образовательная программа кружка "Весёлая фонетика"
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
данная программа ориентирована на дошкольников 4-5 лет, в рамках кружковой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm_kruzhka_veselaya_fonetika.docx | 76.65 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО: Приказом МБДОУ «Детский сад № 47 «Веселинка» № 356 от 28.08.2017 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЁЛАЯ ФОНЕТИКА»
4-5 ЛЕТ
(в рамках оказания платных образовательных услуг)
Принята
решением Педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 47 «Веселинка»
28 августа 2017 год
Протокол № 1
Автор:
Вотчицева Татьяна Ивановна
г. Димитровград
2017
Структура программы:
Пояснительная записка 3
Цель и задачи программы 3
Содержание программы 4
Предполагаемые результаты освоения
Программы 18
Список используемой литературы 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка «Веселая фонетика».
Программа кружка «Веселая фонетика» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на профилактику трудностей в овладении речью детьми среднего дошкольного возраста. Содержание программы позволит начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, формировать силу голоса: говорить тихо, громко, шепотом, начать работу над интонационной выразительностью речи, планировать работу над слоговой структурой слова, развитием навыков звукового анализа и синтеза, над развитием грамматического строя речи. Большое внимание в программе уделено обучению связной речи, умению вслушиваться в обращенную речь, развитию диалога, а также расширению лексического словарного запаса. Специальные упражнения способствуют развитию памяти, мышления и внимания, формированию познавательной и творческой активности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Исходя их вышесказанного, основной целью данной программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, развитие навыков звукового анализа и синтеза и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать фонематические представления и навыки.
5. Развивать движения кистей и пальцев рук.
6. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Учитывается интеграция следующих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
1. социально-коммуникативное развитие – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественно-эстетическое развитие – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки); используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
4. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на 8 месяцев. Форма обучения – подгрупповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 60 занятий в год. Длительность занятия – 25 мин. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (15-20 мин), и выполнение логоритмических упражнений (5-10 мин) и (или) пальчиковой гимнастики. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).
УЧЕБНЫЙ ПЛАНкружка «Весёлая фонетика» с детьми 4- 5 лет
на 2017 – 2018 учебный год
Преподаваемый предмет | Количество занятий (старшая группа) | ||
в неделю | в месяц | за курс | |
«Весёлая фонетика» | 2 | 8 | 60 |
60 | 2 | 8 | 60 |
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
кружка «Весёлая фонетика» с детьми 4-5 лет
на 2017 – 2018 учебный год
Дни недели | Время |
Понедельник | - |
Вторник | 8.05 – 8.30 |
Среда | - |
Четверг | 16.20 – 16.45 |
Пятница | - |
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, массажными ёжиками и т. д.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Данная программа разработана на основе пособия для логопедов, воспитателей и родителей А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок?» - /М., «Мозаика-Синтез»,2006г./, а также с использованием программы Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»/С.-П., «Детство-Пресс», 2005г./.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
1 квартал (октябрь, ноябрь) (16 занятий)
Цели и задачи:
- Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.
- Обучать правильной и четкой артикуляции звуков: А, У, О, Ы.
- Развивать связную речь, ее выразительность.
- Обогащать словарь.
- Развивать произвольную память.
- Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата во время выполнения логоритмических упражнений.
месяц | неделя | Тема | Программное содержание | Краткое содержание |
Октябрь | 2 неделя | Игрушки | * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «игрушки». * Познакомить с понятиями «логопедический кабинет», «логопедическое занятие», с органами артикуляции, правилами поведения на занятии. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать физиологическое дыхание. * Закреплять образование относительных прилагательных. * Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои» «Какой, какая?» Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки» |
* Формирование понятия о неречевых звуках. * Учить составлять предложения с однородными членами по сюжетной картинке. * Формировать диафрагмальное дыхание. * Знакомство с артикуляционными упражнениями «Окошко», «Слоник», «Лягушка» * Развивать внимание, память, мышление. * Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Артикуляционная гимнастика и самомассаж Фонематические упражнения: « Что мы слышим?». «Минутка тишины». «Что шуршит, что звенит?». Дидактическое упражнение: «Посмотри и расскажи». | |||
Октябрь | 3 неделя | Фрукты | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [А]. * Развитие длительного плавного выдоха. * Преодоление твердой атаки гласных. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «фрукты». * Знакомство с артикуляционными упражнениями «Лопатка», «Накажем непослушный язычок». * Развивать навыки словоизменения и словообразования. * Развивать мелкой моторики, внимание, память, мышление. | Фонетические упражнения: Фея Фонетика «Долго-коротко, тихо-громко» «Слушай внимательно, выполняй старательно» Дидактические игры: «Отгадай-ка» «Один-много», «Скажи ласково», «Что изменилось». Дыхательная гимнастика: «Душистые фрукты». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [А]. * Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «А» из начала слова). * Развитие длительного плавного выдоха. * Знакомство с артикуляционными упражнениями «Лопатка», «Накажем непослушный язычок». * Развивать навыки словоизменения и словообразования. * Формировать фразу с противительным союзом А. | Фонематические упражнения: «Звук «А». «Запомни и назови» Дыхательная гимнастика: «Вкусный сок». Дидактические игры: «Много чего?» «Назови ласково» «Чего не стало» «Что растёт в саду» | |||
Октябрь | 4 неделя | Овощи | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [У]. * Развитие глубокого вдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «овощи». * Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных. * Уточнить и закрепить правильное употребление предлогов В, НА * Формировать фразу с противительным союзом А. * Знакомство с артикуляционными упражнениями «Чашечка», «Качели». * Развивать мелкой моторики, внимание, память, мышление. | Фонетические упражнения: Фея Фонетика «Долго-коротко, тихо-громко» «Слушай внимательно, выполняй старательно» «Какой звук?». Дыхательная гимнастика: «Душистые овощи». Дидактические игры: «Отгадай-ка» «Огородик гномика», «Что растёт в огороде». «Вершки и корешки» Пальчиковая гимнастика: «Капуста» |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [У]. * Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «У» из начала слова). * Учить правильно согласовывать числительные с существительными. * Развитие длительного плавного выдоха. * Знакомство с артикуляционными упражнениями «Чашечка», «Качели». * Развивать мелкой моторики, внимание, память, мышление. | Фонематические упражнения: «Звук «У». «Запомни и назови» Дыхательная гимнастика: «Вкусный сок». Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Незнайкины покупки», «Что больше, что меньше?». Пальчиковая гимнастика: «Капуста» | |||
Ноябрь | 1 неделя | Деревья | * Закрепить правильное произнесение звуков [А] – [У]. Пение гласных. * Развитие глубокого вдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «овощи». * Развитие цветовосприятия и цветоразличения. * Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. * Знакомство с артикуляционными упражнениями «Конфетка», «Чистим зубы». * Развивать мелкой моторики, внимание, память, мышление. | Фонематические упражнения: «Звук «У», «А». «Топай-хлопай» Дидактические игры: «Разноцветные листья». «У гнома». Дыхательная гимнастика: «Листопад» Пальчиковая гимнастика: «Листопад» |
* Закрепить правильное произнесение звуков [А] – [У]. * Развитие силы голоса и речевого дыхания * Учить правильно согласовывать числительные с существительными. * Развитие длительного плавного выдоха. * Знакомство с артикуляционными упражнениями «Конфетка», «Чистим зубы». | Фонематические упражнения: «Волшебные звуки» «Домики АУ, УА» «Эхо» Дидактические игры: «Сосчитай-ка». Дыхательная гимнастика: «Листопад» | |||
Ноябрь | 2 неделя | Одежда | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [О]. * Развитие силы голоса и речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «овощи». * Развитие навыков словообразования и словоизменения. * Закрепление ранее изученных артикуляционных упражнений. * Развитие связной речи. * Развитие памяти, мелкой моторики. | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково «Выучи наизусть считалку», Пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [О]. * Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «О» из начала слова). * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Закрепление ранее изученных артикуляционных упражнений. * Развитие памяти, мелкой моторики. | Фонематические упражнения: «Звук О». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Подбери словечко и повтори». «Мой, моя, мое, мои». «Чей, чья» Пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки». | |||
Ноябрь | 3 неделя | Обувь | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «А»-«О»-«У». * Развитие длительного плавного выдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «обувь». * Развитие навыков словоизменения * Разучивание артикуляционных упражнений «Маляр», «Киска сердится» * Развитие связной речи. * Развитие памяти, мелкой моторики. | Фонематические упражнения: «Эхо» «Живые звуки» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это – мой, моя, мои», «Большой - маленький», «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Обувь». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «А»-«О»-«У». * Развитие длительного плавного выдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Разучивание артикуляционных упражнений «Маляр», «Киска сердится» * Развитие диалогической речи. | Фонематические упражнения: «Будь внимательным», «Домики» Дидактические игры: «Кто что обувает?». «Без чего?». «4 лишний» Диалог «Был сапожник?» | |||
Ноябрь | 4 неделя | Человек, части тела. | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [Ы]. * Развитие физиологического дыхания. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «человек». * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений «Лошадка», «Поймаем мышку» * Развитие памяти. | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика» «Звук «Ы». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький», «Скажи: какой, какая,…», «Выучи наизусть». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [Ы]. * Развитие физиологического дыхания. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме * Развитие навыков словоизменения * Закрепление артикуляционных упражнений «Лошадка», «Поймаем мышку» * Развитие памяти. | Фонематические упражнения: «Эхо» «Будь внимательным». Дидактические игры: «Подумай и ответь». «В какое время года?». «Выучи наизусть». Упражнение с массажным мячом | |||
Ноябрь | 5 неделя | Такие разные дома | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «А»-«О»-«У»-«Ы». * Развитие физиологического дыхания. * Развитие длительного, плавного выдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «дом». * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений «Грибок», «Барабанщик» * Развитие памяти, мелкой моторики. | Фонематические упражнения: «Эхо» «Живые звуки» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький», «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Домик». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «А»-«О»-«У»-«Ы». * Развитие физиологического дыхания. * Развитие длительного, плавного выдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений «Грибок», «Барабанщик» * Развитие памяти, мелкой моторики. | Фонематические упражнения: «Эхо» «Волшебные звуки» Дидактические игры: «Какой?» «Чего много?». Пальчиковая гимнастика: «Домик». |
2 квартал (декабрь, январь, февраль) (22 занятия)
Цели и задачи:
- Совершенствовать интонационную сторону речи
- Обучать правильной и четкой артикуляции звуков: Э, М, Б, П, Д, Т.
- Развивать связную речь, ее выразительность.
- Работать над увеличением запаса слов, который содержит все части речи.
- Развивать произвольную память.
- Развивать фонематический слух.
месяц | неделя | Тема | Программное содержание | Краткое содержание |
Декабрь | 1 неделя | Мебель | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [Э]. * Развитие физиологического дыхания. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «мебель». * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. * Воспитывать бережное отношение к мебели. | Фонетические упражнения: «Фея Фонетика» «Долго-коротко, тихо-громко» «Слушай внимательно, выполняй старательно» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Мебель» |
* Закрепление четкой артикуляции звука [Э]. * Развитие физиологического дыхания. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонематические упражнения: «Звук «Э». «Спой песенку» Дидактические игры: «Много чего?» «Чего не стало» «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Мебель» | |||
Декабрь | 2 неделя | Посуда | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э». * Развитие длительного плавного выдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «посуда». * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонетические упражнения: «Живые звуки», «Повтори – не ошибись» Дидактические игры: «Отгадай-ка» «Один-много», «Что изменилось». Пальчиковая гимнастика: «Посуда». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э». * Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «А» из начала слова). * Развитие длительного плавного выдоха. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонематические упражнения: «Запомни и назови» «Домики» Дыхательная гимнастика: «Вкусный суп». Дидактические игры: «Назови ласково» «4 лишний» «Выучи наизусть считалку» | |||
Декабрь | 3 неделя | Зима | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [И]. * Развитие речевого дыхания. * Преодоление твердой атаки гласных. * Пропевание гласных с повышением и понижением тона. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «зима». * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонетические упражнения: «Фея Фонетика» «Долго-коротко, тихо-громко» «Слушай внимательно» Дыхательная гимнастика: «Снежинки-пушинки». Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни» Пальчиковая гимнастика: «Снежок». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [И]. * Формировать навыки звукового анализа. * Учить правильно согласовывать числительные с существительными. * Развитие длительного плавного выдоха. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Учить использовать предлоги НА, С с существительными множественного числа | Фонематические упражнения: «Звук «И». «Запомни и назови» Дыхательная гимнастика: «Снежинки». Дидактические игры: «В гости к нам пришла зима» «Уборка снега» Пальчиковая гимнастика: «Снежок» | |||
Декабрь | 4 неделя | Новый год | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [М]. * Развитие речевого дыхания. * Развитие силы голоса * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «новый год». * Закрепить умение использовать в предложениях предлоги НА, С. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика» «Будь внимательным» Дидактические игры: «Отгадай-ка» «Укрась ёлку» «Выучи наизусть» Дыхательная гимнастика: «Душистая елка» Самомассаж |
* Закрепить правильное произнесение звука [М]. * Развитие силы голоса и речевого дыхания * Учить правильно согласовывать числительные с существительными. * Развитие длительного плавного выдоха. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «гласный - согласный» «Эхо» Дидактические игры: «Сосчитай-ка». «Послушай, посмотри, перескажи». | |||
Январь | 2 неделя | Зимние забавы | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «И»-«М». * Развитие речевого дыхания. * Преодоление твердой атаки гласных. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «зимние забавы». * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Закрепить умение пользоваться изученными предлогами. * Развитие связной речи. * Развитие памяти, мелкой моторики. | Фонематические упражнения: «Будь внимательным». «Волшебные фонарики» «Домики» «Гласный – согласный» Дидактические игры: «Один-много», «Посмотри, послушай и ответь». «Выучи наизусть» Самомассаж: «Снежный ком». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «И»-«М». * Формировать навыки звукового анализа * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развивать навыки словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Будь внимательным». «Домики» Дидактические игры: «Поправь Незнайку». «Поиграем- посчитаем» Дыхательная гимнастика: «Снежинки». | |||
Январь | 3 неделя | Комнатные растения | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [Б]. * Работа над темпом и ритмом речи. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «комнатные растения». * Развитие навыков словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика» «Будь внимательным» Дидактические игры: ««Один-много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Выучи наизусть» Логоритмическое упражнение: «Цветочки». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [Б]. * Развитие длительного плавного выдоха. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Эхо», «Живые звуки» Дидактические игры: «Без чего?». «Разрезные картинки» «Подскажи словечко» Пальчиковая гимнастика: «Цветок». | |||
Январь | 4 неделя | Зимующие птицы | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [П]. * Работа над темпом и ритмом речи. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Кто как кричит?», Пальчиковая гимнастика: «Кормушка». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [П]. * Развитие физиологического дыхания. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо». «Хлопай – топай». Дидактические игры: «Повтори и запомни», «Скажи, какой, какая,…», «Выучи наизусть». Пальчиковая гимнастика: «Кормушка». | |||
Февраль | 1 неделя | Домашние птицы | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Б»-«П». Работа над четкостью дикции. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «домашние птицы». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо» «Живые звуки» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Кто как кричит?» Логоритмическое упражнение: «Домашние птицы». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Б»-«П». * Развитие физиологического дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Будь внимательным» «Домики» Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Назови папу и маму птенцов», Пальчиковая гимнастика: «Уточка и утята» | |||
Февраль | 2 неделя | Домашние животные | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [Д]. * Развитие речевого дыхания. * Развитие тембровой окраски и высоты тона. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «домашние животные». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «У кого кто?», «Кто как голос подает?» Логоритмическое упражнение: «Теленок». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [Д]. * Развитие физиологического дыхания. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо». «Хлопай – топай». Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Кто, как передвигается?», «Выучи загадку» Пальчиковая гимнастика: «Котенок» | |||
Февраль | 3 неделя | Дикие животные | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [Т]. * Работа над интонационной окрашенностью речи. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «дикие животные». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Один-много», «Кто как передвигается?», «Кто как кричит?», «Скажи, кого не стало?», «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [Т]. * Развитие физиологического дыхания. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо». «Хлопай – топай». Дидактические игры: «Скажи ласково», «Сосчитай-ка», «Большой - маленький», «Выучи загадку» Пальчиковая гимнастика: «Зайчик» | |||
Февраль | 4 неделя | Профессии | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Д»-«Т». Работа над четкостью дикции. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «Профессии». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо» «Живые звуки» Дидактические игры: «Кто кем работает?», «Кому что нужно для работы», «Кто что делает» Диалог «Веселый магазин». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Д»-«Т». * Развитие физиологического дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Будь внимательным» «Домики» Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Кем работает мама и папа» Пальчиковая гимнастика: «Почтальон» |
3 квартал (март, апрель, май) (23 занятия)
Цели и задачи:
- Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстами загадок.
- Обучать правильной и четкой артикуляции звуков: Г, К, В, Ф.
- Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок, стихотворений.
- Обогащать словарь, развивать произвольную память.
- Развивать связную речь, ее выразительность.
- Развивать фонематический слух.
месяц | неделя | Тема | Программное содержание | Краткое содержание |
Март | 1 неделя | 8 марта | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [Г]. * Работа над повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. * Работа над речевым дыханием. * Расширять и обобщать словарь по теме. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонетические упражнения: «Фея Фонетика» «Слушай внимательно, выполняй старательно» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Скажи, какая?», «Выучи наизусть» Самосассаж |
* Закрепление четкой артикуляции звука [Г]. * Развитие физиологического дыхания. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонематические упражнения: «Звук «Г». «Хлопай-топай» Дидактические игры: «Расскажи о празднике», «Доскажи словечко», «Скажи, чего нет» Самомассаж | |||
Март | 2 неделя | Семья | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [К]. * Работа над речевым дыханием. * Работа над темпом и ритмом речи. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «семья». * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонетические упражнения: «Фея Фонетика», «Повтори – не ошибись» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это мой, моя, мои», «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Как у нас семья большая». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [К]. * Формировать навыки звукового анализа * Развитие длительного плавного выдоха. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. * Развивать навыки словоизменения и словообразования. | Фонематические упражнения: «Запомни и назови» «Что получится» Дидактические игры: «Назови ласково» «Повтори и запомни», «Выучи наизусть считалку» | |||
Март | 3 неделя | Весна | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Г»-«К». Работа над четкостью дикции. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «Весна». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо», «Живые звуки» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Выучи наизусть Логоритмическое упражнение: «Золотое донышко» |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Г»-«К». * Развитие физиологического дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо» «Что получится» Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Повтори и запомни», «Скажи, какая, какое, какие?», Пальчиковая гимнастика: «Весна» | |||
Март | 4 неделя | Первые весенние цветы | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [В]. * Работа над речевым дыханием. * Работа над четкостью дикции. * Воспитание ясной шепотной речи. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика» «Будь внимательным» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Выучи наизусть Логоритмическое упражнение: «На лужайке» |
* Закрепить правильное произнесение звука [В]. * Развитие силы голоса и речевого дыхания * Учить правильно согласовывать числительные с существительными. * Развитие длительного плавного выдоха. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Эхо» «Что получится» Дидактические игры: «Сосчитай-ка». Дыхательная гимнастика: «Душистый цветок». | |||
Апрель | 1неделя | Перелётные птицы | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [Ф]. * Обучение правильной и четкой артикуляции. * Воспитание правильного речевого дыхания. * Работа над интонационной выразительностью речи. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «перелётные птицы». * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика» «Будь внимательным» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково» «Сосчитай-ка». «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Ласточка» |
* Закрепить правильное произнесение звука [Ф]. * Развитие силы голоса и речевого дыхания * Развивать грамматический строй речи. * Развитие длительного плавного выдоха. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. | Фонематические упражнения: «Эхо» «Что получится» Дидактические игры: «Составь новое слово»». Логоритмическое упражнение: «Ласточка» | |||
Апрель | 2 неделя | Посуда | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «В»-«Ф». Работа над четкостью дикции. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «Посуда». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо», «Живые звуки» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Выучи наизусть Пальчиковая гимнастика: «Посуда» |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «В»-«Ф». * Развитие физиологического дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо» «Что получится» Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Это мой, моя, мое, мои», «Повтори и запомни», Пальчиковая гимнастика: «Посуда» | |||
Апрель | 3 неделя | Продукты питания | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [З]. * Работа над темпом и ритмом речи. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Скажи, какой, какая,..?» Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку» |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [З]. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо». «Хлопай – топай». Дидактические игры: Сосчитай-ка», «Это - мой, моя, мое, мои», «Повтори и запомни», Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку». | |||
Апрель | 4 неделя | Транспорт | * Обучение правильной и четкой артикуляции звука [С]. * Развитие речевого дыхания. * Развитие тембровой окраски и высоты тона. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «домашние животные». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Фея Фонетика». «Будь внимательным». Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Что, как передвигается?» «Чего не стало?» Подвижная игра: «Паровоз». |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звука [С]. * Развитие физиологического дыхания. * Работа над темпом и ритмом речи. * Координация речи с движением. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо» «Хлопай – топай» «Что получится» Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Мой, моя, мои» «Выучи загадку» Пальчиковая гимнастика: «Есть игрушки у меня» | |||
Май | 1 неделя | День Победы | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «З»-«С». Работа над четкостью дикции. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «день Победы». * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо», «Живые звуки» Дидактические игры: «Защитники», «Сосчитай-ка» «Выучи наизусть» Пальчиковая гимнастика: «Солдат» |
Май | 2 неделя | Животные жарких стран | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Г»-«К»-«Т». * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «Животные жарких стран». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо», «Живые звуки» «Что получится» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково» «Кого много». Логоритмическое упражнение: «Зебра» |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «Г»-«К»-«Т» * Развитие физиологического дыхания. * Расширять и обобщать словарь по теме. * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Будь внимательным» «Домики» Дидактические игры: «Кто у кого», «Чей, чья, чьи» Самомассаж | |||
Май | 3 неделя | Животные Севера | * Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «М»-«Н». Работа над четкостью дикции. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «Животные Севера». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо», «Живые звуки» «Что получится» Дидактические игры: «Один-много», «Скажи ласково» «Кого много». Логоритмическое упражнение: «Северные олени» |
* Закрепление правильной и четкой артикуляции звуков «М»-«Н». * Развитие физиологического дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Будь внимательным» «Домики» Дидактические игры: «Кто у кого», «Чей, чья, чьи» Самомассаж | |||
Май | 4 неделя | Здравствуй лето! | * Закрепление всех ранее изученных звуков. Работа над четкостью дикции. * Развитие речевого дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме, закреплять обобщающее понятие «Лето». * Развитие навыков словоизменения. * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Эхо», «Живые звуки» «Что получится» Дидактические игры: «Чего много», «Скажи ласково» «Выучи наизусть». Логоритмическое упражнение: «Одуванчик» |
* Закрепление всех ранее изученных звуков. Работа над четкостью дикции. * Развитие физиологического дыхания. * Расширять и обобщать словарь по лексической теме. * Развитие навыков словоизменения. * Разучивание артикуляционных упражнений * Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память | Фонематические упражнения: «Будь внимательным» «Домики» Дидактические игры: «Кто у кого», «Чей, чья, чьи» Дыхательная гимнастика: «Душистые цветы» Логоритмическое упражнение: «На лужайке» |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу года воспитанник средней группы (5 год жизни) должен уметь:
- Четко, точно, координированно работать артикуляционным аппаратом (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
- Четко, правильно артикулируя, произносить следующие звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф.
- Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из вышеуказанных звуков.
- Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со звуками: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Т, Г, К, В, Ф.
- Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
- Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.
- Находить на картинках такие предметы, в названии которых есть любой из вышеуказанных звуков, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.
- Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
- Правильно формулировать собственное высказывание.
Список используемой литературы
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи и детей 5-6 лет. -М.:Гном-пресс, 1999.
- Жукова О.Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР.- С-П.:
Детство-пресс, 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
- Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
- Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
- Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
- Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4до 7 лет)», Спб., 2003.
- Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; Спб., 2003.
- Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»;
- Н. В. Нищева. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Спб., 2002.
- Н.В.Нищева. Тетради для старшей логопедической группы детского сада №1, №2; Спб., 2000.
- Н.В.Нищева «Разноцветные сказки». Спб., 2001.
- Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И.Селиверстова.-М., 1981.
- Дошкольная педагогика. Спб., 2001, №1.
- Дошкольная педагогика. Спб., 2001, №2.
- Дошкольная педагогика. Спб., 2001, №3.
- Дошкольная педагогика. Спб., 2001, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...
Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"
Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств
В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность )Основной общеобразовательной программ-образовательной программы дошкольного образования для детей 3-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо освоению детьми образовательной области- «Художественно – эстетическое развитие»...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...