Непосредственно образовательная деятельность в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки».
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки».
Аннотация:
В содержание интегрированного логопедического занятия включены занимательные игры и упражнения («забавлялки»), основанные на малых фольклорных формах: пословицах, поговорках, потешках, чистоговорках, «нелепицах». В играх с использованием фольклорного материала удовлетворяется детская жажда действия. В них предоставляется возможность активизации речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова:
Малые фольклорные формы, фольклорный материал, дети с общим недоразвитием речи, интегрированное логопедическое занятие.
Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР через использование фольклорного материала.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- формировать умение устанавливать связи и отношения между объектами, понимать переносный смысл слов и предложений,
- способствовать пониманию некоторых закономерностей в пословицах и поговорках и умению их составлять с помощью наглядной опоры – картинок,
- развивать ассоциативное мышление и речемыслительную деятельность.
Коррекционно - развивающие задачи:
- активизировать и расширять словарь детей по лексическим темам «Домашние – дикие животные и птицы»,
- совершенствовать лексико-грамматических средства языка (развивать функции словообразования и словоизменения речи, отрабатывать форму дательного и творительного падежей существительных, закреплять навык построения сложносочиненного предложения с противительным союзом «а»),
- продолжить развитие коммуникативных навыков детей с речевой патологией,
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,
- развитие ритмико-интонационной стороны речи,
- развитие пространственных представлений, пространственной ориентировки,
- развитие образного движения, имитационных действий.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русской культуре, народному фольклору через усвоение малых фольклорных жанров,
- способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально – чувственной сферы ребенка.
Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, дидактические упражнения, игровые ситуации, беседа - рассуждение, пальчиковые игры, артикуляционные, мимические, дыхательные упражнения, динамическая пауза, составление пословиц и поговорок по опорным картинкам, объяснение, тренинг, сюрпризные моменты.
Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение образовательной деятельности (русские народные мелодии: «Блины», «Как вставала я ранешенько», «Я развею…»), вязаная куколка, «чудесный мешочек» в русском народном стиле, магнитки – «забавлялки» с народной росписью, картинки магнитные для составления поговорок и «нелепиц», карточки – «липучки» для составления пословиц, детские «четки», костюмы для взрослого и ребенка в русском народном стиле, угощение «орешки» к чаю (или книга для детей с народным фольклором).
Дифференцированный подход:
– по содержанию речевого материала: «низкий уровень» - слова простого состава, не насыщенные дефектными звуками; «средний уровень» - более сложные слова по слоговой структуре, автоматизация поставленных звуков на уровне слова; «высокий уровень» - трудные слова; дифференциация поставленных звуков.
– по оказанию помощи педагогом: «низкий уровень» - вместе с логопедом или вслед за ним; «средний уровень» - за сильными детьми; «высокий уровень» - самостоятельно.
– по предъявлению наглядного материала «низкий уровень» - подкрепление картинкой (или предметом); «средний уровень» - подкрепление стилизованным рисунком (или частью предмета); «высокий уровень - словесная инструкция логопеда.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Введение «ряженых» персонажей: логопед – Хозяюшка, Девочка - Хлопотушка, кукла Анютка – Вязаная Малютка (под музыкальное сопровождение).
Логопед: - Здравствуйте, милые детушки. Я сегодня – Добрая Хозяюшка, а со мной моя Девочка – Хлопотушка. Скажи, с чем ты пожаловала?
Девочка:
Это – куколка Анютка,
Моя Вязаная Малютка.
У нее мешочек чудесный,
А нем – «забавлялки» интересные.
- Основная часть: Создание игровой ситуации – «Забавлялки» от Анютки – Вязаной Малютки.
Логопед: Девочка, похлопочи –
«Забавлялку» отыщи...
- Дид. игра «Игралочка» - Малоподвижная игра «Бабушкины покупки» (русская народная) с музыкальным сопровождением.
- Дид. игра «Исправлялочка» - дайте правильный ответ: так бывает или нет?
- Хрюкает котенок?
- Нет. (Хрюкает поросенок, а мяукает котенок.)
- Крякает теленок?
- Нет…
- Квакает утенок?
- Нет…
- Лает ли ягненок?
- Нет…
- Кукарекает поросенок?
-Нет…
- Мычит козленок?
- Нет.
- Гогочет ли цыпленок?
- Нет…
- Мяукает жеребенок?
- Нет…
- Хохочет ли ребенок?
- Да.
- Дид. игра «Собиралочка» - «Собери картинку» (разрезные картинки конь-овес)
- Дид. игра «Объяснялочка» - поговорка «Овес к коню не ходит». Когда человек чего–то хочет, но ничего не делает, ему говорят: «Овес к коню не ходит». Составьте подобные поговорки по этим картинкам: Что к кому не ходит?
Картинки Примерный речевой материал
Кость – собака Кость к собаке не ходит.
Трава – корова
Морковка – кролик
Мед – медведь
Зерно – курица
Молоко – кошка
Орехи – белка
Капуста – коза
Вывод:Составленные нами поговорки учат: если хочешь чего – то добиться, надо трудиться.
- Дид. игра «Пропускалочка» - шутка-перевертыш, в которой все действия происходят «наоборот» (дети проговаривают «нелепицу», пропуская пальцами одной руки косточки детских четок):
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Лошадь ела кашу, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
- Дид. игра «Небывалочка» - (это выдумка – «нелепица», то, чего не бывает на самом деле):
Уж и где же это видано?
Уж и где же это слыхано?
Чтобы бычка курочка принесла,
Поросеночек яичко снес.
Чтоб по поднебесью медведь летал,
И черным хвостиком помахивал.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по веточкам висят,
По веточкам висят, полететь хотят.
- Попробуем придумать свои «Небывалочки» с помощью выбранных «неподходящих» друг к другу картинок или без них: Кто-то по небу летает, и о чем-то он мечтает… Проговаривать их нужно весело, задорно и шутливо, чтобы другим было интересно слушать.
- Дид. игра « Догонялочка» - подвижная русская народная игра «Девица, девица, сходи по водицу» с музыкальным сопровождением:
- Девица, девица, сходи по водицу.
- Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
- Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется.
- Поймаю вас всех сейчас…
- Дид. игра «Дразнилочка» - артикуляционные и мимические упражнения под проговаривание «дразнилок»:
(«Улыбочка» сопротивляйся, в «трубочку» не превращайся… «Трубочка» сопротивляйся, в «улыбочку» не превращайся… А я вас «дразнилками» подзадорю…)
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом – наперед
И поехал в огород…
Андрей – воробей
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек
Из – под палочек…
- Дид. игра «Повторялочка» - проговаривание скороговорки: Бык, бык – тупогуб, тупогубенький бычок (в разном темпе и с различной голосовой интонацией: по-медвежьи, по-лисьи, по- заячьи).
- Дид. игра «Поучалочка» - объяснение пословицы «У свиньи не родятся бобрята, а только поросята»: - Бобрята могут быть похожими на свинью? А поросята?
Люди придумывали пословицы о животных, а сами подмечали сходство некоторых людей с этими животными (похоже двигается, ест, ведет себя).
Картинный материал
Кошка – зайчата – котята.
Корова – волчата – телята
Собака – ежата – щенята
Примерный речевой материал
У кошки не родятся зайчата, а только котята…
Вывод: Пословица учит - всем нужно проявлять свои лучшие качества, показывать себя с хорошей стороны, чтобы родители могли гордиться своими детьми.
- Дид. игра «Расслаблялочка» - психологический тренинг (спокойная музыка):
Закрой глаза. Представь себе начало весны. Замечательный ясный солнечный день. Ты, малыш, присел на пенек и слушаешь звуки весеннего леса. К тебе подбегает белочка. Она протягивает три ореха. Каждый орех принесет тебе что-то хорошее. Первый орех – радость. Второй орех – счастье. Третий орех – добро. Ты берешь орехи и чувствуешь, как их сила передается тебе. Теперь у тебя есть радость, счастье и добро.
- Заключительная часть:
Кукла Анютка – Вязаная Малютка угощает детей печеньем - «орешками»:
Посидим все за чайком
Да поговорим ладком.
Итог: - Какие «Забавлялки» да «удивлялки» вам запомнились и особенно понравились?»
Дети благодарят Хозяюшку, Девочку – Хлопотушку и Анютку - Вязаную Малютку.
Приложение.
Бабушкины покупки.
(Русская народная)
Купила бабушка себе курочку,
Курочка по зернышку кудах – тах – тах.
Купила бабушка себе уточку,
Уточка тюрюх – тюх – тюх,
А курочка по зернышку кудах – тах – тах.
Купила бабушка себе индюшонка,
Индюшонок фалды – балды,
Уточка тюрюх – тюх – тюх,
А курочка по зернышку кудах – тах – тах.
Купила бабушка себе кисулю,
А кисуля мяу – мяу,
Индюшонок фалды – балды,
Уточка тюрюх – тюх – тюх,
А курочка по зернышку кудах – тах – тах.
Купила бабушка себе собачонку,
Собачонка гав – гав,
А кисуля мяу – мяу,
Индюшонок фалды – балды,
Уточка тюрюх – тюх – тюх,
А курочка по зернышку кудах – тах – тах.
Купила бабушка себе поросенка,
Поросенок хрюки – хрюки,
Собачонка гав – гав,
А кисуля мяу – мяу,
Индюшонок фалды – балды,
Уточка тюрюх – тюх – тюх,
А курочка по зернышку кудах – тах – тах.
Купила бабушка себе коровенку,
Коровенка муки – муки,
Поросенок хрюки – хрюки,
Собачонка гав – гав,
А кисуля мяу – мяу,
Индюшонок фалды – балды,
Уточка тюрюх – тюх – тюх,
А курочка по зернышку кудах – тах – тах.
Ссылки на источники:
- Гейченко И.Л., Исавнина О.Г. «Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста». – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» - 2012 – 64с.;
- Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 – 64 с.;
- Попова Т. А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре» - М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 136с.;
- Прокопьева В.Д. «Занятия с логопедом: учимся сочинять стихи и загадки» - Феникс, 2011 – 171 с.;
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой». – М.:ТЦ сфера, 2012 – 128с.;
- Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника». – СПб.: «Детство-Пресс», 2011 – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полёт в космос»
Спортивное мероприятие формирует стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла. Быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательно...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста тема: «Морское путешествие»
Цель. Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деят...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».
Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у Воздушного шара и Капельки»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".
Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по автоматизации звука ш в словах.
Закреплять произношение звука Ш в середине слова. Учить детей соотносить звук Ш с буквой Ш....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....