Этиология речевых нарушений
учебно-методический материал по логопедии на тему

Тикушина Светлана Евгеньевна

Этиология речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiologiya_rechevyh_narusheniy.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Этиология речевых нарушений

Период действия

Биологические причины

Социально-психологические причины

Пренатальный

- Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус фактору, АВО и др. антигенам эритроцитов) - под влиянием непрямого билирубина, вырабатываемого ЦНС плода, поражаются подгорковые отделы мозга плода, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

- Токсикозы беременности, недоношенность, раннее отхождение вод, стремительные роды, обвитие шеи плода пуповиной, недлительная асфиксия вызывают не резко выраженные минимальные мозговые дисфункции;

- Наследственные факторы - являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий.

- Вредные экологические факторы - загрязнение окружающей среды вследствие проживания женщины в промышленной зоне, в местностях с сильным радиационным или химическим загрязнением.

- Профессиональные вредности (работа в горячем цеху, работа с радиоактивными веществами, рентгеном, химическими веществами);

- Контакт с инфекционными больными, штаммами микроорганизмов;

- Заболевание беременной инфекционными и соматическими заболеваниями - наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности.

- Прием лекарственных препаратов - особенно нежелателен прием лекарственных средств в I триместре беременности.

- Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркотики) - приводит к гипоксии и уродствам плода.

- Стрессовые ситуации - необходимо избегать конфликтов, избытка негативной информации и избытка общения, очень продуманно выбирать литературу, телевизионные программы, контакты с окружающими и темы разговоров. Избегать испугов и обид.

- Недостаточное питание - вредным является также и чрезмерное и несбалансированное питание.

Натальный

- Родовые травмы и асфиксия - усугубляют развитие мозга плода возникшие внутриутробно. Приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, в том числе и речевых зонах коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза.

- Вредные экологические факторы;

- Кислородная недостаточность под влиянием вредных факторов окружающей среды;

- Контакт с инфекционными больными.

Постнатальный

- Нарушение слуха, зрения, двигательной сферы (врожденное или приобретенное), как в неосложненной форме, так и в различных сочетаниях нескольких дефектов;

- Нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества) - у леворуких детей асинхронное развитие некоторых функций: опережение развития эмоционально-мотивационной сферы и отставание в дифференциации механизмов психомоторики;

- Семейная отягощенность патологией речи - наследственная предрасположенность к возникновению того или иного патологического состояния речевого;

- Тупые травмы, сотрясение мозга, ведущие к повреждению отделов мозга, отвечающих за развитие звукоречевого механизма.

Психическая депривация (познавательная и социальная) - недостаточное удовлетворение основных потребностей – эмоциональной и сенсорной эмоциональной, что ведет к неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения ребенка, которые, могут осложниться речевыми расстройствами;

 - Неблагоприятные внешние условия - отсутствие эмоционально положительного окружения, крик, сверхшумное окружение, оглушающее ребёнка, утомляющее его и мешающее ему четко воспринимать речь окружающих.

- Психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: аутизм, невротическое заикание.

- Непосильная речевая нагрузка, когда родители форсируют развитие речи детей настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи, речевые ошибки ещё более закрепляются и даже преумножаются, тускнеет интерес к речи;

- Мозговые инфекции, ведущие к повреждению отделов мозга, отвечающих за развитие звукоречевого механизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Этиология речевых нарушений

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без к...

Этиология тяжелых речевых нарушений и их дифференциальная диагностика

В данной работе я затрагиваю тему трудностей дифференциальной диагностики различных форм заболевний, приводящих к тяжелым нарушениям речевой функции, максимально подробно описываю причины и характер о...