Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии на тему

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильное их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм,  и тембр речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_zvukovaya_kultura_rechi.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильное их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм,  и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.
  7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  8. Формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду

РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОГО  СЛУХА

В развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное  произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.

Развитие речевого слуха тесно связанно с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.)

РАЗВИТИЕ  АРТИКУЛЯЦИОННОГО  АППАРАТА

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому задачами воспитателя являются:

  1. Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
  2. Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними зубами);
  3. Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

РАБОТА  НАД РАЗВИТИЕМ  РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдений логических пауз.

Поэтому задачами воспитателя являются:

  1. Используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох.
  2. Путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

РАБОТА  НАД  ГОЛОСОМ

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру, их совокупность и определяет голос человека.

Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т.п.).

Задачами воспитателя являются:

  1. Развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту;
  2. Приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо - громко).

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАВИЛЬНОГО  ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ

Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука. Особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи (замена одной буквы другой), а искаженно произносимые и вовремя не исправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения.

Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (такими являются алалия, дизартрия и др.).

Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и в конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их в специальные детские учреждения.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

  1. подготовка артикуляционного аппарата
  2. уточнение произношения изолированного звука
  3. закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи

I этап – подготовительные артикуляционные движения – может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи.

Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии или на 2-х с перерывом 1-5 дней.

Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:

  1. Показ, объяснение артикуляции звука, многократное произнесение звука педагогом (в образной форме).
  2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
  3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
  4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки, чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

Как видно, особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука, Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя приемы обучения и речевой материал.

РАБОТА  НАД  ДИКЦИЕЙ

Хорошая дикция, т.е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.

В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др.

Нередко нечеткая дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четкой, смазанной, они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз.

Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с развитием речевого дыхания, артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция.

Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью свого произношения.

РАБОТА  НАД  ОРФОЭПИЕЙ

 

Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи, но и приучать к этому детей.

Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор, ошибки просторечия, неправильное ударение «буквенное» произношение слов (что, чего вместо што, и чево и т.п.).

Воспитатель осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки, давая образец правильного произношения. Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям.

РАБОТА  НАД  ТЕМПОМ  РЕЧИ

Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

РАБОТА  НАД  ИНТОНАЦИОННОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи – (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т.д.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнения мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь воспитателя, ив самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ ПО  ЗВУКОВОЙ  КУЛЬТУРЕ  РЕЧИ

Работа по звуковой культуре речи в различных формах:

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятия по развитию речи;
  2. различные разделы  звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по развитию речи;
  3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия;
  4. проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий.

ЗАНЯТИЯ  ПО  ЗВУКОВОЙ  КУЛЬТУРЕ  РЕЧИ

        С детьми от 2 до 3 лет занятия, целиком посвященные воспитанию  звуковой культуры речи, организуются не реже одного раза в неделю, длительность их не должна превышать 15 минут.

        Занятия с детьми этого возраста направлены на дальнейшее развитие слухового восприятия, речевого дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить слова и фразы. Они проводятся с использованием звукоподражаний различным животным и предметам, издающим звуки, путем введения этих звукоподражаний в пение, потешки, дидактические игры, небольшие стихи и рассказы.

        Занятия с детьми от 3 до 5 лет проводятся со всей группой как часть занятия по развитию речи (не реже одного раза в неделю, по 5-8 минут) и как самостоятельные занятия (не менее одного занятия в месяц, по 15-20 минут).

        Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие фонематического и речевого слуха, на дальнейшее совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.

        Воспитание  звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр, игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, рассказов и пр.

        Занятия с детьми от 5 до 7 лет организуется еженидельно со всей группой в основном как часть занятий по развитию речи (5-8 минут). Не менее одного раза в месяц проводится занятие, целиком посвященное  звуковой культуре речи.

        На этом этапе отрабатываются, закрепляются и совершенствуются умения и навыки, относящиеся ко всем разделам  звуковой культуры речи. Особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков: ф-в, с-з, ш-ж, п-б, д-т, к-г, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, т-ть и др., т.е. глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смешение которых имеет место у детей дошкольного возраста.

        Отработка всех разделов  звуковой культуры речи осуществляется при проведении дидактических игр, при произнесении скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.

        

ВКЛЮЧЕНИЕ  РАЗЛИЧНЫХ  РАЗДЕЛОВ  ЗВУКОВОЙ  КУЛЬТУРЫ  РЕЧИ  В  СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ  ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

Работа по воспитанию звуковой культуры речи может быть включена и в программное содержание по развитию речи. Так, проводя занятие по картине, воспитатель наряду с активизацией словаря и совершенствованием связной речи может осуществлять и воспитание хорошей дикции.

На других занятиях (дидактические игры, разучивание стихотворений, чтение и беседа о прочитанном, рассказывание сказок, чтение и пересказ) в содержание занятий может быть включена работа развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

ВКЛЮЧЕНИЕ  РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ  ЗВУКОВОЙ              КУЛЬТУРЫ  РЕЧИ  В  МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ЗАНЯТИЯ

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над  звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии  звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов.

Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко или тихо.

Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Таким образом, в работу по формированию звуковой культуры речи должен активно включаться и музыкальный работник.

РАБОТА  НАД  РАЗЛИЧНЫМИ РАЗДЕЛАМИ  ЗВУКОВОЙ  КУЛЬТУРЫ  РЕЧИ  ВНЕ  ЗАНЯТИЙ

 

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводится самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу, Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые занятия могут проводиться на прогулках, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.

На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

Работа, проводимая вне занятий, предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая ...