Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет с тяжёлыми нарушениями речи.
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Данная Рабочая программа соответствует среднему возрасту детей с ОНР, ее цель: реализация содержания основной адаптированной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._uchite-logo-.2017-18_g._sred.vozr_.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Заведующий ГБДОУ детский сад № 113
протокол от__________ №__________ ___________________ Евстафьева А. В.
Приказ от__________№_____________
Рабочая программа
Учителя-логопеда Карастелиной Татьяны Владимировны
Группы № 1 компенсирующей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет
с тяжёлыми нарушениями речи
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 113 Московского района Санкт- Петербурга
Санкт- Петербург
2017 год
Содержание
1. Целевой раздел рабочей программы…………………………………………………………………………………….3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...3
2. Содержательный раздел рабочей программы…………………………………………………………………………..5
2.1. Примерное содержание реализации задач образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО
при коррекционной работе с детьми среднего возраста группы № 1 компенсирующего вида ГБДОУ детский сад № 113 на 2017-2018 учебный год……………………………………………………………………………………….5
2.2. Примерное комплексно-тематическое планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми среднего возраста группы № 1 компенсирующего вида ГБДОУ детский сад № 113 на 2017-2018 учебный год...12
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования…………………………………………………...19
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников…………...19
3. Организационный раздел………………………………………………………………………………………………..21
3.1. Режим пребывания воспитанников в группе на холодный и теплый периоды (12 часов) …………………………21
3.2. Структура реализации образовательно-коррекционной деятельности………………………………………………23
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия)…………………………...24
3.4. Условия реализации рабочей программы………………………………………………………………………………25
3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)………………………27
4. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..29
- Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка
Цель | - реализация содержания основной адаптированной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования |
Задачи | - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка; - создание благоприятных условий развития; - формирование общей культуры личности ребенка; - обеспечение вариативных и разнообразных форм работы; - обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи; -способствование общему развитию дошкольников с тяжелым нарушением речи, коррекция их психофизического развития; - формирование и развитие у ребенка звукопроизношения, работа над его слоговой структурой слова, развитие навыков звукового анализа и синтеза, развитие общих речевых навыков, развитие лексического и грамматического строя речи, обучение связной речи. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | - развивающий принцип целостности и непрерывности; - принцип деятельного подхода и прочности усвоения знаний; - принципы минимизации и интенсивности, доступности и посильности, сознательности и активности; - принцип опоры на закономерности онтогенетического развития; - принцип практической применимости; - принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих задач; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями; - принцип преемственности; - принцип сотрудничества с семьей; - структурно-системный принцип коррекционно-компенсирующей направленности и комплексности; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. |
Краткая психолого- педагогическая характеристика особенностей психофизического развития детей с ОНР | ОНР у детей старшего возраста (4-5 лет) с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом — речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. ОНР у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, что отражается на развитии различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память. Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития. |
Основания разработки рабочей программы (документы и программно- методические материалы) | - Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. СанПин 2.4.1. 3049-13 № 26) |
Срок реализации рабочей программы | 2017- 2018 учебный год: сентябрь 2017- июнь 2018 года |
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы компенсирующей направленности образовательно-коррекционной программы | - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - словарный запас ребенка по своему объему и использованию сформирован в пределах возрастных требований, он правильно и точно произносить все звуки русского языка как изолированно, так и на уровне слогов, слов, фраз и самостоятельной речи, в связной речи ребенок использует полные четкие распространенные сложные фразы, не допуская синтаксических и грамматических ошибок, самостоятельно составляет пересказ текста, рассказ из личного опыта, по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, по схеме, а также творческий или описательный рассказ, использует прилагательные, наречия, прямую речь, сравнения и описания, точно передает последовательность и причинно-следственную связь событий. |
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1. Примерное содержание реализации задач образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО
при коррекционной работе с детьми среднего возраста группы № 1 компенсирующего вида
ГБДОУ детский сад № 113 на 2017-2018 учебный год
Разделы коррекционной работы | Образовательная область | ||||
Физическое развитие | Познавательное развитие | Социально- коммуникативное развитие | Художественно- эстетическое развитие | ||
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ | Дыхание Культурно- гигиенические навыки | Количество и счет Ориетировка в пространстве Чувственный опыт (все виды восприятия) | Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | Голос Конструктивно модельная деятельность Навыки работы карандашом Цвета и оттенки Ритм и темп | |
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ | Культурно- гигиенические навыки | ||||
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА | Ориетировка в пространстве и времени | ||||
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | Ориетировка в пространстве и времени Количество и счет | ||||
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ | Количество и счет Величина, форма Ориетировка в пространстве и времени Ознакомление с предметным окружением (материалы предметов, фрукты, овощи...) | Представления о себе, семье, социуме | |||
РАБОТА НАД СЛОВАРЕМ | Величина, форма Ориетировка в пространстве и времени Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы | Представления о себе, семье, социуме Основы безопасности в быту, социуме, природе | Восприятие художественной литературы | ||
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ | Ориетировка в пространстве и времени Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы | Общепринятые нормы поведения Представления о себе, семье, социуме Общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками | Ориентировка на листе, в пространстве Графо-моторные навыки Конструктивный праксис | ||
СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (КОРРЕКЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ) | Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и познавательных действий | ||||
ВО ВСЕХ РАЗДЕЛАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ | Развитие психических функций Дидактические игры | Общепринятые нормы поведения Самообслуживание, Самостоятельность, трудовое воспитание Основы безопасности в быту, социуме, природе Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции |
Разделы коррекционной работы | Образовательная область: Речевое развитие |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ | 1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Начать работу по увеличению объема неречевого и речевого дыхания. 3. Начать работу по воспитанию длительного плавного неречевого и речевого выдоха. 4. Начать работу по дифференциации ротового и носового вдоха/ выдоха. 5. Начать работу над силой выдоха. 6. Начать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. 7. Учить детей произвольно изменять силу голоса. 8. Учить детей говорить в спокойном темпе. |
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ | 1. Уточнить произношение гласных и простых согласных звуков. 2. Работать над правильным произношением нарушенных звуков (их постановка и автоматизация согласно индивидуальному плану). |
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА | 1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова (стол, мост). 2.Работа над двухсложными словами без стечения согласных (домик). 3.Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина). |
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | 1. Учить детей различать бессмысленный набор звуков (хаотичное и случайное их стечение) и слова. (От детей не требуется оперировать понятием «слово». Узнаём – не узнаём, понимаем – не понимаем и т.п.). 2. Учить детей выделять «вставленное» в ряд звуков слово. («Кто тут спрятался?») 3. Учить детей передавать ритмический рисунок слова. 4. Учить детей дифференцировать слово и близкое по звучанию сочетание звуков (с различием в 3-1 звук). 5. Учить детей различать длинные и короткие слова. 6. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а] [у] [и] [о] [ы] [э]. 7. Упражнять детей в анализе слияний гласных звуков: [ау] [уа] и т.п. 8. Упражнять в дифференциации гласных-согласных звуков. 9. Учить детей выделять начальные ударные гласные звуки [а] [у] [и] [о] [э] из слова. 10. Учить детей выделять гласные звуки [а] [у] [и] [о] [ы] [э] на фоне слова. 11. Учить детей выделять заданный звук из ряда звуков, из слога, на фоне слова. |
РАБОТА НАД СЛОВАРЕМ | 1. Обогащать и уточнять словарь по запланированным темам (см. Комплексно-тематическое планирование) 2. Активизировать словарь в специально организованных условиях по запланированным темам 3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов 4. Учить подбирать слова разных частей речи к заданному слову. |
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ | 1. Учить детей образовывать, дифференцировать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. 2. Учить детей образовывать, дифференцировать и правильно употреблять существительные в косвенных падежах. 3. Учить детей дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам и числам. 4. Учить детей согласовывать местоимения «мой», «твой» с существительными. 5. Учить детей образовывать, дифференцировать и правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 6. Учить детей правильно согласовывать прилагательные с существительными и употреблять словосочетания данного типа. 7. Учить детей правильно спрягать и употреблять глаголы настоящего времени. 8. Учить детей дифференцировать и правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений. 9. Обогащать, уточнять и активизировать словарь по запланированным лексическим темам. |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ | 1. Закреплять умение детей правильно понимать вопросительные предложения. Кто? Что? Что делает? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? Где? Какой? + Куда? Когда? 2. Учить детей правильно задавать вопросы и отвечать на них, опираясь на образец. 3. Совершенствовать фразовую речь ребенка. Учить ребенка отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов самостоятельно, опираясь на образец, или повторяя за взрослым. 4. Учить детей составлять предложения из 2-3 слов по демонстрации действия, по сюжетной картинке, опираясь на образец или повторяя за взрослым. 5 Учить детей распространять предложение по наводящим вопросам. 6. Учить детей составлять коллективные пересказы коротких рассказов, опираясь на наглядность, наводящие вопросы и образец логопеда. |
Разделы коррекционной работы | II период обучения (декабрь, январь, февраль) |
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ | 1. Продолжать работу по формированию и закреплению правильного речевого дыхания. 2. Продолжить работу по совершенствованию речевого дыхания: работать над длительностью, плавностью, силой речевого выдоха. 3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Учить детей произвольно изменять силу и высоту голоса. 5. Развивать тембровую окраску голоса и высоту тона. 6. Учить детей говорить в спокойном темпе. 7. Продолжать работу над четкостью дикции. 8. Развивать и совершенствовать интонационную выразительность речи. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | 1. Следить за четким произношением отработанных звуков. 2. Работать над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков у детей в соответствии с индивидуальным планированием. |
РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА | 1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2.Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова сметана) и в середине слова (пылинка). |
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | 1. Упражнять в дифференциации гласных-согласных звуков, а также согласных звуков по твердости мягкости, звонкости-глухости, а также в дифференциации пройденных звуков между собой (дифференцировать звуки изолированно, в составе слогов и слов). 2. Совершенствовать и закреплять умение выделять начальные ударные гласные звуки из слова. 3. Совершенствовать и закреплять умение выделять заданный звук из ряда звуков, из слога, на фоне слова. 4. Учить детей определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), совершенствовать и закреплять данное умение. 5. Познакомить детей с согласными звуками – [п] [х] [к] [т] [м] [в] [ф]; и их пары по мягкости. 6. Учить детей анализировать и синтезировать слоги из двух звуков (типа - ап, па), сочетания из 3-х звуков (типа – апу). 7. Формировать у детей понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», познакомить с их условными обозначениями. 8. Сформировать и закрепить умение подбирать слова на заданный звук. 9. Учить детей определять первый и последний звук слова. |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ | 1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. 2. Совершенствовать умение детей правильно образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах. 3. Совершенствовать умение детей правильно образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 4. Учить детей правильно согласовывать прилагательные с существительными. 5. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений. 6. Учить детей правильно образовывать и употреблять в речи притяжательные и относительные прилагательные 7. Формировать и закреплять умение правильно спрягать глаголы. 8. Учить детей образовывать названия птенцов и детёнышей животных. 9. Учить детей правильно образовывать и употреблять словосочетания типа «числительное + существительное». 10. Обогащать, уточнять и активизировать словарь по запланированным лексическим темам. |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ | 1. Закреплять умение детей правильно понимать вопросительные предложения. 2. Учить детей правильно задавать вопросы и отвечать на них. 3. Учить ребенка отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов самостоятельно, опираясь на образец, или повторяя за взрослым. 4. Учить детей составлять предложения из 2-4 слов по демонстрации действия, по сюжетной картинке, опираясь на образец. 5. Учить детей распространять предложение по наводящим вопросам. 6. Учить детей составлять коллективные пересказы коротких рассказов, опираясь на наглядность, наводящие вопросы и образец логопеда. 7. Учить детей составлять короткий рассказ по сюжетным картинкам, опираясь на наводящие вопросы и коллективный анализ наглядности. 8. Учить детей поддерживать беседу, диалог, внимательно выслушивать друг друга до конца. |
Разделы коррекционной работы | III период обучения (март, апрель, май) |
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ | 1. Продолжать работу по формированию и закреплению правильного речевого дыхания. 2. Продолжить работу по совершенствованию речевого дыхания: работать над длительностью, плавностью, силой речевого выдоха. 3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Учить детей произвольно изменять силу и высоту голоса. 5. Развивать тембровую окраску голоса и высоту тона. 6. Учить детей говорить в спокойном темпе. 7. Продолжать работу над четкостью дикции. 8. Развивать и совершенствовать интонационную выразительность речи. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | 1. Следить за четким произношением отработанных звуков. 2. Работать над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков у детей в соответствии с индивидуальным планированием. |
РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА | 1.Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко- слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, троллейбус, водопровод). 2.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением. |
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | 1. Формировать у детей понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «предложение», различать данные понятия, совершенствовать умение работать с их условными обозначениями, схематичными изображениями, составлять различные схемы. 2. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. 3. Упражнять в дифференциации гласных-согласных звуков, а также согласных звуков по твердости мягкости, звонкости-глухости, а также в дифференциации пройденных звуков между собой. 4. Совершенствовать и закреплять у детей умение определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), 5. Совершенствовать и закреплять умение определять первый и последний звук слова. 6. Совершенствовать и закреплять умение анализировать и синтезировать слоги, части слов со стечениями согласных (типа - апт, пта, упты, птро, аптр и т.п.). 7. Учить детей анализировать и синтезировать слова из двух-четырех звуков (типа – дом, мама). 8. Совершенствовать умение делить слова на слоги, выделять ударный слог. 9. Учить детей синтезировать звуки в слоги; звуки, части слов и слоги в слова. 10. Познакомить детей со звуками [н] [б] [д] [г] [с] [з] [ш] [ж] и их парами по мягкости, повторять все пройденные звуки. 11. Совершенствовать умение дифференцировать звуки изолированно, в составе слов и предложений. |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ | 1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. 2. Совершенствовать умение детей правильно образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах. 3. Совершенствовать умение детей правильно образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 4. Совершенствовать умение детей правильно согласовывать прилагательные с существительными и употреблять словосочетания данного типа в различных грамматических формах. 5. Учить детей правильно образовывать и употреблять в речи притяжательные, относительные и сравнительные прилагательные. 6. Сформировать и закреплять умение правильно спрягать глаголы. 7. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги. 8. Учить детей правильно образовывать и употреблять словосочетания типа «числительное + существительное». 9. Учить детей образовывать названия птенцов и детёнышей животных. 10. Учить детей образовывать существительные от глаголов. 11.Формировать у детей умение понимать, дифференцировать и употреблять сложные предлоги. 12. Обогащать, уточнять и активизировать словарь по запланированным лексическим темам. |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ | 1. Учить составлять сложносочиненные, сложноподчиненные предложения по картинке, по образцу, отвечая на вопрос. 2. Совершенствовать фразовую речь ребенка. 3. Упражнять детей в умении составлять короткий рассказ по сюжетным картинкам, опираясь на наводящие вопросы и коллективный анализ наглядности. 4. Учить детей поддерживать беседу, диалог, внимательно выслушивать друг друга до конца. |
2.2. Примерное комплексно-тематическое планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми среднего возраста группы № 1 компенсирующего вида
ГБДОУ детский сад № 113 на 2017-2018 учебный год
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной адаптированной программой дошкольного образования для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
- Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: - «Социально-коммуникативное развитие», - «Познавательное развитие», - «Речевое развитие», - «Художественно-эстетическое развитие», - «Физическое развитие». | - Наблюдение - Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 1-2 недели | Сентябрь Май |
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Месяц | Темы | Формы работы | Дополнительная информация |
IX - 2017 | - «Давайте познакомимся» - «Режим работы ДОУ» - «Адаптация ребенка в детском саду» - «Соблюдай ПДД!» | Анкетирование; Информация на стенде; Родительское собрание Проект, ИКТ, досуг. | Индивидуальные беседы с родителями, знакомство с семьей, ребенком. |
X - 2017 | - «Здравствуй, осень золотая» - «Золотая осенняя сказка» (составление совместной сказки по поделкам из природного материала изготовленных детьми совместно с родителями) | Папка- передвижка; организация выставки с осенними поделками (дети совместно с родителями); Анкетирование. Проект «Золотая осень». | Индивидуальные беседы с родителями, знакомство с семьей, ребенком. |
XI- 2017 | - Осенний праздник: - «Осень золотая, здравствуй!!» - «Безопасность на дорогах» - «Развиваем ребенка ВМЕСТЕ!» | Совместное праздничное мероприятие педагогов детей и родителей в муз. зале; Информационная памятка для родителей на сайте; папка-передвижка; консультация для родителей. Проект «Мама, бабушка и я!». | Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации. |
XII- 2017 | - «Зима-красавица!», - Новогодний праздник | Папка- передвижка. Организация выставки с зимними поделками (дети совместно с родителями). Праздничный концерт к новому году. Проект «Зима и зимние праздники». | Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: оформление информационных стендов, создание памяток, переписка по электр.почте. |
I - 2018 | - «Зимние забавы» - «Агрессивное поведение детей» - «Читайте детям чаще» | Папка передвижка (игры в зимний период). Консультация, информационная памятка для родителей на стенде группы. Буклет для родителей. | Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации. |
II - 2018 | - «День защитника Отечества» - «Чем занять ребенка в ненастную погоду» - «Ура, Масленица!» | Спортивное мероприятие совместно с родителями и детьми. Информационная памятка для родителей на сайте группы. Изготовление поделок из соленого теста (мастер- класс от родителей детям). Проект «Масленичная неделя». | Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: оформление информационных стендов, создание памяток, переписка по электр. почте. |
III - 2018 | - «Весна красна!» - «Мамочке, любимой, подарок от меня» - «Весна» | Совместное мероприятие педагогов, родителей и детей в музыкальном зале, посвященное 8-ому марта. Фотоколлаж или «Портрет моей мамы» (рисунки). Папка-передвижка (приметы весны). Проект «Весна-красна». | Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации. |
IV - 2018 | - «Детские страхи» - Праздник «Светлая Пасха» | Информационная памятка для родителей на сайте группы и д/сада. Конкурс поделок (дети совместно с родителями). Проект «Космос и все о нем». Родительское собрание. | Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: оформление информационных стендов, создание памяток, переписка по электр.почте. |
V - 2018 | - «День Победы» - «Игры с песком и водой» - «Безопасность на дорогах» | Концерт для родителей. Мастер-класс для детей и родителей (от педагогов группы). | Индивидуальные беседы с родителями. |
VI - 2018 | - «Здравствуй, лето красное! - «Тепловой и солнечный удар: как уберечь ребенка» - «Поведение на воде и в лесу» - Игры с детьми на отдыхе. | Информационная памятка для родителей на стенде группы и д/сада; Папка-передвижка (в помощь родителям); Анкетирование. | Индивидуальные беседы с родителями. |
3. Организационный раздел
3.1. Режим пребывания воспитанников в группе на холодный и теплый периоды (12 часов)
(составлен в соответствии с требованиями СанПина 2.4.1. 3049-13 № 26 от 15.05.13 г.)
Сентябрь-май | При неблагоприятных условиях (дождь, температура воздуха ниже -20*С) | ||
Режимные моменты | Время | Режимные моменты | Время |
Утренний прием, игры, дежурство, индивидуальная работа воспитателя с детьми, утренняя гимнастика. | 7.00-8.25 | Утренний прием, игры, дежурство, индивидуальная работа воспитателя с детьми, утренняя гимнастика. | 7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.25-8.50 | Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.25-8.50 |
Игры, подготовка к НОД (непрерывная образовательная деятельность) | 8.50-9.00 | Игры, подготовка к НОД (непрерывная образовательная деятельность) | 8.50-9.00 |
1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие. 2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие. 3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое занятие. | 9.00-9.20 9.30-9.50 10.00-10.20 |
3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое занятие. | 9.00-9.20 9.30-9.50 10.00-10.20 |
Второй завтрак, индивидуальная работа учителя-логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, дневная прогулка. Индивидуальная работа учителя-логопеда с детьми во время прогулки. | 10.20-12.30 | Второй завтрак, игры, совместная деятельность, наблюдения из окна, индивидуальная работа воспитателя и учителя-логопеда с детьми. Для обеспечения режима проветривания в дождливую погоду – дети могут посещать другие группы для совместного общения, музыкальный зал, физкультурный зал. | 10.20-12.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, игры. | 12.20-12.30 | Подготовка к обеду, обед. | 12.30-13.05 |
Подготовка к обеду, обед. | 12.30-13.05 | ||
Подготовка ко сну, чтение худ/литературы, дневной сон. | 13.05-15.00 | Подготовка ко сну, чтение худ/литературы, дневной сон. | 13.05-15.00 |
Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, гигиенические и закаливающие процедуры. | 15.00-15.20 | Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, гигиенические и закаливающие процедуры. | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.20-15.40 | Подготовка к полднику, полдник. | 15.20-15.40 |
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда. Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение худ/литературы. | 15.40-16.40 | Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда. Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение худ/литературы, наблюдения из окна, индивидуальная работа воспитателя с детьми. Для обеспечения режима проветривания в дождливую погоду –дети могут посещать другие группы для совместного общения, музыкальный зал, физкультурный зал. | 15.40-18.00 |
Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка. | 16.40-18.00 | ||
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры, самостоятельная деятельность детей. Уход домой. | 18.00-19.00 | Игры, самостоятельная деятельность детей. Уход домой. | 18.00-19.00 |
Режим дня на теплый период (июнь)
Режимные моменты | Время |
Прием детей на улице (25-30 мин.), осмотр детей, игры, дежурство, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа воспитателя с детьми, утренняя гимнастика. | 7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.25-8.50 |
Игры, занятие (музыка, физкультура). Индивидуальная работа учителя-логопеда с детьми, подготовка к прогулке, общественно- полезный труд, самостоятельная деятельность, прогулка, воздушные и солнечные процедуры. | 8.50-9.30 |
Занятия (на участке), работа учителя-логопеда и педагога-психолога по их плану. Перерыв между занятиями 10 мин. | 9.30-10.30 |
Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры на прогулке. Индивидуальная работа учителя-логопеда с детьми во время прогулки. | 10.30-12.30 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры, самостоятельная деятельность. | 12.20-12.30 |
Подготовка к обеду. Обед. | 12.30-13.05 |
Подготовка ко сну, чтение худ/литературы, дневной сон. | 13.05-15.00 |
Постепенный подъем детей, бодрящая гимнастика, гигиенические и закаливающие процедуры. | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику. Полдник. | 15.20-15.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры на участке, самостоятельная художественная деятельность. Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда во время прогулки. | 15.40-18.00 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры, самостоятельная деятельность. Уход детей домой. * | 18.00-19.00 |
*с 18.00 до 19.00 дети находятся в дежурной группе
Щадящий режим (длительность щадящего режима при заболеваниях):
25 дней | 2 месяца | Более 2-х месяцев |
ОРВИ, грипп, ангина, острый гнойный отит, бронхиальная астма, после обострения | Острая пневмания, острые инфекционные заболевания, обострение экземы, сотрясение мозга средней тяжести, после полосных операций, после тонзилэктомии | Острый нефрит, минингит |
1. Во время бодрствования | Обеспечить частый контакт с воспитателями, игры с любимой игрушкой, возможность уединения для любимого занятия (художественной деятельности, рассмотрения иллюстраций и др.) Обеспечить рациональную двигательную активность, следить за появлением симптомов переутомления: учащение дыхания, повышения потоотделения. | |
2. Прогулка | Одевать ребенка на прогулку последним, раздевать первым. | |
3. НОД | Увеличить индивидуальное общение к ребенку, не допускать переутомления. | |
4. Физическое воспитание | Исключить бег, прыжки, подвижные игры высокой активности. Во время гимнастики учить правильно дышать носом путем подбора соответствующих упражнений. | |
5.Прием пищи | Не заставлять съедать то, от чего ребенок отказывается (компенсировать недоедание дома). | |
6. Сон | Укладывать ребенка первым и поднимать последним. | |
7. Рекомендации родителям | Диета с включением фруктов, натуральных соков, витаминов, настоя шиповника, дыхательная гимнастика. |
3.2. Структура реализации образовательно-коррекционной деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Виды деятельности, технологии | Индивидуальный маршрут развития ребенка |
- Занятия коррекционно- развивающей направленности. - Образовательные проекты. - Праздники, развлечения. - Экскурсии. - Тематические беседы. - Организация различных видов деятельности (игровой, исследовательской) | - Создание условий для самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, на прогулке. - Оказание не директивной помощи воспитанникам | - Здоровьесберегающие технологии; - Личностно- ориентированные технологии; - Игровые технологии | - Диагностика; - Ведение индивидуальной карты развития ребенка; - Составление маршрута сопровождения ребенка; - Индивидуальный подбор педагогических технологий |
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия)
(В соответствии с требованиями СанПиН. 2.4.1. 3049-13 № 26,
утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г.)
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в день | Продолжительность одного занятия | Количество образовательных занятий в день | Количество образовательных занятий в неделю | Перерыв между занятиями |
40 мин | 20 мин | 2 | 12 | не менее 10 мин |
Расписание НОД с детьми группы № 1 компенсирующего вида среднего возраста
Понедельник | Художественно-эстетическое развитие: Рисование Познавательное развитие Физкультурные упражнения на улице (во время прогулки) |
Вторник | Физическое развитие (в зале) Познавательное развитие: Математика Речевое развитие |
Среда | Художественно-эстетическое развитие: Музыка Речевое развитие |
Четверг | Физическое развитие (в зале) Художественно-эстетическое развитие: Аппликация/Лепка |
Пятница | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие: Музыка Художественно-эстетическое развитие: Рисование/Конструирование (1 раз в месяц) |
Примечание: в середине занятия проводится физкультминутка статического характера. | |
Тренинг педагога-психолога – вторник (в соответствии с планом педагога-психолога). Индивидуальная и подгрупповая работа с учителем-логопедом проводится ежедневно в соответствии с планом учителя-логопеда. Примерное расписание работы учителя-логопеда: 1-е подгрупповое занятие 9.00—9.20 2-е подгрупповое занятие 9.30—9.50 3-е подгрупповое занятие 10.00—10.20 Индивидуальная работа с детьми 10.20—12.30, участие учителя-логопеда в режимных моментах 12.30—13.00. Социально-коммуникативное развитие проходит в режимных моментах, игровой деятельности детей, чтении худ/литературы. |
3.4. Условия реализации рабочей программы
Организация предметно-пространственной развивающей среды | В логопедической группе ДОУ большое внимание уделяется предметно-пространственной развивающей среде. Это дает возможность ребенку с проблемами в развитии лучше адаптироваться к новым условиям, расширить опыт эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и детьми, а также позволяет включиться в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Хорошо организованная среда стимулирует развитие у ребенка с речевыми нарушениями самостоятельности, инициативности, дает возможность проявить себя в разных видах деятельности. |
Кабинет логопеда | Это специально оборудованное помещение, в котором проходит совместная деятельность педагога с ребенком. В логопедических кабинетах нашего ДОУ созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Учитывается эмоциональное благополучие ребенка. Используются открытые полки на уровне роста детей для размещения на них сменного материала по разны разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Создана зона релаксации. На закрытых полках в шкафах в специальных папках и коробках хранятся сменный материал по всем лексическим темам. Имеются игрушки по лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки. На стендах учителем-логопедом помещаются методические рекомендации, советы родителям, списки детей по подгруппам, расписание занятий. |
Материально-техническое обеспечение | - коврограф для работы с детьми; - магнитная доска; - наборное полотно; - зеркало настенное; - индивидуальные зеркала; - технические средства обеспечения (магнитофон, компьютер, принтер); - методическая литература; - дидактические материалы: игры и пособия, картинки, демонстрационный и раздаточный материал по всем разделам логопедической работы диагностические материалы для обследования детей по всем разделам речевой карты; - картотеки по всем разделам логопедической работы |
Организация речевого уголка в группе | Основная цель развивающей речевой среды – содействие формированию речевой коммуникации ребенка в детском саду с взрослыми и сверстниками. 1.Игрушки и картинки для звукопроизношения. 2.Звучащие игрушки, набор музыкальных инструментов для развития слухового внимания. 3.Игры и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания, речевого дыхания. 4.Зеркало. 5.Магнитные доски и ковролины. 6.Материалы для артикуляционной гимнастики (для опоры – картинка). 7.Картинки для автоматизации и дифференциации звуков: свистящие, шипящие, сонорные, аффрикат. 8.Дидактические игры по формированию грамматического строя речи. 9.Раздаточный материал, игры для развития фонематических процессов. 10.Картотека словесных игр для обучения словообразованию. 11.Картинки по лексическим темам. 12.Дидактические игры по формированию грамматического строя речи. 13.Картины для развития связной речи. 14.Различные игры, задания на развитие зрительного внимания. 15.Картотека с речевым материалом: потешки, чистоговорки, короткие рассказы для автоматизации звуков. 16.Пособия по развитию мелкой моторики. |
3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)
Программы | Нищева Н.В.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. |
Развитие психомоторных функций | Ткаченко Т.В. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. М., 2001; Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М., 2008; Репина З.А., Буйко В.А. Уроки логопедии. 1999; Узорова О.В., Нефедова Е.А. Играем с пальчиками. М., 2002; Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб, 2006; Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб, 2001; Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб, 2007; Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. М., 2010; Покажи стихи руками. Сост. Никитина А.В. СПБ, 2009; Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. СПб, 2004. |
Развитие лексико-грамматического строя | Пособия для воспитателей из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи». М., «Гном», 2010; Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб, 1999; Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5/6 лет. М., 2005; Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.М., 2006; Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания, СПб. 2004; Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. М., 2011; Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Тетрадь 1-4. М., 2010; Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.М., 2005. |
Коррекция фонетической стороны речи и звукослоговой структуры | Богомолова Л.И. Нарушения звукопроизношения у детей. М., 2003; Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения (с рабочими тетрадями) М., 2015; Тетради для автоматизации звуков: Комаровой Л.А.; Жихаревой-Норкиной Ю.Б.; Скворцовой И.В. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры. М., 2009; Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М., 2007; Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М., 2004; Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000. |
Развитие языкового анализа и синтеза и профилактика нарушений письменной речи | Дурова Н.В. Фонематика, М. 2000; Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. СПб, 2006; Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб, 2011; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2014; Крупенчук О.И. Учим буквы. СПб, 2011; Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001; Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М., 2016. |
Развитие связной речи | Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М., 2008; Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 2005; Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. СПб, 1999; Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 2007; Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. М., 2015; Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М., 2002. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изменения и дополнения к комплексно-тематическому планированию:
№ п/п | Содержание изменений и дополнений к комплексно-тематическому планированию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет
Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Рабочая учебная программа по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи №9 на 2018-2019 учебный год
Рабочая учебная программа по реализации«Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка»в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 л...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2019-2020 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2019-2020 уч.г....
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАгруппы №1 «Умники и умницы»компенсирующей направленностидля детей подготовительной группыс тяжёлыми нарушениями речи...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ТНРСредний возраст (4-5 лет)Составлена с учетом примерной адаптированной программы ко...