянись до края дорожки»;
-упражнения на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики. Для развития тактильной и кинестетической чувствительности эффективен пальчиковый бассейн- небольшой, примерно 5-литровый таз, контейнер с крышкой , наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой. Это может быть любая крупа (манная, пшённая, гречневая), пшеничные хлопья, фасоль, горох, крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячики. Арт-терапевтический эффект повышается при использовании нового, неожиданного наполнителя бассейна.
2-ая группа упражнений- это упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики, то есть сопряжённая гимнастика. Например: губы в улыбке, проговариваем ПИ и в это время пальцы рук расходятся в разные стороны, веером.
3-я группа –упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. (Можно использовать мелкие предметы в упражнениях) «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик», «Пальчиковый футбол», упражнения с резиновым эспандером, шнурками, «отвинчивание и завинчивание крышек». При сжатии и сдавливании шар нужно держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты, растягивания; сжатие и расслабление необходимо чередовать. После обязательно выполнить растирающий самомассаж или массаж рук «каштаном», «мячиком», «ёжиком».
4-ая группа-упражнения на развитие кинестетических компонентов двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определённую статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Кошка», «Коза», «Улитка», «Зайка», «Петушок», «Собачка», «Крокодил», и т.д.
5-ая группа –самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В неё входят упражнения для работы с ритмами; на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; умения противопоставлять большой палец остальным, например: «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Колечки», «Кулак-ребро-кулак», «Кулак- ребро-ребро», «Кулак-ребро-ладонь». Чтобы интереснее- выполнить со словами, учитывая возраст и индивидуальные возможности детей. Например: «НА БАЗАРЕ (кулак) СПОЗАРАНОК (ребро) НАКУПИЛ (ладонь) БАРАН (кулак) БАРАНОК (ребро).
6-ая группа – упражнения на развитие мелкой мотрики и формирования графомоторных навыков. Примерные задания :»Проведи по линии» , «Больше-меньше», «Повтори рисунок», «Закончи узор», «Соедини точки», «Дорисуй половинку», «Обведи и заштрихуй», «Нарисуй букву по точкам», «Заштрихуй букву» и т.д. Для успешного развития мелкой моторики используются арт-приёмы : лепка букв из пластилина, воска, солёного теста; рисование букв на манке - манка в тарелочке или на подносике; ощупывание букв, вырезанных из наждачной бумаги; вырывание букв из газетной бумаги; выкладывание букв из фасоли, гороха или крупы на карточках, намазанных пластилином. В свободной деятельности детям можно предложить игры : «Собери бусы», «Кубик Рубика», «Вырежи и наклей», «Шнуровки», «Застёжки», «Мозаики», мелкий конструктор, разрезные картинки.
Систематически, целенаправленно и поэтапно используя методы арт-терапии в развитии мелкой моторики у детей , я убедилась, что у детей повышается работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат, исчезают явления моторной истощаемости, заметно улучшаются речевые возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)
Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы) Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (нетрадиционные формы работы)
Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию моторики рук...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)
Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...