"Особенности высших психических функций при задержке психического развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Особенности высших психических функций при задержке психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности высших психических функций при задержке психического развития | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности высших психических функций при задержках психического развития
Вид ЗПР | Психическая функция | Особенности психической функции | Механизмы нарушения психической функции |
Психофизический инфантилизм | Память | Произвольная снижена, непроизвольная в пределах возрастной нормы, истощаемость при интеллектуальных нагрузках. Преобладание зрительной памяти над слуховой. | Незрелость мозга (в основном лобных отделов ГМ), замедленный темп формирования психических процессов, недостаточная мотивация учебной деятельности. |
Внимание | Выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания у них улучшается. | Незрелость мозга (в основном лобных отделов ГМ), замедленный темп формирования психических процессов, недостаточная мотивация учебной деятельности. | |
Мышление | Преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим. Достаточная сформированность мыслительных операций, но неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности | Незрелость мозга (в основном лобных отделов ГМ), замедленный темп формирования психических процессов, недостаточная мотивация учебной деятельности. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Зависимость интеллектуальной продуктивности от мотивации. | |
Восприятие | Снижено | Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность. | |
Речь | Возможна в раннем возрасте ЗРР, в дальнейшем ФФНР | Замедленный темп формирования отделов головного мозга | |
Соматогенная форма ЗПР | Память | Наблюдается снижение объема памяти, в зрительной и слуховой модальностях. | Наблюдается эмоциональная незрелость, причиной эмоциональной незрелости чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. Постоянная астения, наблюдаемая у детей в связи с длительными соматическими недугами, в значительной степени негативно отражается на умственной работоспособности. |
Внимание | Неустойчивое внимание, истощаемость внимания | ||
Мышление | Умственной работоспособность снижена, нарушение динамики мыслительной деятельности, неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. | ||
Восприятие | В пределах возрастной нормы | ||
Речь | В пределах возрастной нормы. | ||
Психогенная форма | Память | Частичное недоразвитие отдельных психических функций, что при благоприятных условиях успешно корректируется. Преобладание зрительной памяти над слуховой. | Связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. Психотравмирующие условия воспитания способствуют формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность. Это проявляется в отсутствии у ребенка инициативы, самостоятельности и крайне негативно отражается на познавательной активности ребенка или подростка. |
Внимание | Частичное недоразвитие отдельных психических функций, что при благоприятных условиях успешно корректируется | ||
Мышление | Наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности. | ||
Восприятие | В пределах возрастной нормы. | ||
Речь | Активный словарь может быть ниже возрастной нормы, возможно ФФНР | ||
ЗПР церебральноорганического генеза | Память | Недоразвитие свойств памяти. Разнообразные нарушения памяти: повышенная заторможенность следов памяти и внутренней интерференции, уменьшение объема памяти и скорости запоминания. | При незначительном церебральноорганическом поражении мозга в основе дефекта лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостью психических функций. При выраженном органическом поражении мозга прослеживаются более грубые нейродинамические расстройства, выражающиеся в инертности психических процессов. Кроме того, наблюдается первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций. У детей отмечается определенная парциальнось, мозаичность нарушений отдельных корковых функций, повышенная истощаемость нервных процессов. В последующих нейропсихологических исследованиях неуспевающих младших школьников были выделены две причины, обусловливающие недостаточную сформированность отдельных функциональных систем психики ребенка (Микадзе, Корсакова, 1994). Первая из них обозначается авторами как «иррегулярность» психического развития ребенка (что означает отклонение от нормального развития, неравномерность в развитии психических функций), которая возникает в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка, но при этом не связывается с какой-либо патологией мозга или психики ребенка. Второй причиной неуспеваемости являются «минимальные мозговые дисфункции мозга», при которых происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом. |
Внимание | Недоразвитие свойств внимания. Выраженное недоразвитие устойчивости, уменьшение объема внимания. | ||
Мышление | Нарушение динамики мыслительной деятельности, снижение интеллектуальной продуктивности | ||
Восприятие | Выраженные нарушения темпа восприятия прослеживается в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации, трудности синтеза воспринимаемых объектов. | ||
Речь | Наблюдаются задержка развития речи, возможно ОНР, ФФНР. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
1.Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развитияа) Развитие психических процессов у детей с ЗПР.Познавательная деятельность — это сознательная деятель...
Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития
Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.(Психологический словарь 199...
Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...
Особенности высших психических функций при задержке психического развития
Особенности высших психических функций при задержке психического развития...
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
консультация для воспитателей групп с задержкой психического развития. Что такое ЗПР., основные группы, особенности развития....
Особенности мышления у детей с задержкой психического развития
Особенности мышления у детей с задержкой психического развития...
Особенности обучения грамоте детей с задержкой психического развития
В старшей группе для детей с задержкой психического развития появляется новое занятие – подготовка к обучению грамоте. Целью этих занятий является предупреждение многообразных ошибок в чтении и ...