Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)
методическая разработка (младшая группа) по теме
Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем развития умений.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что детей можно условно разделить на 2 группы по уровню развития мелкой моторики рук:
группа | имена | затруднения в умениях |
1 | Лиза И. Максим Б. Лиза Ч. Никита А. Лиза Ч. Миша М. Русла Н. Полина П. | нанизывать колечки на стержень нанизывать колечки на стержень Согласовывать движение и речь; застегивать пуговицы застегивать пуговицы застегивать пуговицы застегивать пуговицы нанизывать бусины на леску нанизывать бусины на леску |
2 | Артем П. Илья Ш. | Застегивать пуговицы; нанизывать колечки на стержень Согласовывать движение и речь; нанизывать бусины на леску |
Таким образом, была сформулирована цель формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с учетом уровня развития мелкой моторики рук.
Задачи: 1.разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста;
2.апробировать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Для этого, мы будет опираться на следующие дидактический принципы:
1.Доступности
2.Наглядности
3.Систематичности и последовательности
4.Активности
5.Воспитывающего характера
6.Развивающего характера
Мы разработали систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук с учетом уровня развития моторики рук детей.
дата | Совместная деятельность | Игровая | Самостоятельная | Работа с родителями |
1 неделя | 1. Научим куклу играть с пальчи-ками. Цель: стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, развивать память. 2. Чтение потешки «Бу – бу – бу, я рогатый». | Пальчиковые игры со стихами Цель: развитие мелкой моторики, речи. На прогулке сбор камней. Цель: дать представление о камне, развивать мелкую моторику. | Игра «Как тебя зовут?» Цель: развивать навыки общения. Перекладывание предметов из одной тарелки в другую | Знакомство и ежедневные консультации.
|
2 неделя | 1. Игра-инсцени-ровка «Курочка ряба». 2. Рисование «Дождик» Цель: развитие речи, мелкой моторики, учить узнавать в линиях образ дождя.
| Пальчиковые упражнения. Цель: развитие речи, мелкой моторики, памяти. | Упражнение «Шнуровки и пуговицы» Цель: отрабатывать умение застегивать пуговицы, продолжать учить завязывать шнурки. | Привлечь родителей к изготовлению игрушек на развитие мелкой моторики. |
3 неделя | 1. Рассматривание игрушек. 2 .Лепка «Зерна для цыплят». Цель:учить отрывать кусочки пластилина, соз-давая знакомые образы. | Разучивание потешек «Пальчик мальчик». | Игры с кубиками, прищепками. Цель: развитие мелкой моторики Формировать представление о цвете . | Беседы о необходи-мости развития мелкой моторики. |
4 неделя | Конструирование «Диван».
| Пальчиковый театр, инсценировка «Колобок». Цель: развитие речи и ручной умелости. | Игра «Собери картинку». Цель: Развитие и активизация словаря, игры с карандашами, пуговицами, счетными палочками.
| Предложить родителям «поиграть» с детьми на кухне. Цель: поможет усвоить название посуды и ее назначение. |
5 неделя | Рисование «Подарок маме» (мимоза - рисуем пальчиком). Цель: познакомить с желтым цветом, учить ритмично рисовать пальцем. | Игры с веревочкой Цель: тренировка движений пальцев рук. | Игра «Расставь все по местам» Цель: Совершен-ствовать сенсор-ную моторику. Развивать внимание. Игры с пирамид-ками. Цель: совершенствовать движения рук. | -семинар-практикум «Наши руки не для скуки» |
Для детей первой группы имеющих проблемы в развитии умений нанизывать колечки на стержень;
Согласовывать движение и речь;
застегивать пуговицы, нанизывать бусины на леску мы разработали следующие задания.
№ | задачи | Название игры | Проблемная ситуация | Время, место игры | Развивающая среда | Работа с родителями | Предполагаемый результат |
1 | Развития умения согласовы-вать движения и речь | Помоги Мишутке испечь оладушки | К Мишутке придут гости, а он не умеет печь оладушки | Индивидуаль-ная работа. В группе (после завтрака) | Внесение игрушки | Беседа с роди-телями на тему «Игры пальчиками как средство развития мелкой моторики у детей» | Мы предполагаем, что во время игры будет развиваться умение согласовывать движения и речь |
2 | Развития умения согласовы-вать движения и речь
Развивать умение брать горошину двумя пальцами | Птичка хочет кушать, накорми её | Птичка хочет кушать, её нужно накормить | Во время свободной деятельности. В группе (после полдника) | Внесение гороха, горошин | Папка-передвижка с пальчиковыми играми | Мы предполага-ем,что ребенок будет развивать умение брать и удерживать предметы пальцами |
3 | Развивать зрительно- моторную координацию.
Владение двумя руками. | Помоги кукле застегнуть пуговицу | Кукла Маша хочет со всеми детками пойти гулять,но застегнуть свое пальто не может. Просит детей помочь ей. | В раздевалке перед сбором на прогулку. | Панно с разными видами застегива-ния |
| Мы предполагаем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться зрительно- моторная координация. Ребенок будет учится выпол-нять задание двумя руками.
|
4. | Развития умения согласовы-вать движения и речь
Развитие глазомера. | Поможем золушке | Золушка собралась на бал, для бус нужны красные бусины. Помоги ей их найти. | Во время совместной деятельности. В группе (после завтрака) | Внесение бусин разного цвета |
| Мы предполагаем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться глазомер. |
Для детей второй группы, имеющих проблемы в развитии умений застегивать пуговицы; нанизывать колечки на стержень, согласовывать движение и речь; нанизывать бусины на леску следующие задания:
№ | задачи | Название игры | Проблемная ситуация | Время, место игры | Развивающая среда | Работа с родителями | Предполагаемый результат |
1 | Развивать зрительно- моторню координацию
Владение двумя руками.
Развития умения согласовы-вать движения и речь
| Бусинки | Мама рассыпала бусы и попросила сыночка ей помочь | Во время совместной деятельности | Внесение бусин и лески для игры | Беседа с родителями на тему «Игры с пальчиками как средство развития мелкой моторики у детей» | Мы предполага-ем, что во время игры будет раз-виваться умение согласовывать движения и речь. Так же будет развиваться зрительно- моторная координация. |
2 | Развивать зрительно- моторную координацию.
Владение двумя руками.
Развития умения согласовы-вать движения и речь
| Помоги папе построить колодец | Папа хочет построить колодец, но один не может. Давай поможем ему. | Во время совместной деятельности. | Внесение спичек для игры | Папка- передвижка с пальчиковыми играми | Мы предполага-ем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться зрительно- моторная коор-динация. Так же будет развиваться умения согласовывать движения и речь. |
3 | Развития умения согласовы-вать движения и речь
Развитие глазомера | Поможем золушке | Золушка собралась на бал, для бус нужны красные бусины. Помоги ей их найти. | Во время совместной деятельно-сти. В группе (после завтрака) | Внесение бусин разного цвета |
| Мы предполага-ем, что при проведении игры у ребенка будет развиваться глазомер. |
В ходе проведения формирующего эксперимента для поддержания интереса детей мы использовали проблемные ситуации.
Для разъяснения родителям значимости развития мелкой моторики рук мы проводили следующую работу:
Работа с родителями.
Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:
1.стимулирует развитие мелкой моторики;
2.знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3.помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева,рядом, друг за другом и т.д.);
4.развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры – шнуровки:
1.развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2.развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
4. способствуют развитию речи;
5. развивают творческие способности;
6. развивают усидчивость;
7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть.
Можно делать это одной или двумя руками.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
· развивают мелкую моторику;
· развивают внимание;
· развивают память.
Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию,
мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно
прищеплять прищепки.
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Выкладывание фигур с помощью бусин. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины.
Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д.
Занятия продуктивной деятельностью.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности.
Аппликации.
Доступны с весьма раннего возраста.Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или
газеты - как получится. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами.
Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.
Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.
Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.
В ходе формирующего эксперимента нам удалось провести игры с пальчиками. В развивающую среду были внесены разнообразные игровые материалы. Была проведена беседа с родителями на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей», так же внесена папка - передвижка с пальчиковыми играми.
Дети с удовольствием выполняли игровые задания. Очень радовались результату. Проявляли активность, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...
Система работы по развитию мелкой моторике в старшем дошкольном возрасте.
Система работы по развитию мелкой моторике в старшем дошкольном возрасте....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Методические рекомендации....
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Система работы по развитию мелкой моторики...