« Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Яловая Надежда Викторовна

   Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_mestopolozhenie_zvuka_v_slovah.docx43.85 КБ
Файл pamyatka.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Определение местоположения звука в словах»

          Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом

    детей нужно научить определять местоположение звука в

     слове.

  1. Эта работа начинается со знакомства детей с гласными

    звуками [у, а, и, о, э]. Детей учат определять наличие заданного

    звука в слове, выделять заданный звук из ряда звуков, слогов,

    слов. Затем детей учат выделять первый гласный звук в слове.

     Например: В слове осень первый звук [о].

                         В слове Эдик первый звук [э].

    Затем детям объясняют: если слово начинается с заданного

    звука, то этот звук находится в начале слова.

    Например: В слове аист звук [а] находится в начале слова.

  1. После знакомства детей с некоторыми согласными

     звуками [н, м, п, т, к] детей учат выделять последний звук в

     слове.

     Например: В слове сок последний звук [к].

                         В слове диван последний звук [н].

    После того, как дети научатся справляться с этим заданием, им

     объясняют: если заданный звук в слове последний, то этот

     звук находится в конце слова.

    Например: В слове дом звук [м] находится в конце слова.

  1. Знакомясь с характеристикой согласных звуков, дети

     узнают, что звуки бывают твёрдыми и мягкими. Детям

     предлагают назвать первый звук в словах.

     Например: В слове помидор первый звук [п].

                          В слове пень первый звук [п'].

    Детям предлагается игра «Светофор». У детей в каждой руке по

    фишке. Одна фишка         цвета – обозначает согласный

    твёрдый звук; вторая фишка         цвета – обозначает согласный

     мягкий звук. Логопед называет слова, а дети с помощью

    фишек показывают, какой заданный звук в слове: твёрдый или

     мягкий.

     Например: Ищем в словах звуки [к, к'] и поднимаем фишки

    нужного цвета. Кит, мак, колбаса, кегли и т.д.

  1. Затем детей учат выделять звук в середине слова.

     Детям объясняют, что у каждого слова есть начало, середина,

     конец. Если заданный звук в слове не первый и не последний,

    то он находится в середине слова.

   

   

          Для определения местоположения звука в слове используют

    различные схемы:

                       

     Полоска, разделённая на три равные части. Детям предлагают

    указательным пальцем правой руки показать начало, середину,

    конец слова.

             Если мы используем изображение птицы,D:\документы\ЭМОЦИИ\Звуковые_линейки\Звуковые линееечки\Зв линейка4.jpg

        то напоминаем, что голова – это начало

        слова, туловище – это середина слова,

                                               хвост – это конец слова.

     Чтобы правильно определить местоположение звука в слове,

     дети должны голосом выделить заданный звук и положить

     фишку на соответствующее место в схеме.

     Например: В слове у-у-утка звук [у] находится в начале слова.

             

                          В слове огон-н-нь звук [н'] находится в конце слова.

     

                    В слове сум-м-мка звук [м] находится в середине слова.

   



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

« Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»

   Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

       Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

 Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

·        соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

выделение звука из звуков, слогов, слов, т.е. определение наличия данного звука (есть такой звук или нет);

   ·        определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова),

 ·        полный звуковой анализ.

 

       Вашему вниманию предлагаем игры, которые будут способствовать развитию фонематического восприятия и навыка звукослогового анализа.

 

1«Выдели звук»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит заданный звук.

 

2. «Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

 

3. «Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, нора, гора.  Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

4.  «Какой звук стоит в начале слова?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

 

5. «Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

 

6. « Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

 

7. «Договори словечко»

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках... (портфель).

То назад, то вперед может плыть... (пароход).

 

         Игры для развития фонематического слуха рекомендуется уже для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

 

Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определи место звука в слове.

Карточки для занятий по обучению грамоте....

Консультация "Что значит определить место звука в слове"

Подробно расказано что значит определить место звука в слове (гласного, согласного)....

"Как научить ребенка определять место звука в слове"

При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте....

Консультация для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность ...

Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове"

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.Поэтому  так необходимо учить ребенка слышать звуки в словах....

Памятка для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»

Памятка для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»...