Обследование развития мелкой моторики.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В ходе углубленного обследования детей с речевой патологией одним из компонентов выступает определение уровня сформированности развития мелкой моторики рук. Данный материал представляет набор простых тестов, которые помогают провести обследование фронтально, что помогает экономить время проведения обследования и достаточно полноценно определить уровень развития мелкой мускулатуры рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie._melkaya_motorika.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
- «Домик» (автор Н.И. Гуткина);
- «Дорожки» (автор Л.А.Венгер);
- «Манометрический тест»;
- «Рисование простых узоров»;
- «Штриховка».
Цель: выявить уровень развития мелкой мускулатуры рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика «Домик» (разработана Н.И. Гуткиной)
Цель: выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Оборудование: картинка, изображающая домик.
Ход исследования
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Анализ результатов
По ходу работы ребенка фиксируют:
1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, сверяет ли сделанное с образцом, или рисует по памяти;
3) часто ли отвлекается во время работы;
4) задает ли вопросы во время рисования;
5) сверяет ли свой рисунок с образцом после окончания работы.
Ошибками считаются:
1)отсутствие какой либо детали рисунка (4 балла);
2)увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла);
3)неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла);
4)неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);
5)хорошее выполнение рисунка оценивается «0».
Критерии оценки: Высокий уровень - 0-1 балл Средний уровень - 2-3 балла
Низкий уровень - 4 балла
Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру)
Цель: определение развития точности движения рук.
Оборудование: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом.
Ход исследования
Инструкция: «здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».
Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
Анализ результатов
0 балл – если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3-х раз;
1 балл – если есть 1-2 выхода за пределы «дорожки», линия достаточно ровная, но карандаш отрывается больше 3 раз;
2 балла – три и более выхода за пределы «дорожки», неровная, дрожащая или слабая линия, многократное проведение по одному и тому же месту.
Критерии оценки
Высокий уровень - 0 баллов
Средний уровень - 1 балл
Низкий уровень - 2 балла
Методика «Манометрический тест»
Цель: выявить уровень развития мелких движений пальцами.
Оборудование: изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: две узких и в 1,5 мм между ними – широкая (1,5 мм), нетугие ножницы.
Ход исследования
Инструкция: «Вырежьте круг по широкой линии».
Анализ результатов
0 баллов – нет перерезаний узких линий;
1 балл – допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой;
2 балла – за большее количество перерезаний.
Критерии оценки
Высокий уровень - 0 баллов
Средний уровень - 1 балл
Низкий уровень - 2 балла
Методика «Рисование простых узоров»
Цель: выявить умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Оборудование: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш. Образцы узоров.
Ход исследования
Инструкция: «Внимательно рассмотри узоры, которые начаты у тебя на листе. Дорисуй узоры до конца строки».
Анализ результатов
1 балл – хорошо справился с заданием;
2 балла – продолжая узоры, допускает ошибки в чередовании элементов;
3 балла – узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам.
Критерии оценок:
Высокий уровень - 1 балл
Средний уровень - 2 балла
Низкий уровень - 3 балла
Методика «Штриховка»
Цель: выявить уровень развития мелкой мускулатуры рук.
Ход исследования
Заштриховать фигуры, в заданном направлении не выходя за контуры.
Анализ результатов
0 баллов – штриховка не выходит за контуры рисунка;
1 балл – допускается не более двух выходов за контуры рисунка;
2 балла – за большее количество выходов за контуры рисунка.
Критерии оценки
Высокий уровень - 0 баллов
Средний уровень - 1 балл
Низкий уровень - 2 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики рук
Проводится в два этапа....
Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Проводится в два этапа...
Методика обследования уровня развития мелкой моторики
В первую очередь, данные методические рекомендации будут полезны для логопедов, дефектологов, воспитателей групп компенсирующей направленности и всех педагогов, работающих с детьми дошкольного возраст...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...