Этиология речевых нарушений
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Этиология речевых нарушений
Период действия | Биологические причины | Социально-психологические причины |
Пренатальный | - Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус фактору, АВО и др. антигенам эритроцитов) - под влиянием непрямого билирубина, вырабатываемого ЦНС плода, поражаются подгорковые отделы мозга плода, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха. - Токсикозы беременности, недоношенность, раннее отхождение вод, стремительные роды, обвитие шеи плода пуповиной, недлительная асфиксия вызывают не резко выраженные минимальные мозговые дисфункции; - Наследственные факторы - являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий. | - Вредные экологические факторы - загрязнение окружающей среды вследствие проживания женщины в промышленной зоне, в местностях с сильным радиационным или химическим загрязнением. - Профессиональные вредности (работа в горячем цеху, работа с радиоактивными веществами, рентгеном, химическими веществами); - Контакт с инфекционными больными, штаммами микроорганизмов; - Заболевание беременной инфекционными и соматическими заболеваниями - наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности. - Прием лекарственных препаратов - особенно нежелателен прием лекарственных средств в I триместре беременности. - Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркотики) - приводит к гипоксии и уродствам плода. - Стрессовые ситуации - необходимо избегать конфликтов, избытка негативной информации и избытка общения, очень продуманно выбирать литературу, телевизионные программы, контакты с окружающими и темы разговоров. Избегать испугов и обид. - Недостаточное питание - вредным является также и чрезмерное и несбалансированное питание. |
Натальный | - Родовые травмы и асфиксия - усугубляют развитие мозга плода возникшие внутриутробно. Приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, в том числе и речевых зонах коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза. | - Вредные экологические факторы; - Кислородная недостаточность под влиянием вредных факторов окружающей среды; - Контакт с инфекционными больными. |
Постнатальный | - Нарушение слуха, зрения, двигательной сферы (врожденное или приобретенное), как в неосложненной форме, так и в различных сочетаниях нескольких дефектов; - Нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества) - у леворуких детей асинхронное развитие некоторых функций: опережение развития эмоционально-мотивационной сферы и отставание в дифференциации механизмов психомоторики; - Семейная отягощенность патологией речи - наследственная предрасположенность к возникновению того или иного патологического состояния речевого; - Тупые травмы, сотрясение мозга, ведущие к повреждению отделов мозга, отвечающих за развитие звукоречевого механизма. | Психическая депривация (познавательная и социальная) - недостаточное удовлетворение основных потребностей – эмоциональной и сенсорной эмоциональной, что ведет к неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения ребенка, которые, могут осложниться речевыми расстройствами; - Неблагоприятные внешние условия - отсутствие эмоционально положительного окружения, крик, сверхшумное окружение, оглушающее ребёнка, утомляющее его и мешающее ему четко воспринимать речь окружающих. - Психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: аутизм, невротическое заикание. - Непосильная речевая нагрузка, когда родители форсируют развитие речи детей настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи, речевые ошибки ещё более закрепляются и даже преумножаются, тускнеет интерес к речи; - Мозговые инфекции, ведущие к повреждению отделов мозга, отвечающих за развитие звукоречевого механизма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Этиология речевых нарушений
Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без к...
Этиология тяжелых речевых нарушений и их дифференциальная диагностика
В данной работе я затрагиваю тему трудностей дифференциальной диагностики различных форм заболевний, приводящих к тяжелым нарушениям речевой функции, максимально подробно описываю причины и характер о...