Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя – логопеда.
статья по логопедии на тему
В данной статье представлен опыт коррекционной работы учителя-логопеда с применением информационно-компьютерных технологий, раскрыты основные направления использования ИКТ в деятельности логопеда ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя – логопеда.
Работая учителем-логопедом в детском саду около 5лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе информационные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.
Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:
- Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
- Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
- Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
- Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
- Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
- Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Свойства Internet:
- Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
- Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.
Функции прикладных программ Microsoft Office:
- Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
- Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
- Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
- Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
- Paint – программа для рисования.
- Microsoft PowerPoint – программа презентаций.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.
У большинства современных детей, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала в процессе логопедической работы должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения .
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в работе учителя – логопеда.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: ДИАГНОСТИКА
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- создание базы данных по итогам диагностики;
- проведение мониторинга работы;
- отслеживание динамики работы;
- составление графиков и диаграмм.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные компьютерные игры (как профессиональных разработчиков, так и авторские.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
- игры, презинтации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).
3. Создание собственных презинтаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- улучшение речевого продуцирования;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
- Сетевое общение.
- Электронные консультации на персональном сайте.
2. Использование информационных интернет – ресурсов (festival.1september.ru, www.it-n.ru и другие).
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
-участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;
- обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
1. Электронные консультации на персональном сайте.
2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
- консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ:
1. Работа в Microsoft Works (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word).
2. Использование информационных интернет – ресурсов:www.iteach.ru, www.logoped.ru, , www.blogger.com, narod.yandex.ru и другие.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
- создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Литература
- Интернет - сайт «Атена», http://atena.ucoz.ru/publ/48-1-0-409
- Интернет - сайт «Частинский координационный методический совет», http://chastykms.ucoz.ru/load/1-1-0-79
- Интернет - сайт «Информационно-консультационный центр АПК и ППРО», http://consul.apkpro.ru/consul/26-ict-edu/71--5.html
- Интернет - сайт «Сетевая модель методической службы», http://edu.k26.ru/~wiki/index.php?title
- Интернет - сайт ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования", http://ipk.68edu.ru/forum/viewtopic.php?p=855&sid=7f2bbed5a066364c3896064151beea6d
- Интернет-сайт: http://tc-sfera.ru/posts/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda-doshkolnogo
- Интернет-сайт: http://открытыйурок.рф/статьи/521935
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"
В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...
Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию предлогов у детей с ОНР....
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Применение инновационных технологий технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда....
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя – логопеда
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исслед...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...
Выступление на педсовете: Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....