Логопедия для плохо говорящих детей.
консультация по логопедии на тему
Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya_1-3_igry.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 летЧасть 2. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6 2004
Е. А. Янушко
Развитие общего и речевого подражания в играх.
Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания. Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.
Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.
Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.
Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.
Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.
Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.
Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Игры для развития общего подражания.
Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.
Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:
Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.
1. Делаем зарядку!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие понимания речи.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии. Педагог становится напротив детей. Он предлагает детям поиграть в игру. Педагог выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:
Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны!
Теперь походим – топ-топ-топ!
Руки вперед!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс!
Присели!
Стоим!
Попрыгаем – прыг-скок!
Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей.
Если игра проводится индивидуально с ребенком, можно предложить ему поменяться ролями:
А теперь давай меняться – ты показывай, а я буду повторять.
Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.
2. Птички.
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами:
Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!
Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если кто-то из малышей не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить движение.
Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки – вот так! Предложите детям разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно.
Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели!
Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.
3. Мишка косолапый.
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идет.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)
4. Ладошки.
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи; развитие кистей рук.
Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление серии движений, сначала следует научить выполнять отдельно следующие движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, становится возможным проведение игры «Ладошки».
Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Ладошки вверх!
(кладем ладони на стол внешней стороной вниз)
Ладошки вниз!
(переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(зажимаем ладони в кулаки)
Вначале следует выполнять серию движений более медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.
5. Водичка.
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.
Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Водичка, водичка!
(перебираем пальчиками сверху вниз)
Умой мое личико!
(имитируем движения – «умываемся»)
Чтобы глазки блестели,
(указательными пальцами показываем на глаза)
Чтобы щечки краснели,
(дотрагиваемся до щек)
Чтоб смеялся роток,
(улыбаемся)
Чтоб кусался зубок!
с помощью пальцев рук изображаем укус)
Вот так мы умылись. Стали чистые и румяные!
6. Солнышко и дождик.
Цель: развитие подражания движениям и действиям взрослого, учить внимательно слушать речевую инструкцию.
Ход игры: Договоритесь с малышами, где у вас будет домик. Это может быть лежащий на полу ковер – общий для всех дом. В другой раз у каждого ребенка может быть свой домик – обруч, лежащий на полу, сложенная в форме круга скакалка, или стульчик. Когда играете на улице, домики можно нарисовать мелом на асфальте
Это наш домик (или наши домики) – будем в домике жить. Сейчас погода на улице хорошая – светит солнышко. Идем гулять!
Выходите из домика наружу и гуляете по комнате. Можно попрыгать, потанцевать – дети повторяют движения за педагогом.
Вдруг набежала туча, закрыла солнышко – сейчас начнется дождик! Бежим скорее домой, спрячемся от дождика!
Затем предложите малышам «выглянуть в окошко».
Посмотрите, какая погода на улице. Дождик идет? Тогда останемся дома. Солнышко светит? Идем гулять!
Игра продолжается. Следите за тем, чтобы для игры было достаточно места, чтобы дети не толкались, когда спешат в домики.
7. Деревце.
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:
Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!
Дует ветер нам в лицо,
(машем кистями рук, обмахивая лицо)
Закачалось деревцо!
(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
Ветерок всё тише, тише,
(качаемся медленнее, затем останавливаемся)
Деревце всё выше, выше!
(поднимаем руки, тянемся вверх)
8. Вот такие мы!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям новую игру.
Ну-ка, давайте покажем что мы умеем делать! Повторяйте за мной!
Мы ногами топ, топ, топ!
(топаем)
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем)
Головою круть, круть, круть!
(вертим головой из стороны в сторону)
Мы себя ударим в грудь!
(расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)
Погладили животики!
(круговыми движениями гладим живот)
Улыбнулись ротики!
(указательными пальчиками растягиваем уголки рта)
Вот какие мы молодцы!
Игры для развития речевого подражания.
В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.
Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:
Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.
Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.
Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
1. Поиграем на дудочке.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ДУ-ДУ.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее.
Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!
«Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
2. Поиграем на балалайке.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ЛЯ-ЛЯ.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней или покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее.
А теперь давайте поиграем на балалайке: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Изображаем игру на балалайке.
3. Позвеним колокольчиком.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.
Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.
Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!
Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике.
Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН! А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяйте за мной!
4. Бьём в барабан.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: ТА-ТА-ТА! А теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-БАМ! Повторяйте за мной!
Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые конструкции по словесной инструкции без показа:
Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на балалайке!
5. Самолётики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
Послушайте стихотворение про самолётик:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате.
Следите, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
6. Пароходики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
Послушайте стихотворение про пароходик:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!
Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам.
7. Машинки.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
Послушайте стихотворение про машинку:
Би-би-би – гудит машина:
Не поеду без бензина!
Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: Ж-Ж-Ж!
Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль.
8. Паровозики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
Послушайте стихотворение про паровозик:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит поезд: ТУ-ТУ!
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.
9. Гости.
Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.
Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!
ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце.
Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малышей, сверните игру. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».
10. На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.
Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:
НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.
11. Куколка.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.
Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!
Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует!
Кукла «танцует и кланяется».
А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.
При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.
12. Большие ноги идут по дороге.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; развитие движений.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
Развитие глагольного словаря.
Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.
Литература
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Петербург: Союз, 1998.
Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.
Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.
11.11.2011
Уважаемые посетители сайта!
Большой опыт занятий с малышами и консультирования, анализ развития сайта, а также участие в обсуждениях проблем развития и обучения детей на родительских форумах говорит о том, что проблема развития речи малышей является очень актуальной для многих родителей. В связи с этим хочу вам сообщить, что проект "Помогите малышу заговорить!" развивается: очень скоро вас ждут новые книжки для практических занятий с детьми. В новой серии представлены книжки с картинками и текстами, предлагающий весь необходимый материал для развития речи малыша - звукоподражания и другие облегченные слова, первые глаголы и первые фразы, стихотворные тексты для договаривания слов и короткие рассказы, которые помогают развить у ребенка понимание речи и расширить пассивный словарь, и многое другое. Пожалуйста, следите за новостями!
А пока рекомендую вам уже изданные книги для развития речи самых маленьких: "Помогите малышу заговорить" (книга для педагогов и родителей, описывающая методику развития речи детей раннего возраста), "Первые глаголы" и "Первые фразы" (книжки с картинками для занятий с малышом).
20.10.2012
Дорогие друзья!
Рада сообщить вам замечательную новость: в октябре 2012 года вышла в свет серия книг «Малыш, давай поговорим!» – уникального, не имеющего аналогов проекта, посвященного актуальной проблеме развития речи детей 1-3 лет. Эта серия разработана на основе методики, описанной в популярной книге для родителей и педагогов "Помогите малышу заговорить!" Цель новой серии – предоставить удобный и эффективный практический материал для речевых занятий с малышами, охватывающий как развитие активной речи, так и накопление пассивного словаря . Серия является частью проекта «Новый Ребенок». Книги серии рекомендованы для родителей, занимающихся с малышом дома, для воспитателей логопедических групп, для логопедов, и др.
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов
23 января, 2013
Лекция Елены Янушко в Московском Институте Открытого Образования (МИОО). Тема лекции "Ранняя помощь детям с нарушениями речи". Аудитория 80 человек.
2 декабря 2012 года
2 декабря 2012 года с 11.00 до 12.00 в рамках проходящей в Центральном Доме Художника выставке Non/fiction состоялся мастер-класс Елены Янушко "Развитие речи детей 1-3 лет" с презентацией серии книг по развитию речи малышей "Новый ребенок" издательства "Эксмо"
Октябрь, 2012
Вышла в свет новая серия практических книг для занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием с малышами 1-3 лет
Октябрь, 2012
Вышла в свет долгожданная серия "Малыш, давай поговорим!" - практические книги для развития речи малышей 1-3 лет
Октябрь 2012
Интервью Елены Янушко в связи с выходом серии "Новый ребенок" в издательстве "Эксмо"
Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "развитие речи у плохо говорящих детей"
в презентации предоставлены методический материал по развитию речи у детей с задержкой в развитии...
Конспект логопедического занятия с плохо говорящим ребёнком "Моя семья"
Конспект логопедического занятия включает в себя: развитие мелкой моторики, упражнения для развития дыхания, мимеческую и артикуляциолнную гимнастику, развитие понимания речи, развитие речевого подраж...
Советы родителям плохо говорящих детей
1.Создание речевой среды.2.Накопление пассивного словаря.3.Основной «пусковой» момент появления речи – общение....
Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"
Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...
Четверостишья для плохо говорящих детей
Четверостишья для плохо говорящих детей...
презентация "Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда по развитию сенсомоторных навыков у не говорящих детей."
в презентации представлены основные этапы работы в проекте по использованию песочной терапии для развития сенсомоторных навыков у неговорящих детей. Данный м атериал будет полезен логопедам, психолога...
Правила общения с плохо говорящим ребенком
Консультация для родителей...