Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя – логопеда.
статья по логопедии на тему

В данной статье представлен опыт коррекционной работы учителя-логопеда с применением информационно-компьютерных технологий, раскрыты основные направления использования ИКТ в деятельности логопеда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:


Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя – логопеда.


Работая учителем-логопедом в детском саду около 5лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе информационные  технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

  • Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
  • Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
  • Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
  • Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
  • Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
  • Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

  1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
  2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
  2. Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
  5. Paint – программа для рисования.
  6. Microsoft PowerPoint – программа презентаций.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

У большинства современных детей, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала в процессе логопедической работы должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения .

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

 

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

в работе учителя – логопеда.

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:      ДИАГНОСТИКА

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:

Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:

- создание базы данных по итогам диагностики;

- проведение мониторинга работы;

- отслеживание динамики работы;

- составление графиков и диаграмм.

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:      ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ  РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.    РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

специальные компьютерные игры (как профессиональных разработчиков, так и авторские.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

игры, презинтации на сайтах www.logozavr.ruviki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).

3. Создание собственных презинтаций, фотоальбомов в  Microsoft PowerPoint.

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

- улучшение речевого продуцирования;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:   РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:

  1. Сетевое общение.
  2. Электронные консультации на персональном сайте.

2. Использование информационных интернет – ресурсов (festival.1september.ruwww.it-n.ru и другие).

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:

- обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

-участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

- обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ.

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:

1. Электронные консультации на персональном сайте.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:

- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;

- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 

- консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета.

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:

1. Работа в Microsoft Works  (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).

2. Использование информационных интернет – ресурсов:www.iteach.ruwww.logoped.ru, ,  www.blogger.com, narod.yandex.ru  и другие.

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:

- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

оформление отчетной и  текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.

- создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

 

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию  предлогов у детей с ОНР....

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Применение инновационных технологий технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда....

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя – логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исслед...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...

Выступление на педсовете: Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....