Конспект по развитию речи. Тема "Осенние явления"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_osennie_yavleniya.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Осень. Природные явления»
Склярова Юлия Рифктаовна
- Цель:формирование навыков грамматически правильной монологической и диалогической речипри знакомстве с художественными, музыкальным произведениями и устным народным творчеством;обогащение, уточнение и активизация словаря
- Задачи:
- Учить детей составлять рассказ по картине – осеннему пейзажу, расширять кругозор о русских художниках, сравнивать их работы, обобщать и выражать свои впечатления;
- учить детей видеть осенние изменения природы, слышать звуки, запахи осенней природы, передавать в речи тактильные ощущения и свои впечатления, обогащать словарный запас;
- учить грамматически правильно составлять развернутые ответы и задавать вопросы, рассуждать, обмениваться впечатлениями о музыкальном произведении;
- формировать умение рассуждать, понимать смысл русских пословиц о природных явлениях осенью, обогащать кругозор через знакомство с устным народным творчеством;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать эстетические чувства к красоте осенней природы.
3. Тип НОД
НОД Познавательно-исследовательская, развивающая. Занятие интегрированное: ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие». ОО «Познавательное развитие» (ФЦМ)
- Форма занятия.
групповая
5. Продолжительность 30 мин
6. Участники: дети, воспитатель
7. Возраст обучающихся: дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
8. Оборудование и материалы:
1) раздаточный материал: разноцветные осенние листья;
2) наглядные средства: письмо от почтальона с загадками, буквы – опорные сигналы, макет пруда из ватмана, мячик.
3) технические средства обучения: ноутбук, проектор для демонстрации картин русских художников «Осень золотая», аудио запись музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского «Октябрь».
9. Предварительная подготовка.
Экскурсия в сквер, наблюдения за изменениями в природе собирание листьев, беседа об осенних явлениях.
10. Методы и приемы работы с детьми.
-Наглядный метод: ИКТ (демонстрация картин), опорные сигналы;
-словесный метод: беседа;
- практический метод: дидактические игры-упражнения, слушание музыки, повторение пословиц и поговорок ритмичное хором.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1 этап вводный | - введение детей в тему занятия, создание настроя, отгадывание загадок, -побуждение к активной деятельности, - планирование занятия, этапы достижения цели | 5 мин |
II этап основной | - рассматривание картин русских художников, составление описательного рассказа с помощью наводящих вопросов воспитателя, сравнение пейзажей, обмен впечатлениями, обобщение; - дидактические речевые игры на угадывание последующего слова, обогащение словаря через называние признаков осени; - слушание музыки, выполнение танцевальных движений, обмен впечатлениями: вопросы-ответы; - слушание русских пословиц и поговорок об осени, повторение хором. | 20 мин |
III этап заключительный | Рефлексия занятия. Выводы. Планирование темы следующего занятия | 5 мин |
12. Ход занятия.
Вопросы и действия воспитателя | Варианты ответов детей и их действия |
1 этап вводный. | |
Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо с загадками, давайте послушаем их и отгадаем Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Слезки капают из тучи Плачет мастер невезучий. Хмурой осени художник Хлюпает по лужам… Сбрасывают свой наряд. Он у дуба и березки Разноцветный, яркий, броский. | Осень Дождик Листопад |
Как вы думаете, о каком времени года, мы с вами будем говорить? (введение в проблему) -Ребята, а как вы думаете, как человек может поделиться своими впечатлениями и переживаниями с другими людьми, чтобы передать красоту осенней поры? - Сегодня мы узнаем, что передавать свои впечатления и чувства можно не только словами, но и с помощью других способов. -Мы будем знакомиться с художественными и музыкальным произведениями, устным народным творчеством и учиться рассказывать об осени, о природных явлениях. | (ответы детей) Об осени, явлениях природы |
Давайте спланируем наше занятие:(опорные сигналыбуквы )
| |
II этап: основной | |
Ребята! Я приглашаю вас в небольшую картинную галерею. Перед вами картина русского художника И.Левитана. - Кто из вас, ребята,хочет поделиться с нами своими впечатлениями? (наводящие вопросы воспитателя) -Как называется картина, изображающая природу? -Что изображено на картине? - Какими цветами окрашена осенняя листва деревьев? - Что виднеется вдали? -Как художник изобразил небо? Молодцы! Вы увидели много важных деталей пейзажа. (дополнение воспитателя для обогащения словарного запаса детей) На картине изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака. В нашей галерее представлена еще одна картина русского художника В.Поленова. - Кто хочет поговорить об этом художественном произведении? - Что изобразил художник? - Какой месяц осени изображен? - Опишите краски лугов, деревьев, неба? -Что видно вдали? (дополнение воспитателя для обогащения словарного запаса детей) Изображена природа, с её чистыми красками ранней осени — с пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, голубизной реки и нежными красками неба. Многие деревья покрыты жёлтой осенней листвой. Вдали видна белая церковь с колокольней. Небо низко опускается к земле, что непонятно — небо ли является продолжением земли или земля есть продолжение неба. Молодцы! Очень хорошо! Смотрим следующую картину русского художника И.Остроухова. - Есть среди вас, ребята, желающие составить рассказ по этой картине? - Какие деревья изобразил художник? - Что изображено на заднем плане? - Кого еще изобразил художник? (дополнение воспитателя для обогащения словарного запаса детей) На картине изображены клены и другие деревья, покрытые жёлтой осенней листвой. За деревьями — поляна, на которой находятся две сороки. - Ребята, все три замечательные картины трех русских художников имеют одинаковое название «Золотая осень».Удивительно, правда?Давайте еще раз посмотрим на них и сравним их. - Кто из вас хочет порассуждать об осенних пейзажах? - Что у трех картин общего? - Чем они отличаются друг от друга? -Как вы думаете, правильно ли об этих картинах говорится, что на них изображено «золотое чудо природы»? - Найдите, что здесь золотое? (воспитатель дополняет ответы детей, обобщая и красочно описывая пейзажи) - Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. Лес сверкает как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром. Мы с вами описываем картины словами, а художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками. - Хотелось бы, чтобы каждый из вас задумался: что в картинах особенно красиво? - Какая из картин больше привлекла ваше внимание? Почему? Вывод: Чем мы занимались в нашей картинной галерее? Что мы узнали нового? Правильно, ребята. А еще мы учились использовать в речи красивые выражения, подчеркивая великолепие осенней природы. | Презентация. (слайд 2) Дети рассматривают картины. Ответы детей (слайд 3) (ответы детей) (слайд 4) (ответы детей) (слайд 5) (ответы детей) (ответы детей) Описывали пейзажи. Узнали о трех картинах русских художников, о том, что можно выражать свои чувства с помощью красок и кисти |
- Ребята, давайтеотправимся в осенний лес, на берег пруда! - Ребята, сколько листьев! Потрогайте их понюхайте.
Правильно, ребята! Мы сейчас перечисляли с вами осенние явления природы. А сейчас давайтепоиграем.
Старый еж устроил норку, А под листьями лежат двое маленьких … 2) Белка спряталась в дупло –в нем и сухо и тепло. Запасла грибов и ягод, столько, что не съешь их … 3) Осторожная лисица подошла к ручью напиться. Поклонилась, а вода неподвижна и … Молодцы!
- Осень какая? - Дождик какой? - Листья какие? - Может быть кто-то хочет сам придумать слово, связанное с осенью, а мы подберем к нему признаки? (варианты: урожай, перелетные птицы, ветер, первый снег) | («голубой островок» из ватмана с разбросанными разноцветными листьями)
3.Они падают, кружатся, летят, вальсируют. 4.Листопад. 5.Листья падают. 6.Грибами, ягодами, овощами, сыростью. 7.Шорох листьев, звуки дождя, ветра. 1.
2. -красивая, золотая, дождливая, прохладная и т.д. - холодный, частый, долгий и т.д. - желтые, красные, пурпурные и т.д. |
-Ребята, мы замечательно поиграли, а сейчас давайте отдохнем и потанцуем под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь.» Из цикла «Времена года» (фрагмент) -А теперь отдадимся власти нежного ветерка и, представим, что мы превратились в листочки и тихонько покачиваясь, как бы паря в воздухе, отдохнем под музыку. - Ребята, мы отдохнули, потанцевали под великолепную музыку П. Чайковского, а теперь давайте снова присядем около нашего пруда и поговорим о своих впечатлениях. -Что ощущали вы, «паря» в воздухе осени? Хотите спросить у меня об этом? Задайте мне вопросы. -Я почувствовала шорох листьев, ощутила запах лесных грибов, прикоснулась к мягкому и влажному мху. А вы? - Скажите, какая это музыка? А осень веселое или грустное время года? Почему? Да, ребята, природа как бы замирает, засыпает, прощается с яркими красками лета. - Кто готов ответить на вопрос: каким образом композитор передает свои чувства людям? - Правильно. Слушая музыку П.Чайковского, мы понимали его настроение. | Дети расслабленно тихо танцуют под музыку Ответы детей, дети задают вопросы воспитателю, обсуждают свои впечатления С помощью музыки |
- Ребята, а вы знаете, как в давние времена русский народ любил природу, умел наблюдать за погодой, природными явлениями. Народная мудрость передавалась из поколение в поколение и дошла до наших дней. Послушайте русские пословицы и поговорки об осени. - Осень идёт, а за собою дождь ведёт. - Как вы понимаете смысл этого выражения? -В сентябре синица просит осень в гости. - Как вы понимаете смысл этого выражения? -Октябрь плачет холодными слезами. - Как вы понимаете смысл этого выражения? - Ноябрь — ворота зимы. - Как вы понимаете смысл этого выражения? -Теплая осень — к долгой зиме. - Как вы понимаете смысл этого выражения? -Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. - Как вы понимаете смысл этого выражения? Молодцы! -Как русский народ передавал свои впечатления об осени и природных явлениях? -Правильно. | Дети хором повторяют, затем обсуждают смысл пословиц и поговорок С помощью мудрых слов: пословиц и поговорок |
III этап: выводы | |
Вывод: -Давайте вспомним, чем мы с вами занимались? -Чему мы научились? - Ребята, что вы узнали нового? - А что вам больше понравилось рассматривать картины, играть, слушать музыку, танцевать, рассуждать? - В следующий раз мы познакомимся с поэзией русских поэтов об осени. Ребята, на этом наше занятие закончено. | (ответы детей) Мы знакомились с художественными и музыкальным произведениями, устным народным творчеством и учились рассказывать об осени, о природных явлениях. Мы поняли, что «говорить» об осени можно не только словами, но и с помощью пейзажей, музыки, народного творчества Ответы детей |
13. Литература.
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева От рождения до школы: Мозаика-синтез, 2014
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет: ОО ТЦ Сфера, 2011
Интернет-ресурсы:
- www.maam.ru
- nsportal.ru
- http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry/
- ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание: • Закрепить у детей представление о сезон...