«Земля – наш дом, мы хозяева в нем»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Харинова Любовь Анатольевна

Конспект логопедического занятия по коррекции ОНР с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 логопедического занятия по коррекции ОНР

с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

(подготовительная группа)

Тема: «Земля – наш дом, мы хозяева в нем»

Цель: уточнить, закрепить и расширить  представления детей о планете Земля, о месте человека на этой планете и его взаимодействии со всем  окружающим.

Коррекционно – развивающие задачи:

 - развивать общие речевые навыки;

 - совершенствовать навык самостоятельного построения умозаключений;

 - развивать связную речь;

 - развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;

 - развивать офтальмокинез;

 - развивать зрительное внимание и память;

 - совершенствовать звуковой и слоговой анализ;

 - развивать буквенный синтез, осуществлять профилактику дисграфии, формируя образ

   слова.

Образовательные задачи:

 - совершенствовать умение грамотно строить предложение, отвечать «полным ответом»;

 - закрепить знания о понятиях «звук», «буква»;  

 - совершенствовать умение образовывать слова с противоположным значением;

 - развивать навык чтения.

Воспитательные задачи:

 - воспитывать познавательный интерес к занятию, игре;

 - воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь;

 - прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;

 - формировать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего

   занятия.

Оборудование: компьютер, экран для проекций, мяч, конверты с буквами, конверты с картинками к стихотворению, презентации для занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня в детский сад почтальон принес конверт. На нем написано «Детям группы Цветики» и изображено какое-то существо. Как вы думаете, кто это?

Дети: Это Лунтик.

Логопед: Открываем конверт. А тут письмо. (Во время чтения логопедом письма на экране появляются картинки)

«Здравствуйте,  ребята. Я, думаю, вы узнали меня. Я – Лунтик. (На экране – картинка - Лунтик) Живу я на Луне.  Я случайно оказался на вашей планете. (На экране – Лунтик появляется на планете Земля) Здесь у меня появилось много замечательных друзей, и мне очень понравилась ваша планета. (На экране – картинка – Лунтик и его новые друзья) Но, к сожалению, мое пребывание на ней подходит к концу и мне надо возвращаться обратно. А еще я узнал, что скоро вы пойдете в школу, но я не знаю, что такое школа и зачем туда надо ходить. Расскажите мне, пожалуйста, об этом, и еще я хотел бы узнать больше о вашей чудесной планете. Свое сообщение отправьте мне, пожалуйста, с первым спутником, который полетит к Луне. Заранее вас благодарю! »

  1. Логопед: Дети, давайте поможем Лунтику и расскажем ему, что же такое школа.

Инсценировка «Что такое школа?»

(Дети по цепочке читают стихотворение, на каждую строчку которого на экране появляется картинка, соответствующая смыслу произносимой фразы).

Что такое школа?

Это много классов, много света.

В классах учатся ребята.

Школа знаньями богата.

Приглашает всех учиться,

Только просит не лениться.

  1. Логопед: А на какой же планете находится наша школа?

Дети: Наша школа находится на планете Земля.

Логопед: Как называются жители нашей планеты?

Дети: Жители нашей планеты называются земляне.

Логопед: Правильно. А теперь внимание на экран. Прочитайте предложение, которое там появилось.

Дети: « Земля – наш общий дом». 

Логопед: Да, ребята, наш дом планета Земля. Мы, люди, живем на ней. А кто еще живет вместе снами на планете Земля?

Дети: Птицы, рыбы, животные, насекомые, растения.

Логопед:  Правильно. Вместе с нами на планете земля живут растения, рыбы, насекомые, птицы, различные животные. (На экране появляются называемые существа и объекты) Подумайте и скажите: кто важнее всех в этой жизни  на планете Земля?

Инсценировка «Кто важнее всех на земле?»

1 ребенок: Я - солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.

2 ребенок: Я – вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

3 ребенок: Я - воздух, все живое дышит. Без меня не было бы жизни, я самый важный.

4 ребенок: Я – почва. Я самая важная. Без меня ничего не вырастет.

5 ребенок: Я – растение, земли украшение. Я главнее, я на тебе расту.

6 ребенок: Я – насекомое. Я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.

7 ребенок: Я – заяц, травоядное животное. Тебя, растение, съем, значит, я важнее.

8 ребенок: Я хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

9 ребенок: Я – человек, могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растения, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Логопед: Так кто же самый главный на нашей планете? ( Выслушиваются ответы детей)

  1. Логопед: Да, дети, на планете Земля мы все зависим друг от друга. Поэтому надо жить дружно и беречь природу.  Солнышко согревает нашу землю. Давайте пальчиками покажем и расскажем об этом.

Пальчиковая гимнастика:

Солнышко, солнышко

                                                              Погуляй у речки.

                                                              Солнышко, солнышко

                                                              Разбросай колечки.

                                                              Мы колечки соберем.

                                                              Золоченые возьмем.

                                                              Покатаем, поваляем.

                                                              И назад тебе вернем.

 

  1. Логопед: Солнце светит  для всех на нашей планете. Давайте немного поиграем в игру «Солнце светит для всех». (Дети встают в круг, логопед -  в центр этого круга) 

Логопед: Я бросаю мяч и называю слово, а вы, возвращая мне его обратно, должны назвать слово с противоположным значением.
                       

Игра с мячом «Солнце светит для всех».

Солнце светит и для бедных и для богатых,  для злых и для ….., для грустных и для …., для больных и для…., для маленьких и для …., для ленивых и для …., для высоких и для…., для друзей и для…., для старых и для …, для трусливых и для…..

  1. Логопед: Продолжим наш разговор о планете Земля. А какую геометрическую форму имеет планета Земля?

Дети: Земля имеет форму шара.

Логопед: Почему Землю называют голубой планетой?

Дети: Потому что на ней много воды.

Логопед: Правильно на планете Земля много воды. Это океаны, моря, реки и озера. А на суше живут люди. На планете Земля живут разные народы и говорят они на разных языках, например,  японцы на японском. А как вы думаете, на каком языке говорят французы? англичане? китайцы? (Выслушиваются ответы детей)   А на каком языке говорим мы с вами?

Дети: Мы говорим на русском языке.

Логопед: В детском саду вы научились чисто и красиво говорить, правильно произносить все звуки, познакомились с русской азбукой. Давайте расскажем про это стихотворение.

(Дети по строчке (или хором) читают стихотворение)

«Много звуков есть на свете…»

Много звуков есть на свете:

                                                         Шелест листьев, плеск волны.

                                                         А бывают звуки речи,

                                                         Мы их точно знать должны.

                                                         Звуки  четко произносим,

                                                         Слушаем внимательно.

                                                        Буквы правильно читаем,

                                                         Пишем их старательно.  

  1. Логопед:  В космосе кроме нашей планеты солнце освещает и другие планеты и космические объекты. Назовите, какие планеты и космические тела и объекты вы знаете?

Дети: Марс, Венера, Сатурн, кометы, спутники….

Логопед: Правильно. Но все эти планеты находятся так далеко от нас, что рассмотреть их можно только в телескоп. Для этого надо иметь хорошее зрение. А чтобы зрение было хорошим надо делать гимнастику для глаз.  

Глазодвигательное упражнение «Индеец Зоркий глаз».

- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы; вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.  

- Широко открыли глаза (5 секунд), закрыли (5 секунд). Быстро поморгать глазами в течение 10 секунд.

  1. Логопед: Вокруг Солнца в космосе вращается много планет и космических тел. В этих конвертах названия некоторых из них. Но все буквы перепутались. Давайте, попробуем вернуть их на место.

Игра «Собери слово».   

Дети вынимают из конвертов буквы и складывают слова МАРС, ЛУНА, ЗЕМЛЯ, САТУРН, ракета, спутник.  (После того, как дети сложат слова и прочитают их, на экране появляются картинки-изображения данных объектов.)

  1. Логопед: Посмотрите на экран. Что это за кружочки на нем появились? Как называются эти кружочки? (На экране появляется звуковая схема слова Сатурн)

Дети: Звуковая схема.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинки-изображения на экране  и скажите, какой картинке соответствует эта звуковая схема.

Дети: Это слово САТУРН.

Логопед: Правильно. Назовите каждый звук в этом слове. (Дети по очереди называют звуки в слове Сатурн и дают им характеристику: гласный или согласный, если согласный, то глухой или звонкий, твердый или мягкий.)

  1. Логопед: О космических телах и объектах люди узнают, не только глядя в телескопы, но и сами совершают космические путешествия. Как называются люди, летающие в космос?

Дети: Люди, летающие в космос, называются космонавтами.

Логопед: Правильно. А каких людей берут в космонавты?

Дети: В космонавты берут только самых сильных, выносливых, умных людей.

Логопед: Покажите и расскажите, что для этого нужно делать.

Речь с движением «Готовимся в космонавты».

Будем очень мы стараться,                     (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:              

Бегать быстро, словно ветер,                 (бегут на месте)

Плавать лучше всех на свете.                (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать                  (приседают и встают)

И гантели поднимать.                            (изображают упражнения с гантелями)

Станем сильными, и завтра                   (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты.           (маршируют на месте)

  1. Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас посмотрим, хватит ли у вас терпения и выносливости для того чтобы выполнять эти упражнения достаточно долго.  

Игра «Выполни упражнение» 

Логопед: Я буду называть слова, и показывать упражнение 1 раз, а вы должны повторить  это слово и выполнить упражнение столько раз, сколько слогов в произнесенном мною слове.

(Несколько детей по очереди  проговаривают слова и одновременно выполняют упражнения): ЗЕМ – ЛЯ, ПЛА – НЕ – ТА, РА – КЕ – ТА, КОС – МОС, КО – МЕ – ТА,

ЗВЕЗ – ДЫ, ЧЕ – ЛО – ВЕК.

  1. Логопед: Правильно, для того чтобы стать покорителем космоса надо много и хорошо учиться и заниматься спортом. И это у вас еще все впереди. А сейчас мы можем пока только помечтать, глядя в темное ночное небо, полное звезд.

Мнемотехника  «Космонавт»

(Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу  Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом на экране картинок таблицы, появляющихся по мере прочтения каждой строчки. Затем таблица убирается. Детям раздаются конверты с набором картинок, и предлагается разложить их в той же последовательности, как они появлялись на образце. Далее логопед еще раз читает стихотворение, и затем опрашивается несколько детей. Как вариант: произнесение детьми по очереди каждой строчки стихотворения с опорой на таблицу.)

В темном небе звезды светят,

                                                 Космонавт летит в ракете.

                                                 День летит и ночь летит

                                                 И на землю вниз глядит.

                                                 Видит сверху он поля,

                                                 Горы, реки и моря.

                                                 Видит он весь шар земной,

                                                 Шар земной – наш дом родной.

  1. Логопед: Молодцы. Я думаю все, о чем вы рассказали мы,  можем написать Лунтику.

Он прислал вам вот эти маленькие подарки  с пожеланием:

Пусть каждый день и каждый час

                                                    Вам новое добудут.

                                                    Пусть будет добрым ум у вас

                                                    И сердце добрым будет!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД " Мы хозяева Земли" в подготовительной группе

Занятие составлено по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.Цель данного занятия расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как...

Конспект занятия в подготовительных и старших группах «Мы — хозяева Земли»

Комплексное занятие «Мы — хозяева Земли» НОД в подготовительных и старших группах  по теме раздельного сбора мусора  и проблемам в сфере обращения с отходами.5 образов...

Конспект занятия в подготовительных и старших группах «Мы — хозяева Земли»

Комплексное занятие «Мы — хозяева Земли» ОД в подготовительных и старших группах по теме раздельного сбора мусора  и проблемам в сфере обращения с отходами....

Консультация для родителей "Мы хозяева Земли!"

Консультация для родителей "Мы хозяева Земли!"...

Программа кружка "Мы хозяева -Земли"

Познавательная информация для детей...