Конспект индивидуальной НОД "Автоматизация звука С в прямом слоге"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Автоматизация звука С в прямом слоге с использованием тактильно-кинестетической стимуляции ( иппликатор Кузнецова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_s_v_pryamom_sloge.docx | 209.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Автоматизация звука С в прямом слоге.
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.
Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушки”. Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений, иппликатор Кузнецова, специально подготовленные массажные коврики, символы для обозначения гласных звуков
Ход занятия
1.Организационный момент с психотерапией.
Общее расслабление. Символы гласных звуков.
2.Массаж лица и дифференцированный массаж языка.
3.Развитие артикуляционной моторики.
1 комплекс упражнений для "С” (дорсальная позиция) (по Е.Ф. Архиповой)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» —— «Холодный ветер»
№1 №2 №3 №1 №15
Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции
Упражнение 1. “Забор”.
Цель; подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм) . Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удерживать по счет до 5.
Упражнение 2. “Окно”
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения “Забор” медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение 3. “Мост”.
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения “Забор” выполнить упражнение “Окно”. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный па ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.
Упражнение 4. “ Лопата”.
Цели: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения “Забор” — “Окно” — “Мост”. Из положении языка “Мост” выдвинуть язык па нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.
Упражнение 5 «Холодный ветер»
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык.
Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.
4.Работа над развитием дыхания и голоса.
Длительное произнесение звука “С” (тихо-громко)
“ Как водичка бежит?”
“ Как насос накачивает колеса?"
5. Коррекция звукопроизношения (автоматизация “С” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном массажёре или иппликаторе Кузнецова).
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности аппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука.
Отдельное произнесение: С...Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: “С-А, С-О, С-У, С-И, С-Ы”. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значения символов
Последовательность работы на тренажере:
Символы гласных | |||||
Гласные | А | 0 | У | Ы | Э |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п | 3-й п | 4-й п | 5-й п |
Название пальцев | большой палец | указательный палец | средний палец | безымянный палец | мизинец |
6.Изолированное произнесение звука .
Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к аппликатору (тренажеру).
С-Г изолированно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.
Символ гласного | |||||
Изолированное произнесение | С-А | С-0 | С-У | С-Ы | С-Э |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п | 3-й п | 4-й п | 5-й |
Название пальцев | большой | указательный | средний | Безымянный | мизинец |
7.Последовательность работы на тренажере:
Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).
СГ слитно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.
Символ гласного | |||||
Слитное произнесение | СА | СО | СУ | СЫ | СЭ |
В словах | Сад, Сани, сапоги, самокат, самоход | Сок, сода, совы, сом, сон, соты | Сук, судно, сутки, сумка, суп, сундук | Сын, сыпать, сыт, сынок, сыпь | Слов нет Автоматизируется в слоге. |
Словосочетаниях | Один сапог Много самокатов Большой сад | Вкусный сок, у сома усы | Д\И «Посчитай» | Маленький сынок, мамин сын, у осы усы | |
Предложения . | В саду оса. У Сани самокат. Самокат в саду. | На сосне совы. Соня видит сон. | На сосне сухой сук. На суку висит сумка. | У сома усы. Сынок насыпает совком песок. | |
Участие пальцев | 1-й палец | 2-й палец | 3-й палец | 4-й палец | 5-й палец |
Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.
Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.
8.Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Игра “Посчитай-ка от 1 до 10” –сапог, сом ,сын, сумка,
Игра в мяч “Закончи слова”
СА…- СО…., СУ….,СЫ….
9.Домашнее задание.
Игра “Вспомни, назови слова со звуком С в начале слова. Придумай с ними предложения.”
10.Итог занятия. Оценка работы ребенка на занятии.
Литература.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей.
Лопухина И. «Логопедия 550 занимательных упражнений».-М.,1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»
Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...
Индивидуальная организованная - образовательная деятельность "Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах".
Речевой материал по автоматизация звука [Ш] в прямых слогах....
Автоматизация звука "Л" в прямых слогах и словах с ними
Закреплять правильное произношение звукоа "Л"...
Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....
Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами"
Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами". В ходе заняти...
Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами, предложениях. Новогоднее приключение.
Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами, предложениях. Новогоднее приключение....
Речевой и наглядный материал для автоматизации звука [Л] в прямых слогах и в словах с прямыми слогами
Данный речевой и наглядный материал для автоматизации звуков будет не только интересен, но и полезен логопедам, воспитателям, и, конечно, родителям детей с нарушениями речи. Речевой материал тщательно...