Речевое развитие дошкольника как одна из образовательных областей ФГОС.
статья по логопедии на тему
Данный материал по изучению ФГОС посвящен важнейшей из образовательных областей – "Речевое развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_rechevoe_razvitie.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ОДНА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС.
Для методического объединения учителей – логопедов, дефектологов г. Троицка Челябинской области.
Наша беседа по изучению ФГОС посвящена сегодня важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников. Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное.
Да, все они важны, но обратите внимание, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.
Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие»
Если мы посмотрите в тексте ФГОС пункт 1.9. О чем там идѐт речь? ФГОС утверждает, что образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т.е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.
Продолжая разговор об образовательной области «Речевое развитие», остановимся на содержании работы в этом направлении. Вы помните, в каком разделе ФГОС об этом говориться? Да, это второй раздел «Требования к структуре образовательной программы и еѐ объѐму». Само содержание здесь не определяется, оно в деталях для каждой группы представлено в примерных образовательных программах, а в стандарте определена структура материала, который должен быть обязательно включен в программу. В пункте 2.6. указаны материалы о структуре программы по речевому развитию. Сколько компонентов речевого развития там выделено?
Итак, таких компонентов 7.
Компоненты и задачи речевого развития дошкольников
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной речи (диалогической, монологической).
- Развитие речевого творчества
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Вам знакома работа, которую требует выполнять ФГОС?
Конечно, мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты
Давайте подробнее рассмотрим каждый из компонентов.
1. Научить ребѐнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.
2. Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, сейчас вы реализуете какую тему? (Осень.) Какие слова должны пополнить словарь детей, если вы разумно организуете работу? (Ответы).
3. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).
4. Развитие речевого творчества - работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия. Помните сказку о Дюймовочке. Нужно, чтобы это было не просто чтение. На каком-то этапе дети мастерят колыбельку и саму Дюймовочку лепят, чтобы представить её размер, а затем обсуждают, а что могло бы случиться: Если бы рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы? Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку?... Придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка».
5. Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС этот компонент называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй
родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Обсуждая данный вопрос , мы найдём много нерешённых проблем. Главная из них состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.
7. И ещё один компонент речевого развития - Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.
Итак, мы выделили 7 основных компонентов (задач) речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития.
Поскольку у многих детей возникают трудности в речевом развитии, ФГОС предусматривает коррекционную работу, которая может осуществляться в специальных или инклюзивных группах.
Типичные проблемы развития речи дошкольника
1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
4) Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5) Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст своими словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи.
8) Плохая дикция.
9) Нарушения произношения.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Каждый из пяти компонентов (психолого-педагогические условия, кадровые, материально-технические, финансовые и развивающая среда), выделенных в данных требованиях, имеет прямое отношение к речевому развитию. Все эти требования направлены на создание благоприятной социальной ситуации развития, внутри которой и будет происходить речевое развитие детей.
- Чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребёнку, необходимо непосредственное общение.
- Поддержка индивидуальности ребёнка связана с умением выражать свои чувства, формулировать свои мысли, договариваться о совместной деятельности или о разрешении конфликтов.
- Такое условие как установление правил взаимодействия связано с развитием коммуникативных способностей.
- Ещё одно условие – обучение с учётом зоны ближайшего развития, предполагает овладение культурными средствами деятельности, развитие мышления, речи, общения.
- Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна осуществляться совместно с родителями. Думаю, вас не нужно убеждать в том, что если у педагогов с родителями налажен контакт, все образовательные проблемы ребѐнка, и речевые тоже, решаются легче.
Вы, конечно, уже хорошо знаете, какое внимание в ФГОС уделяется
созданию предметно-развивающей среды. Посмотрите пункт 3.3.2. и 3.3.3.
Итак, предметная среда должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом среда создаётся с учётом возрастных особенностей детей, региональных отличий и направлена на реализацию программы. Если в детском саду есть инклюзивные или коррекционные группы для них создаётся среда, соответствующая проблемам в развитии детей, которые посещают группу.
Давайте попробуем общие требования к развивающей среде конкретизировать для образовательной области «Речевое развитие». Как вы думаете, что следует включить в эту среду?
- Главное – ребёнок должен слышать чистую русскую речь, обращённую к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя обращённые ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребёнку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения.
- Важно создать условия, выделить время и место для игр детей.
Нет такой игры, которая бы не стимулировала развитие речи. Наши дети уже год с интересом играют с новым конструктором ЛЕГО, как эти игры повлияли на речь ребят? Да, появились новые слова-существительные: арка, бойницы, крепость, крепостная стена, башня и даже мезонин; слова, обозначающие пространственное расположение объектов: спереди -сзади, внутри - снаружи, слева – справа; и конечно прилагательные: красный, жёлтый, синий, большой, красивый, длинный, тяжёлый и др.
- Важнейшим компонентом речевой среды является иллюстрированная книга. Детские книги сейчас издают очень нарядными, и они всегда вызывают положительные эмоции. Простое рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться со сверстниками впечатлениями.
- Мы не можем обойтись в работе по развитию речи детей без
наглядных пособий: игрушек, картин и картинок, слайд-презентаций, видеофильмов. Они помогают нам, даже достаточно сложные вещи, представить понятно для детей. Слайд-презентации об истории России, о правах ребёнка, об олимпиаде. Конечно, все они сопровождались словом педагога, которое направляет внимание детей, вызывает их на участие в
общем разговоре.
- Развивающей средой для речевого развития является любая деятельность детей. Например, одевание – раздевание вы можете использовать для освоения сложных речевых конструкций:
одеть Таню – надеть шапку; много чулок, но мало носков; ….
Напомню только требования СанПина к организации непосредствстенно образовательной деятельности. (Это разъяснение требования – учёт возрастных особенностей детей).
Возраст детей | 1,5 – 3года | 1,5 – 3года | 4 - 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Длительность непрерывной НОД | по 10 минут в первую и вторую половину дня | по 15 минут | по 20 минут | по 25 минут | по 30 минут |
Максимально допустимый объём НОД в первой поло-вине дня | 30 минут | 40 минут | 45 минут | 1,5 часа |
Перерывы между НОД не менее 10 минут. Допускается осуществлять НОД на площадке.
Во второй половине дня в старших и подготовительных группах НОД составляет
не более 25-30 минут с физкультминутками в середине.
И ещё одно. В разделе «Требования к условиям….» пункт 3.2.5. предполагается возможность педагогической и психологической диагностики.
Для чего используется педагогическая диагностика? (для индивидуализации образования, разработки индивидуальных траекторий развития ребёнка, для коррекции развития, оптимизации работы с группой).
А психологическую диагностику, кто проводит и зачем? (проводит только психолог, только с согласия родителей, чтобы выявить индивидуальные особенности развития, обеспечить квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение и необходимую коррекцию).
Вы помните, чем ФГОС принципиально отличается от ФГТ?
Да, конечно, в ФГОС есть требования к результатам реализации образовательной программы.
Рассмотрим целевые ориентиры речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
Итак, к трём годам, к концу раннего возраста:
- Ребёнок способен овладеть активной речью и включаться в общение.
- Он может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
- Знает названия окружающих предметов и игрушек.
- Стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им.
В дошкольном возрасте возможности ребёнка значительно больше и к семи годам, к переходу в школу он:
- Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания.
- Может построить речевое высказывание в ситуации общения.
- Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности.
- Способен договариваться, учитывая интересы других.
- Проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
- Знаком с произведениями детской литературы.
Завершая сегодняшнее обсуждение, разрешите ещё раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребёнок, не умеющий серьёзно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Мы должны помнить и о том, что если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам нельзя упускать время, помогать ребёнку нужно в сенситивный период!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Этнокультурное развитие дошкольников как одно из условий реализации ФГОС ДО.
Что такое "этнос", "этнокультура", "этнокультурная компетентность", "этнокуьтурное развитие" и как реализуется задача этнокукльтурного воспитания детей дошкольн...
Речевое развитие дошкольника, как одна из образовательных областей
Речевое развитие дошкольника, как одна из образовательных областей...
Карта наблюдений детского развития дошкольников раннего возрвста в образовательной области РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. Программа: «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновац...
Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)
Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...
Диагностики воспитания, обучения, развития дошкольников на занятиях по образовательной области «Речевое развитие» в разновозрастной группе.
Картотека дидактических игр по речевому развитию представляет собой набор увлекательных и познавательных игр, специально разработанных для помощи в диагностике и развитии речевых навыков у детей. Кажд...