Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [р] и [л]
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иванова Светлана Ивановна

Конспект занятяи по дифференциации сонорных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.differentsiatsiya_r_i_l.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: продолжать учить детей различать на слух и на письме Р и Л в словах и предложениях.

Задачи: 1. Продолжать учить детей выделять отличительные признаки звуков Р и Л;
2. Совершенствовать навык звуко-буквеного анализа;
3. Продолжать учить детей добавлять недостающее по смыслу слово;
4. Упражнять учащихся в делении слов на слоги;
5. Продолжать работу с деформированной фразой;
6. Развивать словесно-логическое мышление.         

Лексический материал: слова и предложения со звуками 
Р и Л.

Оборудование: демонстрационные карточки, предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент. 
Логопед: Послушайте имена мальчиков и определите последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выделите первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора.
Логопед: С какими звуками мы сегодня будем работать? 
Логопед: Мы сегодня работаем со звуками Р и Л.

2. Знакомство с темой.
1) Уточнение характеристики звуков Р и Л.
Звук Р какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
Звук Л какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
2) Уточнение артикуляционных укладов звуков.
Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.

3. Словарный диктант. 
Логопед: Вот картинки животных. Распределяем их на две группы: в левый столбик со звуком Л (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Л), в правый – со звуком Р (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Р): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь.

лиса
слон
волк
дельфин
лошадь

жираф
тигр
зебра
корова<

В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? Записываем слова в левый столбик; в правый. В левом столбике слова с каким звуком? А в правом? Делим слова на слоги. В каких словах один слог? (слон, волк, тигр), два слога (лиса, дельфин, лошадь, жираф, зебра). В каком слове три слога? (корова).

4. Задание «Какая буква пропала?». Логопед вывешивает на доске поочерёдно карточки со словами: 
Ко_есо,  п_акат, в_ево.
Ко_идо_, ап_е_ь, п_и_ода.

Логопед: Читаем слова, определяем пропавшую букву. Какое слово «лишнее»?
Почему оно лишнее?

5. Игра с мячом «Наоборот». 
Логопед: Я говорю слова, вы заменяете Р на Л:
рама – лама, рис – лис, игра – игла, жарко – жалко, рак – лак.

6. Физкультминутка.
Руки резко разгибаем и обратно их сгибаем. 
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, разомнёмся мы сейчас. 
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем, раз-два-три, не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать, раз-два-три-четыре-пять. 
(Приседания.)                         Шаг на месте. Ходим строем, чтоб дыханье успокоить.(Ходьба на месте.)       
Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься. 
(Дети садятся за парты.)         

7. Задание «Подбери словечко».
Логопед: Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой. Чем последние слова отличаются по звучанию? А по значению?
Дети получают карточки с текстом:
Этот зверь зовётся… .                                    рама
         столяр сделал оконную… .                       лама

                            …- речное животное                                        лак
                            В магазине продаётся… .                                 рак
Осторожно шей острой… .                                      игра
Дети увлеклись интересной… .                         игла
                            В Африке очень… .                                            жалко
                            … будить рано малыша.                                  Жарко

8. Задание «Составь предложение из заданных слов».
Логопед: Я говорю слова, вы составляете из них предложение, изменяя их по смыслу: Володя, карандаш, купила, красный, мама.
                                      Укладывать, Рая, в кроватку, кукла, спать.
Запись предложений в тетрадь. Подчеркните одной чертой букву Л, двумя чертами - букву Р.

9. Логопед: Послушайте стихотворение и запомните слова со звуком Р:

Начинается считалка:
На берёзу сели галка, 
Две вороны, воробей
Три сороки, соловей.

Логопед: Назовите слова, которые вы запомнили.
Логопед: А теперь запомните слова со звуком Л (читает считалку ещё раз).
Слов с каким звуком меньше? 
Л.

10. Итог занятия. Повторение характеристики звуков Р и Л. 
Как мы произносим звук Р (Л)? Какой звук Р (Л)?  
Назовите слова со звуком Р, со звуком Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р и Рь".

В прикрепленном файле находится: подробный конспект для проведения логопедического занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе на тему "Звуки Р и Рь". Занятие пос...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука для воспитателей

Этот конспект дает подсказку для воспитателей общеобразовательных групп какие методы и приемы можно использовать для работы над звуками...

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...