Конспект по развитию речи. Тема "Осенние явления"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иванова Светлана Ивановна

Конспект по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_osennie_yavleniya.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Осень. Природные явления»

Склярова Юлия Рифктаовна

  1. Цель:формирование навыков грамматически правильной монологической и диалогической речипри знакомстве с художественными, музыкальным произведениями и устным народным творчеством;обогащение, уточнение и активизация словаря
  2. Задачи:
  1. Учить детей составлять рассказ по картине – осеннему пейзажу, расширять кругозор о русских художниках, сравнивать их работы, обобщать и выражать свои впечатления;
  2. учить детей видеть осенние изменения природы, слышать звуки, запахи осенней природы, передавать в речи тактильные ощущения и свои впечатления, обогащать словарный запас;
  3. учить грамматически правильно составлять развернутые ответы и задавать вопросы, рассуждать, обмениваться впечатлениями о музыкальном произведении;
  4. формировать умение рассуждать, понимать смысл русских пословиц о природных явлениях осенью, обогащать кругозор через  знакомство с устным народным творчеством;
  5. воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать эстетические чувства к красоте осенней природы.

3. Тип НОД

НОД Познавательно-исследовательская, развивающая. Занятие интегрированное: ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие». ОО «Познавательное развитие» (ФЦМ)

  1. Форма занятия.

групповая

5. Продолжительность 30 мин

6. Участники: дети, воспитатель

7. Возраст обучающихся: дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

8. Оборудование и материалы:

1) раздаточный материал: разноцветные осенние листья;

     2) наглядные средства: письмо от почтальона с загадками, буквы – опорные сигналы, макет пруда из ватмана, мячик.

     3) технические средства обучения: ноутбук, проектор для демонстрации картин русских художников «Осень золотая», аудио запись музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского  «Октябрь».

9. Предварительная подготовка.

Экскурсия в сквер, наблюдения за изменениями в природе собирание листьев, беседа об осенних явлениях.

10. Методы и приемы работы с детьми.  

-Наглядный метод: ИКТ (демонстрация картин), опорные сигналы;

-словесный метод: беседа;

- практический метод: дидактические игры-упражнения, слушание музыки, повторение пословиц и поговорок  ритмичное хором.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1 этап вводный

- введение детей в тему занятия, создание настроя, отгадывание загадок,

-побуждение к активной деятельности,

- планирование занятия, этапы достижения цели

5 мин

II этап основной

- рассматривание картин русских художников, составление описательного рассказа с помощью наводящих вопросов воспитателя, сравнение пейзажей, обмен впечатлениями, обобщение;

- дидактические речевые игры на угадывание последующего слова, обогащение словаря через называние признаков осени;

- слушание музыки, выполнение танцевальных движений, обмен впечатлениями: вопросы-ответы;

- слушание русских пословиц и поговорок об осени, повторение хором.

20 мин

III этап заключительный

Рефлексия занятия. Выводы. Планирование темы следующего занятия

5 мин

12. Ход занятия.

Вопросы и действия воспитателя

Варианты ответов детей и их действия

1 этап вводный.

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо с загадками, давайте послушаем их и отгадаем

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Слезки капают из тучи

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник

Хлюпает по лужам…

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский.

Правильно, ребята!

Осень

Дождик

Листопад

Как вы думаете, о  каком времени года,  мы с вами будем  говорить?

(введение в проблему)

-Ребята, а как вы думаете,  как человек может поделиться своими впечатлениями и переживаниями с другими людьми, чтобы передать красоту осенней поры?

- Сегодня мы узнаем, что передавать свои впечатления и чувства можно не только словами, но и с помощью других способов.

-Мы будем знакомиться с художественными и музыкальным произведениями, устным народным творчеством и учиться рассказывать об осени,  о природных явлениях.

(ответы детей)

Об осени, явлениях природы

Давайте спланируем наше занятие:(опорные сигналыбуквы )

  1. Сначала мы с вами отправимся в картинную галерею и познакомимся с картинами трех русских художников, которые имели одинаковое название «Золотая осень» Мы будем учиться составлять рассказы по картинам– осеннимпейзажам и поймем, что с помощью красок и кисти художник передает свои чувства людям (картина – К)

  1. Затем, мы отправимся в осенний лес, на берег пруда и поиграем в интересные учебные игры(игра – «И»)

  1. Затем, мы отдохнем, немного потанцуем  и послушаем музыку русского композитора П.И.Чайковского: фрагмент из цикла «Времена года» «Осенняя песнь. Октябрь»Мы узнаем, что композитор передает свои чувства через музыку. (музыка – М)

  1. А еще мы узнаем о пословицах и поговорках  русского народа на тему «Осень». И порассуждаем о них. И будем знать, что свои переживания можно выражать мудрыми словами. (пословицы – П)

  1. И в заключении сделаем выводы. (выводы – В)

II этап: основной

Ребята! Я приглашаю вас в небольшую картинную галерею.

Перед вами картина русского художника И.Левитана.

- Кто из вас, ребята,хочет поделиться с нами своими впечатлениями?

(наводящие вопросы воспитателя)

-Как называется картина, изображающая природу?

-Что изображено на картине?

- Какими цветами окрашена осенняя листва деревьев?

- Что виднеется вдали?

-Как художник изобразил небо?

Молодцы! Вы увидели много важных деталей пейзажа.

(дополнение воспитателя для обогащения словарного запаса детей)

На картине изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака.

В нашей галерее представлена еще одна картина русского художника В.Поленова.

- Кто хочет поговорить об этом художественном произведении?

- Что изобразил художник?

- Какой месяц осени изображен?

- Опишите краски лугов, деревьев, неба?

-Что видно вдали?

(дополнение воспитателя для обогащения словарного запаса детей)

Изображена природа, с её чистыми красками ранней осени — с пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, голубизной реки и нежными красками неба. Многие деревья покрыты жёлтой осенней листвой. Вдали видна белая церковь с колокольней. Небо низко опускается к земле, что непонятно — небо ли является продолжением земли или земля есть продолжение неба.

 Молодцы! Очень хорошо!

Смотрим следующую картину русского художника И.Остроухова.

- Есть среди вас, ребята, желающие составить рассказ по этой картине?

- Какие деревья изобразил художник?

- Что изображено на заднем плане?

- Кого еще изобразил художник?

(дополнение воспитателя для обогащения словарного запаса детей)

На картине изображены клены  и другие деревья, покрытые жёлтой осенней листвой. За деревьями — поляна, на которой находятся две сороки.

- Ребята, все три замечательные картины трех русских художников имеют одинаковое название «Золотая осень».Удивительно, правда?Давайте еще раз посмотрим на них и сравним их.

- Кто из вас хочет порассуждать об осенних пейзажах?

- Что у трех картин общего?

- Чем они отличаются друг от друга?

-Как вы думаете, правильно ли об этих картинах говорится, что  на них изображено «золотое чудо природы»? 

- Найдите, что здесь золотое?

(воспитатель дополняет ответы детей, обобщая и красочно описывая пейзажи)

- Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. Лес сверкает как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром. 

Мы с вами описываем картины словами, а  художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.

- Хотелось бы, чтобы каждый из вас задумался: что в картинах особенно красиво?

- Какая из картин больше привлекла ваше внимание? Почему?

Вывод: Чем мы занимались в нашей картинной галерее? Что мы узнали нового?

Правильно, ребята. А еще мы учились использовать в речи красивые выражения, подчеркивая великолепие осенней природы.

Презентация. (слайд 2) Дети рассматривают картины.

Ответы детей

(слайд 3)

(ответы детей)

(слайд 4)

(ответы детей)

(слайд 5)

(ответы детей)

(ответы детей)

Описывали пейзажи. Узнали о трех картинах русских художников, о том, что можно выражать свои чувства с помощью красок и кисти

- Ребята,  давайтеотправимся в осенний лес, на берег пруда!

- Ребята, сколько листьев! Потрогайте их понюхайте.

  1. Чем они пахнут?
  2. Какие они на ощупь?
  3. А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит?.
  4. А как все это можно назвать?
  5. Из каких двух слов состоит слово «листопад»?
  6. Ребята, давайте закроем глаза и представим, чем пахнет осень?
  7. А какие звуки можно услышать осенью?

Правильно, ребята!

Мы сейчас перечисляли с вами осенние явления природы.

А сейчас  давайтепоиграем.

  1. Ребята, садитесь вокруг нашего пруда, слушайте внимательно и  придумайте конец стихотворения:

  1. Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат двое маленьких …

2) Белка спряталась в дупло –в нем и сухо и тепло.

Запасла грибов и ягод, столько, что не съешь их …

3) Осторожная лисица подошла к ручью напиться.

Поклонилась, а вода неподвижна и …

Молодцы!

  1. А теперь давайте встанем в кружок сыграем в другую игру «Признаки осени».  Мы будем перебрасывать друг другу мячик, называя слова, которые отвечают на вопрос:какая, какой, какие?

- Осень какая?

- Дождик какой?

- Листья какие?

- Может быть кто-то хочет сам придумать слово, связанное с осенью, а мы подберем к нему признаки?

(варианты: урожай, перелетные птицы, ветер, первый снег)

(«голубой островок» из ватмана с разбросанными разноцветными листьями)

  1. Пахнут свежестью, сыростью.
  2. Шершавые, влажные

3.Они падают, кружатся, летят, вальсируют. 4.Листопад. 5.Листья падают.

6.Грибами, ягодами, овощами, сыростью.

7.Шорох листьев, звуки дождя, ветра.

1.

  1. ежат
  2. за год
  3. тверда.

2.

-красивая, золотая, дождливая, прохладная и т.д.

- холодный, частый, долгий и т.д.

- желтые, красные, пурпурные и т.д.

-Ребята, мы замечательно поиграли, а сейчас давайте  отдохнем и потанцуем под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь.» Из цикла «Времена года» (фрагмент)

-А теперь отдадимся власти нежного ветерка и, представим, что мы превратились в листочки и тихонько покачиваясь, как бы паря в воздухе, отдохнем под музыку.

- Ребята, мы отдохнули, потанцевали под великолепную музыку П. Чайковского, а теперь давайте снова присядем около нашего пруда и поговорим о своих впечатлениях.

-Что ощущали вы, «паря» в воздухе осени?

Хотите спросить у меня об этом? Задайте мне вопросы.

-Я почувствовала шорох листьев, ощутила запах лесных грибов, прикоснулась к мягкому и влажному мху.  А вы?

- Скажите, какая это музыка?

А осень веселое или грустное время года? Почему?

Да, ребята, природа как бы замирает, засыпает, прощается с яркими красками лета.

- Кто готов ответить на вопрос: каким образом композитор передает свои чувства людям?

- Правильно. Слушая музыку П.Чайковского, мы понимали его настроение.

Дети расслабленно тихо танцуют под музыку

Ответы детей, дети задают вопросы воспитателю, обсуждают свои впечатления

С помощью музыки

- Ребята, а вы знаете, как в давние времена русский народ любил природу, умел наблюдать за  погодой, природными явлениями. Народная мудрость передавалась из поколение в поколение и дошла до наших дней.

Послушайте русские пословицы и поговорки  об осени.

- Осень идёт, а за собою дождь ведёт.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

-В сентябре синица просит осень в гости.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

-Октябрь плачет холодными слезами.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

- Ноябрь — ворота зимы.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

-Теплая осень — к долгой зиме.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

-Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

Молодцы!

-Как русский народ передавал свои впечатления об осени и природных явлениях?

-Правильно.

Дети хором повторяют, затем обсуждают смысл пословиц и поговорок

С помощью мудрых слов: пословиц и поговорок

III этап: выводы

Вывод:

-Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?

-Чему мы научились?

- Ребята, что вы узнали нового?  

- А что вам больше понравилось рассматривать картины, играть, слушать музыку, танцевать, рассуждать?  

- В следующий раз мы познакомимся с поэзией русских поэтов об осени.

Ребята, на этом наше занятие закончено.

(ответы детей)

Мы знакомились с художественными и музыкальным произведениями, устным народным творчеством и учились рассказывать об осени,  о природных явлениях.

Мы поняли, что «говорить» об осени можно не только словами, но и с помощью пейзажей, музыки, народного творчества

Ответы детей

13. Литература.

  1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева От рождения до школы: Мозаика-синтез, 2014
  2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет: ОО ТЦ Сфера, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. www.maam.ru
  2. nsportal.ru
  3. http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry/
  4. ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...