Скороговорки по лексическим темам
картотека по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
П, о Прокоп полол укроп, полол да пропалывал. П, р Полпогреба репы, полкочана гороху. Б Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке бобв борщ. П, л, о К полудню Поля полполя прополола. Т-п, о, м Темка в потемках петрушку пропалывал. | Д, к, л, р Возле грядки две лопатки, возле кадки два ведра. К, л Свекла у Феклы мокла, мокла, пока не поблекла. К,ш,р Накроши в окрошку картошки и горошку. Х, т, с С хрустом, с хрустом едим капусту. Х, р Посадила баба горох, собрала чертополох. | ||||
С Сколько стоит сладкая сахарная свекла? З, л, р На улице в щели забора лезет горох без разбора. Ш, ч Пошел кочан на стрижку, остригся в кочерыжку. К-ч Сколько стоит кабачак? - Кабачок? Пятачок. Щ Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи. | Ль Воду налили и грядку полили. П, л, о Поля пошла полоть петрушку в поле. К-л Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку. Рь-к Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. | П, о Пони прятались в попоне, до копыт продрогли пони. Ф, а Жираф - в Африке граф. Ф, л Лев поел, ложится лев - лани ходят, осмелев. Ль, в Был львенком, стал львом! Н, р У нерпы нервы, нервы у нерпы. | |||
Д, с, р Ёжик вырос в десять раз, получился дикобраз. Г, м, л В клетку к горилле забрался громила. Мигом горилла громилу скрутила. Х Ну и хохот! Ну и хохот! Слон куда-то дел свой хобот. С, л Слон сломал случайно стенку. | З, б Забавной обезьянке бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьянке Ш, ч, п Черепаха всех смешит, потому что не спешит. Ф Дали туфельку слону, взял он туфельку одну И сказал, нужна пошире, и не две, а все четыре. | Ж, л, р Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко. Ж, л Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень. Ж, ч, т Волчата ворчат, медвежата визжат, Ежата лежат, бельчата молчат Ч У четырех черепах по четыре черепашонка. | |||
Б, р Боря на базаре был, та арбуз большой купил. Ф, г, р Грейпфрут – горьковато-кислый фрукт. Н, с Если на нас упадет ананас – сок ананасный прольется на нас. А на нас упал ананас. А на вас? | Д, м-н Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку – Дине. Дина, Диму угощай; Дина Диме дыни дай. Г Гена Галю угощай, Гена Гале грушу дай. С, н Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит. | Ш, к У нашего Гришеньки под окном вишенки. Й-л Ели, ели, дыни, ели…Съев, сказали: «Недозрели!» Р, т На горе Арарат растет крупный виноград. | |||
С Словили семь сельдей Сёма, Слава и Евсей. Л, щ Лещь - плещется. Хвощь – хлещется. Щ Щука и лещи не для щей, а для ухи. Щ Над рекою тучи гуще. Дождик хлещет еще пуще. Даже щуки и лещи Ищут шляпы и плащи. | Щ, т Плавниками трепеща, и зубаста да тоща. Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща. Тщетно тщится щука утащить леща. К, л, б Камбала без умолку болтала.О белых бакланах и больших баклажанах. Н, л Не бывает улова у ленивого рыболова. | К Купили каракатице кружевное платьице. Ходит каракатица, хвастается платьицем. К, р Краб забрался на трап, и заснул крепко краб. А кальмар не дремал, краба в лапы поймал. | |||
П, с, ц Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится. М, р, к Посеял мак Ермак: расцвел мак. Ермак собрал мак. Н, м, з Не забудьте незабудки, посмотрев на них минутку М, л Петя был мал и мяту мял. Увидала мать, не велела мять. | Ф Фикус и флокс – не фрукты, а цветы. В Вьюнок и хмель вьются, вьются, перевиваются. Г Горят, как огни, на газонах гортензии и георгины. Х, л Был в саду переполох - там расцвел чертополох. С-л, р После росы росли розы. | З, р Завязалась розы завязь. Роза красной оказалась. З-ж Из-за жары жасмин завядший. Ц В цветнике цветут цветы. Ш, л, д Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал. Лара ландыши брала, рада ландышам была. | |||
Ч Шла Марыся по лесочку, через горки, через кочки. Шла Марыся по цветочки, потеряла лапоточки. Ль А любили лилипуты лилии? Р, с, л Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Р, г У Аграфены и Арины растут георгины. | М, л,ч Маленький мальчик менял марки на мячик. М, л Мне купили самосвал, я давно о нем мечтал Т, л, а Игра в лапту требует таланта. К, ш, р Крендель для матрешки, клоуну – лепешки, пряники для мишки, заиньке - коврижки | К, ш Еду на лошадке в красной шапке, По ровненькой дорожке на одной ножке. М-л, ы-и Вымыли ли вы куклу Милу? - Мы Милу намылили и вымыли. З, к, й Зоиного зайку зовут Зазнайка. Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка. | |||
С-Ш У крошки-матрешки пропали сережки, Сережки Серёжка нашел на дорожке. Ц Не надо больше ссориться! А то и мяч не ловится, И книжка не читается, И дождик начинается. Ш, к У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка. | Ш, к, х Мы играли в хохотушки, Мы визжали, как свинушки, Мы скакали, как лягушки, Мы играли в хохотушки. Ч, к, л Запел волчок, загудел волчок, Но упал на бочок – и молчок. Он пел, шутил и не тужил. | М, л, ы-и Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла Д Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. | |||
Ф, а У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. П-к, д, о Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. П Плотный папа прочно встал, пирамидку основал. На плечах стоят без паники сыновья, потом племянники. Ф Федя фокус показал – Федя фокусником стал. | Н Няня Нина, Нина – няня. С Не сиди сложа руки, не будет и скуки. На скамейку мама села. Справа – Сева, Слава – слева. З Зина Зое позвонила, Зою в гости пригласила. П Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо. | Ш Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки. Ч На тумбочке у мамочки фото дачек в рамочке. С, р, ч Мама шьет сорочку дочке Строчит строчки на сорочке. С-з, р Зоя разбила хрустальную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. | |||
Ч, р У брата настроение кричально – погремучее, А у меня, а у меня – по комнатам – прыгучее. С-ш Шла Саша по шоссе и сосала сушку. П, т, с Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку! | П-т, к У Татки тапки, тапки у Татки. Б, Л, р Любит наряжаться Любка, у нее в оборках юбка. Ф, а У Фани-фуфайка, у Феди-туфли, У Фаины-кофта. Ф Фаина и Фекла во фланелевых кофтах. | Н Надо ночью на носки много ниток напрясти. Т, к Ткет ткач ткани на платье Тане. К, р У Кондрата куртка коротковата. К, л Катька – кокетка купила кепку в клетку. | |||
Х, п Тебе - пуховик, мне – пуховик. Всем по пуховику, всем по выпуховику. С-ц, т Новый сарафанчик из цветного ситца. В новом сарафане дома не сидится. С-ш, л Шила юбку – сшила шубку, Шила шапку – сшила тапку! | С-ш Сшили яркие штанишки, Сшили пестрые рубашки. Ж Шил Жак желтый пиджак. Маме-пижаму, жене-жакет, Сыночку-тужурочку, дочке-жилет. Ш-ж Шаль-жаль, жаль-шаль. | Ш, р Хороши штанишки у нашего малышки! Что за кармашки, ремешки да пряжки! З, с, б Зайка, заинька косой, что ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу - я ботинки принесу. С-ш Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб. | |||
Б Купил бегемот бегемотикам новые ботики, скачут бегемоты по болоту в новых ботиках, надрывая животики. В, п, л Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на проталинке. М,й Майке купили майку с каймой. | Ш Сшила Шура шикарную шубу. Шапка и шубка – вот и весь Мишутка. Ж, п Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы исколоты ежами. Р, ш У Ивана рубашка, у рубашки – кармашки.
| С, п, Сыпь в суп всех круп. П, р Петр Петру пек пироги. Петр Петру пироги пек. Б, р Боря Ире дал - ириску. Ира Боре – барбариску. М, ы-и Мы посуду сами мыли. Наши руки были в мыле. С, к Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска. | |||
В Витя Вову угощал. Витя Вове вафли дал. Т, о Толст тот, кто ест торт. К, л, п Клюквенно - малиновый кисель кипел, на плиту из кастрюли переливался. Х, л Хвала халве, вкусна халва, халве – хвала! | С, к Раз у нашего Степана, караулил кот сметану. И когда настал обед, кот сидит-сметаны нет! С-ш -Саша любит сушки, Сонечка – ватрушки. -У Петрушки в супчике лаврушка, У Лаврушки в супчике петрушка. | С, р В миске – сосиски, в тарелки – сардельки. Х Нюхал хохол уху, да нахваливал: Ух, хороша уха! Е, л Ели, ели дыни, ели.. Съев, сказали: «Недозрели!» | |||
Ш Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша. Д Дом в деревне делал Даня. Подрасту и жить в нем стану. Д, о Не прибирает Домна дом, У Домны дома все вверх дном. | Р Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Ш В шалаше шесть шалунов. Ч Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. | С, к Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска. Ф Любит Флора кофейник из фарфора. М Мы посуду сами мыли, Наши руки были в мыле. Ч, ц Очень часто бьются у Танечки блюдца. | |||
Ш Ложкой понарошку, я хлебал немножко, Кашу, борщ и кислый щи, мама сладкое неси. Ч, ц Чайные блюдца легко бьются. Ч Чем чаще чищу, чем чашка чище. | В, а Сидит Ваня на диване. Ф Софья на софе, а Феофан на пуфе. С, в-ф Сова советует сове: «Спи соседка на софе, На софе так сладко спится, О совятах сон приснится» С, к, ш Стол – книжка, кровать – раскладушка. | Ш, к, с Стоит раскладушка, на раскладушке - подушка, на подушке – Андрюшка. Д, ч, ж Жук увидел одуванчик и присел, как на диванчик. Л, с Столы белодубовые, гладкотесовыструганные. Р Наша Иринка спит на перинке. | |||
С, в Клест по весне веселится по весне. С Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне До сих пор бы сидел на сосне. С-ш Семь суток сорока старалась, спешила, Себе сапоги сыромятные сшила. | С, р Сыр сорока раздобыла, Сорок дырок в сыре было. Сыр сорока поклевала. Сыра с дырками не стало. С Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!» Т, р, щ Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки. | Т, р Три сороки – тараторки тараторили на горке. У, т, к Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу, без шуток, Учились прятаться от уток. Ф Филин расфрантился, во фрак принарядился. Филину охота красивым быть на фото. | |||
С Оса боса и без пояса. С, у У осы не усы, не усищи, а усики. У, ж Ужа ужалила ужица. Ужу с ужами не ужиться. Уж от ужаса стал уже - Ужа ужица съест на ужин. Ж Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится. | П, ч У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: - Челка пчелке ни к чему. Г Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь. Ж Жук с жучихой не тужили, Крепка с буквой Ж дружили. Буква Ж к ним приходила, Их жучат жужжать учила. | С У сосенки-сосёнки выросли опенки. Г, р, ш Груша Грушеньку растила. Груша груши ей дарила. Буква Г поможет Груше Груши собирать и кушать. Е, л, р Еле -еле ель Егор затащил себе во двор. | |||
Е, л, к Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка. Ж, л.к «Жалко Ёлку: - думал Ёжик, Не побегать ей без ножек». Удивлялась ёлка: «Ёж, без корней ты как живешь?» | М, с Космонавтом стать хочу, С мамой в космос полечу! А, р Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате. З, в Зажглась зеленая звезда… Запустят звездолет туда. Л Лунной ночью лунный кот Песни лунные поет. | Ч, т, ц У каждой планеты есть что-то свое, Что ярче всего отличает её. Сатурн непременно узнаешь в лицо – Его окружает большой кольцо. Н, л Прилунился лунолет, в лунолете – луноход. | |||
З, м Заморозила зима и заборы и дома. З Запоздалая зима за ночь избы замела. З, р, м Зимним утром от мороза На заре звенят березы. З, в На зимнем небе в морозы Загораются яркие звезды. | И, л Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. М, р, с Мороз мост мостил, Мостил – не вымостил. В, л Навалилось в валенки снега Вале маленькой. З, л Зимой поле белое, промерзло-заледенело. | С-з Осень озеро нарочно застеклила этой ночью. Будет окуню с семьей в нем не холодно зимой. С Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. Н, в, л На деревья листьев мало. На земле - невпроворот. Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет | |||
Л, с В осеннем лесу лисы цвета осенних листьев. Ж Желудь в лужице лежит, Желтый лист над ним дрожит. Н, с Осень наступила, высохли цветы И глядят уныло голые кусты. | П, х Пых - пах, пых - пах мы летим на всех парах! В Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, Волновал траву ветрами. С, ч Саночки – самокаточки, садись, да катись! П, р Про и Пахом смастерили паром. | К, р, л О коряги корабль все борта покарябал! Г, р, л В грязи у Олега завязла телега, Сидеть тут Олегу до самого снегу. К, л Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. | |||
Р, ш - Ручеёк, куда спешишь? - К речке, к речке, мой малыш! - Ручеёк, когда ты спишь? - Никогда не сплю, малыш! Ш, р, к У пруда в траве во мраке, Шуршат раки в шумной драке. З, р, к Заяц Егорка свалился в озёрко, Бегите к озёрку – спасайте Егорку! | К, р, г Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап. Б, р, д Брел по речку Боря в брод, Уронил свой бутерброд. Й, к Мелкие ручейки, несите струйки. В, р Впрочем, этот водоем мы втроем переплывем. | М, т Матросы в матросках, матроски в полосках. П Пекарь пек пироги в печи. Д, в, р Два дровосека, два дроворуба, На дворе дрова топорами рубят. Т, р, б - Трое трубачей трубили в трубы. - Тридцать три трубача трубят тревогу. | |||
В, с Водовоз вёз воду из водопровода. Т, к, ч Ткет ткач ткани на платье Тане. Ц, к Съел, наконец, кузнец варенец. Ф Федя фокус показал – Федя фокусником стал | М, р, к-х Как-то раз матрос Макар Шваброй мокрою махал. Он все охал, да махал, да в ведро с водой макал. П Почтальона пончиками потчевали. М. ш Он не плотник, не маляр, Мебель делает столяр. Мастер он весьма хороший, Сделал шкаф нам для прихожей. | В, л Валин валенок, провалился в проталинок. П, к Поникли метели под аккомпанемент капели. К, с Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка! С, т Сок с березы стек, стек с березы сок. С Прослезилась сосулька от солнышка. | |||
С - з Я люблю сны, где звон весны. Ч, р Кричу ручьям: «Ручьи, вы чьи?» И с гор, журча, звучат ручьи. Р, г Испугался грома Рома, заревел он громче грома. | Б, л Была у Аленки болонка, была у болонки Аленка. Аленка гуляла с болонкой, Болонка гуляла с Аленкой. Г, д, ш Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, по-гусинному шипела. Р, к, б Старый пес среди двора караулил куль добра. Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли. | К, с-з Идет с козой козел косой. Ж, л Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, да лень ворочаться. Вот и ждет рыжий кот, может миска подползет. Б, к Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. | |||
Р, л Свинья тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла. Вырыла полрыла, до норы не дорыла. Г Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага. К, т Котик ниток клубок укатил в уголок. П, л Наш Полкан попал в капкан. | Б, ч Отлежал бочок бычок. Не лежи, вставай, бычок! П Пудель пуделя потчевал пудингом. Р, н У барана рога кручены – перекручены, Вверчены – переверчены. Х, р У хрюшки хвост – крючком, У хорька – торчком. | Б, р Белые бараны били в барабаны, Без разбора били, лбы себе разбили. Т, р У 33 полосатых поросят, 33 хвостика висят. Ц Курица волнуется – не пугайте курицу. | |||
ОВЩИ ОГОРОД | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | ФРУКТЫ ЯГОДЫ | РЫБЫ | ЦВЕТЫ | ИГРУШКИ |
ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ ИМЯ | ОДЕЖДА ОБУВЬ | ЕДА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | ДОМ | ПОСУДА | МЕБЕЛЬ |
ПТИЦЫ | НАСЕКОМЫЕ | ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ | КОСМОС | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | ЗИМА |
ТРАНСПОРТ | ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ | М, т | ПРОФЕССИИ | ВЕСНА | ОСЕНЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Лексическая тема "Зима" . Скороговорки для детей подготовительной группы.
Скороговорки для детей подготовительной группы на все группы звуков...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
Скороговорки по лексическим темам
Скороговорки по лексическим темам на автоматизацию звуков....
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...