Методика обследования уровня развития мелкой моторики
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Федорчук Елена Владимировна

В первую очередь, данные методические рекомендации будут полезны для логопедов, дефектологов, воспитателей групп компенсирующей направленности и всех педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obsledovaniya_urovnya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обследования уровня развития мелкой моторики

  Задания   для  обследования  мелкой  моторики  были  взяты  из диагностических методик у Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой.  Обследование мелкой моторики разделено на три блока:

     - диагностика произвольной моторики пальцев рук;

     - диагностика навыков работы с карандашом;

     - диагностика навыка манипуляции с предметами.

     К каждому блоку подобраны различные  задания с учетом возраста, физического  и  психического развития  ребенка.  За каждое  правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл,  если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов.  В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

     При  подсчете результатов необходимо  было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность,  скованность   движений;  нарушение  темпа  выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

  1  блок:  диагностика  произвольной  моторики  пальцев  рук.

Инструкция:  детям  были  предложены  следующие  задания,  которые выполнялись под счет:

     1 .Пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз);

     2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз);

     3. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз);

     4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе,

     Общий подсчет результатов по 1 блоку:

     Высокий уровень - 4 балла.

     Средний уровень - 3-2 балла.

     Низкий уровень - 1-0 баллов.

     2 блок: диагностика навыков работы с карандашом.

     Инструкция: детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были даны следующие задания:

     1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.

     2. Обведи по трафарету.

     3. Нарисуй человека.

     Общий подсчет результатов по 2 блоку:

     Высокий уровень - 3 балла.

     Средний уровень - 2 балла.

     Низкий уровень - 1-0 баллов.

     3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.

     Инструкция: детям были предложены следующие игры:

     1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и  застегнуть пуговицы.

     2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

     3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный узор.

     4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы

    Общий подсчет результатов по 3 блоку:

     Высокий уровень - 4 балла.

     Средний уровень - 3-2 балла.

     Низкий уровень -1-0 баллов.

     Общий подсчет  баллов и уровней  развития мелкой  моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.

     Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.

                                                                                                      Таблица 3

№ блока

Количество баллов

Уровень развития мелкой

моторики

1  блок

4 балла

Высокий уровень

3-2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

2 блок

3 балла

Высокий уровень

2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

3 блок

4 балла

Высокий уровень

3-2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

Общий результат по развитию мелкой моторики по методикам

              Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой

     Высокий уровень - 9 -11 баллов.

     Средний уровень -4-8 баллов.

     Низкий уровень - 0-3 балла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования уровня развития основных движений

Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателям провести обследование уровня развития основных движений детей 3 - 7 лет на основе качественных и количественных показателей....

Методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики по Г.А. Волковой

Раскрытая методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики Г.А. Волковой...

Упражнения для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик

Перечень упражнений для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е....