Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Знакомство с народной игрушкой"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;

2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.

3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx257.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие

«Путешествие в историю народной игрушки»

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;

2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.

3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.

Ход занятия

1.Введение в тему занятия.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас.  Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

-Сегодня я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них.

-Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые еще не умеют ходить, разговаривать?  (Погремушки)

-Давно- давным тоже были погремушки, но они были совсем необычными – глиняными.

-Ребята, как вы думаете, из чего сделана глиняная погремушка? (Из глины)

-А как вы считаете, почему она так называется? (Потому что гремит)

-Правильно. Внутрь этой погремушки насыпались мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался характерный шум.

-А чтобы такая игрушка была красивой, ее расписывали – рисовали на ней узоры.

Игра «Закончи предложение»

У меня есть погремушка, а у вас не погремушки…(погремушки)

Я играю (чем?)… погремушкой

Я положила…(погремушку)

-Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит она из чего сделана? (Из соломы) C:\Users\UserPC\Downloads\Новая папка (3)\depositphotos_7180853-stock-photo-straw-doll-over-white-background.jpg

-Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

-Давайте назовем ласково части тела куклы.

Игра «Назови ласково»

 (Головка, волосики, носик, глазки, ушки, ручки)

-А как можно назвать ласково куклу? (Куколка)

-А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице)

-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная.

C:\Users\UserPC\Downloads\Новая папка (3)\cc154b1c3fe0d435b68472c7906b47cd.jpg

-Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков)

-Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею.

-Давайте мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная)

-Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук)

-В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками.

-Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки)

-А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная…(поменьше, маленькая)

Игра «Сочиним стихотворение про куклу»

Бабушка мне сшила …(куклу)

Яркую, нарядную.

Целый день играю с …(куклой)                                              

Холю ненаглядную.                                            

рассказала всем о …(кукле),

Хвасталась девчонкам.

Имя выбрала для …(куклы) –

Назвала Аленкой!

-Ребята, а это свистулька.

C:\Users\UserPC\Downloads\Новая папка (3)\658839143.jpg

На кого она похожа? (Это птичка)

-Свистулька сделана из дерева, значит  она какая? (Деревянная)

-А как вы считаете, почему она называется «свистулькой»? (Потому что свистит)

Игра «Договори словечко»

-Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели.

Физминутка

-Ребята, а это что за игрушка?

-Да, это лошадь. Она сделана из глины.

-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)

-Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая)

-А жеребенок? (Жеребенок легче)

-А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше)

-В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки.

-А это кукла из коры березы.

C:\Users\UserPC\Downloads\Новая папка (3)\k56.jpg

-Ры-ры-ры- это кукла из коры.

-Чек-чек-чек- из коры платочек.

-Ша-ша-ша- наша кукла хороша.

А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая)

-Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый)

-Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький)

-Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются «самоделки»?

-Вам они понравились? А мой рассказ понравился?

-Спасибо, ребята! Вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"

Целью данного занятия является приобщение детей к народным традициям. Дети знакомятся с раздичными видами кукол, с помощью воспитателя делают куклу-стригушка....

Конспект занятия в старшей группе детского сада «Спички детям не игрушка»

Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички;Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен;Разъяснить детям причины возникн...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»

1.Мотивационно-организационный этапВоспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь&ra...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с искусством- рассматривание дымковской игрушки"

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-дымковской глиняной игрушкой.Знакомить с элнментами росписи, колоритом,мотивами и композицией узора....