Арт-терапия в системе работы по развитию мелкой моторики
учебно-методический материал по логопедии на тему

Осадченко Галина Ивановна

 

Современная наука рассматривает кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, т.е. проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона.  В связи с этим необходимо целенаправленно и систематически развивать мелкую моторику рук, особенно у детей с недоразвитием речи. Добиваться положительной динамики помогает использование различных приёмов арт-терапии.  Арт- от английского «искусство», арт-терапия- направление в психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Творческий подход к применению разнообразных упражнений для развития мелкой моторики- это тоже одно из направлений арт-терапии. Все упражнения на развитие мелкой моторики  условно можно разделить на несколько групп.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Выступление на семинаре

«Возможности арт-терапии  в развитии детей с нарушениями коммуникации»

Тема:  «Арт-терапия в системе работы по развитию мелкой моторики»

     Учитель-логопед Осадченко Галина Ивановна

«Чтобы чётко говорить, нужно с ручками дружить!»

Современная наука рассматривает кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, т.е. проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона.  В связи с этим необходимо целенаправленно и систематически развивать мелкую моторику рук, особенно у детей с недоразвитием речи. Добиваться положительной динамики помогает использование различных приёмов арт-терапии.  Арт- от английского «искусство», арт-терапия- направление в психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Творческий подход к применению разнообразных упражнений для развития мелкой моторики- это тоже одно из направлений арт-терапии. Все упражнения на развитие мелкой моторики  условно можно разделить на несколько групп.  

1-ая группа- это упражнения на развитие тактильных ощущений и и кинестетического компонента двигательного акта.  Это- самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на ЦНС. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, для восстановления ослабленных мышц, для снятия излишнего напряжения. НО Но необходимо соблюдать требования к проведению массажа, чтобы не нанести вред  здоровью ребёнка. Руки ребёнка должны быть чистыми, без царапин и язвочек- то есть без повреждений. После каждого упражнения дети должны выполнять расслабляющие поглаживания , или встряхивание рук. Для массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные и зубные щётки «ёжики», маленькие каучуковые или теннисные мячики, грецкий орех, карандаши, «колючие колечки», каштан. Начинаем самомассаж всегда с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми и помогает избежать болевых ощущений. Делается самомассаж на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать словами, стихами, или счётом.

Кроме самомасажа в 1-ую группу входят упражнения

-на расслабление мышц: «Посоли суп», «Птички клюют», «Погладь котёнка», «Погладь, как мама», Качели», «Маляр» и другие;

-на растяжение мышц для снятия в них застоя и скованности: «Вот шагает великан», «Дотянись до края дорожки»;  

-упражнения на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики. Для развития тактильной и кинестетической чувствительности эффективен пальчиковый бассейн- небольшой, примерно 5-литровый таз, контейнер с крышкой , наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой. Это может быть любая крупа (манная, пшённая, гречневая), пшеничные хлопья, фасоль, горох, крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячики. Арт-терапевтический эффект повышается при использовании  нового, неожиданного наполнителя бассейна.

2-ая группа упражнений- это упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики, то есть сопряжённая гимнастика. Например: губы в улыбке, проговариваем ПИ и в это время пальцы рук расходятся в разные стороны, веером.

3-я группа –упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. (Можно использовать мелкие предметы в упражнениях) «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик», «Пальчиковый футбол», упражнения с резиновым эспандером, шнурками, «отвинчивание и завинчивание крышек». При сжатии и сдавливании шар нужно держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты, растягивания; сжатие и расслабление необходимо чередовать. После обязательно выполнить растирающий самомассаж или массаж рук «каштаном», «мячиком», «ёжиком».

4-ая группа-упражнения на развитие кинестетических компонентов двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определённую статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Кошка», «Коза», «Улитка», «Зайка», «Петушок», «Собачка», «Крокодил», и т.д.

5-ая группа –самая большая группа упражнений на  развитие динамического компонента двигательного акта. В неё входят упражнения для работы с ритмами; на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; умения противопоставлять большой палец остальным, например: «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Колечки», «Кулак-ребро-кулак», «Кулак- ребро-ребро», «Кулак-ребро-ладонь». Чтобы интереснее- выполнить со словами, учитывая возраст и индивидуальные возможности детей. Например: «НА  БАЗАРЕ (кулак) СПОЗАРАНОК (ребро) НАКУПИЛ (ладонь) БАРАН (кулак) БАРАНОК  (ребро).

6-ая группа – упражнения на развитие мелкой мотрики и формирования графомоторных навыков. Примерные задания :»Проведи по линии» , «Больше-меньше», «Повтори рисунок», «Закончи узор», «Соедини точки», «Дорисуй половинку», «Обведи и заштрихуй», «Нарисуй букву по точкам», «Заштрихуй букву» и т.д.  Для  успешного развития мелкой моторики используются арт-приёмы : лепка букв из пластилина, воска, солёного теста; рисование букв на манке  - манка в тарелочке или на подносике; ощупывание букв, вырезанных из наждачной бумаги; вырывание букв из газетной бумаги; выкладывание букв из фасоли, гороха или крупы на карточках, намазанных пластилином. В свободной деятельности детям можно предложить игры : «Собери бусы», «Кубик Рубика», «Вырежи и наклей», «Шнуровки», «Застёжки», «Мозаики», мелкий конструктор, разрезные картинки.

Систематически,  целенаправленно и поэтапно  используя методы арт-терапии в развитии мелкой моторики у детей , я убедилась, что у детей повышается работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору  больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных  движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат, исчезают явления моторной истощаемости, заметно улучшаются речевые возможности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)

Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...