Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Рабочая программа адресована учителям-логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи. Содержит целевой, содержательный и организационный разделы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя-логопеда | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 322 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»
Заведующий МБДОУ №322 Зам. зав. по ВМР
К.А. Мухаматгалеева О.А. Ивлева
______________________ ___________________
«___»____________2016 г. «___»_________2016г.
Рабочая программа
учителя - логопеда
на 2016-2017 учебный год
Учитель – логопед: Борисова Наталья Борисовна
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: коррекция нарушений речи
Содержание
Название раздела | Страницы |
I. Целевой раздел | |
Пояснительная записка | 1-5 |
1.1. Цель и задачи логопедической деятельности | 5 |
1.2. Характеристика воспитанников группы | 6 |
1.3. Диагностика речевого развития детей 5-6лет | 6-7 |
II. Содержательный раздел | |
2.1. Содержание логопедической деятельности | 7-8 |
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5-6 лет | 8-9 |
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности | 9-16 |
2.4. Перспективный тематический план занятий по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза | 17-21 |
2.5. Перспективный тематический план занятий по формированию и совершенствованию грамматического строя и развитию связной речи | 21-24 |
III. Организационный раздел | |
3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности | 24-28 |
3.2.Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды | 29 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о
своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.
В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание основной и коррекционных программ.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.
Методическое обеспечение:
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]: учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.
- Н. В. Нищева «Занимаемся вместе» в 2-х частях, Детство-пресс, 2016 г.
- Г.А. Волкова. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2003.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи», 2010.
- А.Я. Мухина. Речедвигательная ритмика: авторская методика / А.Я. Мухина. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
- В.П. Глухов. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [текст]: учебное пособие/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002.
- Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР [текст]: учебное пособие/ Л.М. Граб. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.
- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма», 2005 г.
- Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи», Союз, 2009 г.
- О. Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в игре». Детство-Пресс, 2007 г.
- О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий». Творческий центр 2010 г.
- Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», АСТ, 2005 г.
- Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская «Логосказки», Каро, 2009 г.
- О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина «Энциклопедия логопедических игр», Каро, 2011 г.
- Л. П. Парамонова «Стихи для развития речи», Каро, 2011 г
- Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
- Т. Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. «Обучение связной речи детей 5-6 лет».
- Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. /автор-сост.Л.Е.Кыласова.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности, рассчитана на один учебный год.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.1. Цели и задачи логопедической деятельности
Цель данной Программы - диагностика и коррекция нарушений речевого развития путем разностороннего развития ребенка с речевыми расстройствами. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
Подготовительный этап
Задачи:
1. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
2. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики.
3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
4. Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
5. Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
Основной этап
Задачи:
1. Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и
словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
2. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
3. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
4. Формирование синтаксической структуры предложения.
5. Формирование связной речи.
6. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
7. Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
8. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
1.2. Характеристика воспитанников группы
Группу посещают 20 детей с тяжелыми нарушениями речи:
ОНР – II - 15 детей
ОНР – II- III - 2 ребенка
ОНР – III - 1 ребенок
Системное недоразвитие речи – 1 ребенок
ФФН – 1 ребенок
Дизартрия – 12 детей
Моторная алалия – 6 детей
Заикание – 1 ребенок.
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития (ОНР-II ур.) активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития (ОНР-III ур.) в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
1.3. Диагностика речевого развития детей 5-6 лет
Логопедическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Данные обследования заносятся в речевую карту. По итогам обследования, на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждаются результаты диагностики и выстраивается индивидуальный образовательный маршрут каждого из воспитанников, посещающих старшую логопедическую группу.
На этапе завершения логопедической работы в старшей группе дети:
- Понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи.
- Правильно передают слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользуются в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеют навыками объединения их в рассказ.
- Владеют элементарными навыками пересказа.
- Владеют навыками диалогической речи.
- Владеют навыками словообразования: продуцируют названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее.
- Грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов проговаривают четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляют адекватно.
- Используют в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
- Владеют элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание логопедической деятельности
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-
развивающей работы в старшей группе.
Учебный год длится в старшей логопедической группе с 1 сентября по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформлениедокументации.
Логопедические занятия проводятся ежедневно с 15 сентября, согласно сетке занятий. Программа рассчитана на три периода обучения:
- I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
- II период – декабрь, январь, февраль;
- III период – март, апрель, май.
Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ компенсирующего вида, определённым СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г.
В начале учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности:
День недели | Вид деятельности |
Понедельник | 8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала) 9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов) 15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 17.25-18.30 – Работа с родителями |
Вторник | 9.00-9.20 - Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (1-я подгруппа) 9.20-9.30 - Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов 9.30-9.55 - Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (2-я подгруппа) 9.55-13.00 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов |
Среда | 8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала) 9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов) 15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 17.25-18.30 – Работа с родителями |
Четверг | 9.00-9.20 - Организованная образовательная деятельность с группой детей 9.20-13.00 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов |
Пятница | 9.00-13.00 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов |
Количество фронтальных (групповых) занятий в неделю – 1 занятие.
Подгрупповых занятий в неделю – 2 занятия.
Индивидуальных занятий – ежедневно.
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с детьми 5-6 лет
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по
логопедической деятельности
По форме логопедическая деятельность делится на фронтальную (со всей
группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.
Групповые формы организации (продолжительность до 25мин) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой ООД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 5-6 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (1 раз в неделю) и подготовку к обучению грамоте (1 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.
Индивидуальные формы работы (продолжительность до 15мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.
Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной ООД учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.
В основе планирования ООД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи в содержание обучения и воспитания введены 36 тематических событий.
Тематическая событийность в старшей группе
Месяц | Недели | Тема |
Сентябрь ОСЕНЬ | 1.09- праздник «1 сентября» 1.09-16.09 | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка |
19.09-23.09 | «Осень добрая пришла, нам подарки принесла» | |
26.09-30.09 | «Есть у нас огород – посмотри, что там растет» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Октябрь ОСЕНЬ | 3.10-7.10 | «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят» |
10.10-14.10 | «Я по лесу по зеленому иду, я грибочки в кузовок соберу» | |
17.10-21.10 | «Мы с друзьями в лес пойдем, разных ягод наберем» | |
24.10-28.10 | «Древесный ствол имею я, Есть корни, ветви у меня» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Ноябрь ПРЕДМЕТЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ | 31.10-03.11 | «О чем «рассказывает» одежда» |
7.11-11.11 | «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу.» | |
14.11-18.11 | «Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!» | |
21.11-25.11 | «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире» | |
28.11-02.12 | «От чистого сердца, простыми словами | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Декабрь ЗИМА | 5.12-9.12 | «Серебром зима украсила все вокруг» |
12.12-16.12 | «Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки» | |
19.12-23.12 | «Трудно птицам зимовать, | |
26.12-30.12 | «Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Январь ДЕТСКИЙ САД | 1.01-10.01 | Каникулы |
11.01-13.01 | «Любим сказки мы читать и потешки сочинять» | |
16.01-20.01 | Наш любимый детский сад! Он всегда нам очень рад! | |
23.01-27.01 | «Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Февраль ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | 30.01-03.02 | «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!» |
6.02-10.02 | «В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём» | |
13.02-17.2 | «В зеленой стране на окне» | |
20.02-24.02 | «Каждый мальчик может стать солдатом» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Март ВЕСНА | 27.02-03.03 | «Милая певунья, ласточка родная, К нам домой вернулась из чужого края» |
6.03-10.03 | «Ты весна приходи, всю природу разбуди» | |
13.03-17.03 | «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?» | |
20.03-24.03 | Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка. А потом цветы посадим, Отдохнем и в сад пойдем. | |
27.03-31.03 | «Откуда хлеб пришел?» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Апрель БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ | 3.04-7.04 | «Как прекрасен город наш!» |
10.04-14.04 | «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу» | |
17.04-21.04 | «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?» | |
24.04-28.04 | «Нужно правила движения Выполнять без возражения.» (ПДД) | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Май СКОРО ЛЕТО | 1.05-5.05 | «Майский праздник –День Победы |
8.05-12.05 | «В зоопарке мы гуляем, про животных всё узнаем» | |
15.05-19.05 | «Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду» | |
22.05-26.05 | «В гостях у пчелки Майи» | |
29.05-2.06 | «Что ты мне подаришь, лето?» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ |
Планирование по каждому тематическому событию включает следующие разделы:
- Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи и речевого общения.
Коррекционные задачи каждого из разделов:
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
а) Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
б) Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
в) Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
г) Формирование произносительной стороны речи
Уточнять у детей произношение сохранных звуков.
Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.
Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Совершенствовать навыки по дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).
д) Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).
Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.
Учить выделять ударный звук в слове.
Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак – лик).
Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).
Знакомит с буквами, кроме Е,Ё,Ю,Я, Ь,Ъ
Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: обратные, потом прямые.
Развивать оптико-пространственные ориентировки.
Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.
2. Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).
Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).
Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).
Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).
4. Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.
2.4. Перспективный тематический план занятий по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза
Форма организации занятий - подгрупповая. Всего - 36 занятий.
№ недели | Тема | Содержание | Кол-во занятий |
СЕНТЯБРЬ | |||
1-2 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
3 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. | 1 |
4 | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки. | 1 |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Звук А. Буква А. | Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква. | 1 |
2 | Звук У. Буква У. | Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слов АУ, УА | 1 |
3 | Звук И. Буква И. | Анализ звуков рядов: АИ, ИУА. Анализ, синтез, чтение слов АИ, УА, ИУА. | 1 |
4 | Звук Ы, дифференциация звуков Ы-И. Буква Ы. | Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию. Определение места звуков в слове. | 1 |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звук О.Буква О. | Определение наличия или отсутствия звука в слове. | 1 |
2 | Звук Э. Буква Э. Закрепление гласных звуков. | Закрепление понятия гласные звуки. Деление слов на слоги. | 1 |
3 | Звуки М-МЬ. Буква М. | Знакомство с понятием согласный звук. Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. Анализ, синтез и чтение обратных слогов АМ, ОМ, УМ. | 1 |
4 | Звуки П-ПЬ. Буква П. | Закрепление понятия согласные звуки. Анализ, синтез и чтение прямых обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО. Введение понятия «слог». | 1 |
5 | Звуки Б-БЬ. Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ. Буква Б. | Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. | 1 |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Звуки Т-ТЬ. Буква Т. | Составление схем слогов и слов. Закрепление понятия мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв. | 1 |
2 | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами: СГ+ СГ; ГС+СГ | 1 |
3 | Звуки В-ВЬ. Буква В. | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 |
4 | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Звуки Н-НЬ. Буква Н. | Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков. | 1 |
3 | Звуки С-СЬ. Буква С. | Составление схем слогов и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков. Составление схем простых предложений. | 1 |
4 | Звуки З – ЗЬ. Буква З. | Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков. | 1 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Звук Ц. Буква Ц. | Определение наличия или отсутствия звука в слове. Чтение односложных и двусложных слов. | 1 |
2 | Дифференциация звуков С-З-Ц | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. | 1 |
3 | Звуки К-КЬ. Буква К. | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 |
4 | Звуки Г-ГЬ. Буква Г. | Дифференциация звуков по мягкости - твердости. Закрепление составления схем слов. | 1 |
МАРТ | |||
1 | Звук Х-ХЬ. Буква Х. | Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений. | 1 |
2 | Звук Ш. Буква Ш. | Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных ориентировок. | 1 |
3 | Звук Ж. Буква Ж. | Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 |
4 | Дифференциация звуков Ш-Ж | Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 |
5 | Дифференциация звуков С-Ш. | Учить дифференцировать звуки С-Ш по акустическим и артикуляционным признакам. Определение дефектно-произносимого звука в словах (сок-шок). Составление слов способом добавления заданных слогов по смыслу. | 1 |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Дифференциация звуков З-Ж | Учить различать по акустическим и артикуляционным признакам. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 |
2 | Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 |
3 | Звуки Р-РЬ. Буква Р. | Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов. Составление слов по последним звукам данных слов. | 1 |
4 | Дифференциация звуков Л-Р | Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова (односложные и двусложные слова с открытыми слогами). | 1 |
МАЙ | |||
1 | Звук Й. Буква Й. | Проводить звуко-слоговой анализ и синтез на основе наглядно-графических схем. Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (лай, майка, йод). | 1 |
2 | Звук Ч. Буква Ч. | Проводить звуко-слоговой анализ и синтез на основе наглядно-графических схем. Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). | 1 |
3 | Звук Щ. Буква Щ. | Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка). Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность. | 1 |
4 | Дифференциация звуков Ч-Щ | Дифференциация по акустическим признакам. Закрепление оптико-пространственных ориентировок. | 1 |
5 | Повторение | Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков. | 1 |
2.5. Перспективный тематический план занятий по формированию и совершенствованию грамматического строя и развитию связной речи
Форма организации занятий - фронтальная. Всего - 36 занятий.
№ недели | Лексико-грамматическая категория | Связная речь | Кол-во занятий |
СЕНТЯБРЬ | |||
1-2 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||
3 | Закрепление имен существительных единственного и множественного числа | Составление предложений об осени по картине. | 1 |
4 | Работа над фразой. Составление предложений из 2-3 слов. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. Образование единственного и множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательных форм. | Составление описательного рассказа. | 1 |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Практическое употребление предлогов. Согласование имен существительных в роде, числе, падеже. Образование мн.числа имен существительных. | Составление описательного рассказа. Отгадывание и толкование загадок | 1 |
2 | Практическое употребление предлогов. Согласование имен существительных в роде, числе, падеже. Образование мн.числа имен существительных. | Составление описательного рассказа. Отгадывание и толкование загадок | 1 |
3 | Образование относительных прилагательных. Согласование имен существительных с числительными. | Составление описательного рассказа. | 1 |
4 | Образование имен существительных в Р.п. множ.числа. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. | Составление рассказа-сравнения | 1 |
НОЯБРЬ | |||
1 | Учить образовывать и использовать в речи относительные и качественные прилагательные. Практическое употребление родовой принадлежности. | Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 |
2 | Учить образовывать и использовать в речи относительные и качественные прилагательные. Практическое употребление родовой принадлежности. | Составление описательного рассказа по схеме. | 1 |
3 | Подбор признаков и действий к предмету. Учить образовывать и использовать в речи относительные и качественные прилагательные. Согласование имен существительных с числительными. | Составление описательного рассказа по схеме. | 1 |
4 | Подбор признаков и действий к предмету. Образование и употребление притяжательных прилагательных. | Составление рассказа по образцу | 1 |
5 | Усвоение категорий Дательного падежа имен существительных. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. | Составление рассказа по картинам и фотографиям. | 1 |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Усвоение категорий Творительного падежа имен существительных. Образование однокоренных слов. | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием данного плана. | 1 |
2 | Образование и употребление притяжательных прилагательных. Употребление предлогов. | Составление описательного рассказа по схеме. | 1 |
3 | Образование и употребление приставочных глаголов. Согласование числительных со словосочетанием. | Составление рассказа описания по плану (схеме) | 1 |
4 | Подбор признаков к предмету. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. | Составление предложений по картинке. | 1 |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Подбор признаков и действий к предмету. Употребление в речи уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных | Учить пересказывать литературный текст (сказки). | 1 |
3 | Образование и употребление мн.ч. и уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. Образование и употребление притяжательных прилагательных. Согласование имен существительных с числительными. | Составление рассказов-описаний и загадок-описаний по предложенному плану. | 1 |
4 | Образование и употребление мн.ч. и уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. Образование и употребление притяжательных прилагательных. Согласование имен существительных с числительными. | Составление рассказов-описаний и загадок-описаний по предложенному плану. | 1 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Образование и употребление мн.ч. и уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. Образование и употребление притяжательных прилагательных. Согласование имен существительных с числительными. Учить составлять предложения с союзом «а». | Составление сравнительного описания. | 1 |
2 | Практическое употребление предлогов, относительных прилагательных, имен существительных в Р.п. мн.ч. | Составление рассказа описания по плану (схеме) | 1 |
3 | Практическое употребление предлогов, относительных прилагательных, имен существительных в Р.п. мн.ч. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Составление рассказа описания по плану (схеме) | 1 |
4 | Обучение словообразованию существительных с помощью суффиксов – чик, - щик. Практическое употребление существительных в Т.п., Д.п. и в Р.п. мн.ч. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 1 |
МАРТ | |||
1 | Практическое употребление Дательного падежа имен существительных. Согласование имен существительных в роде, числе, падеже с другими частями речи. | Пересказ рассказа | 1 |
2 | Образование прилагательных в превосходной степени сравнения, относительных прилагательных. Употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Составление предложений из 4-5 и более слов по предметной картинке | 1 |
3 | Образование и употребление притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. Составление предложений с союзом «а». | Составление рассказа по плану | 1 |
4 | Согласование имен существительных с именами прилагательными и глаголами. Упражнение в изменении глаголов по временам, родам и числам. | Составление рассказа по плану | 1 |
5 | Согласование имен существительных с числительными. Употребление имен существительных мн.числа в Р.п. Практическое употребление в речи предлогов. | Составление рассказа описания по схеме. | 1 |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Согласование относительных прилагательных с существительными, мн.ч. существительных. Составление предложений с союзом потому что. | Пересказ рассказа | 1 |
2 | Практическое употребление предлогов. Согласование числительных с именами существительными. | Составление предложений по предметной картинке | 1 |
3 | Образование глаголов во мн.ч. Согласование имен существительных в роде, числе, падеже с другими частями речи. | Составление предложений по картинкам | 1 |
4 | Практическое употребление в речи предлогов. Практическое применение в речи имен существительных в Р.п. мн.ч., относительных прилагательных | Составление предложений по опорным картинкам | 1 |
МАЙ | |||
1 | Образование родственных слов, существительных приставочным и суффиксальным способом. Согласование существительных с относительными прилагательными + числительное. | Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений. | 1 |
2 | Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. Образование уменьш.-ласк. формы словосочетаний (прилагат. + существит.) Образование и употребление притяжательных прилагательных. | Составление рассказа по плану | 1 |
3 | Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. Образование уменьшительно-ласкательной формы словосочетаний (прилагат. + существит.) Практическое употребление предлогов. | Составление описательного рассказа. Отгадывание и толкование загадок | 1 |
4 | Практическое употребление наречий. Преобразование деформированных предложений | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 |
5 | Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. | Составление рассказа по сюжетной картинке | 1 |
III. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение
осуществления логопедической деятельности
Оборудование логопедического кабинета
Стол детский – 2 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стеллаж – 2 шт.
Этажерка – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Дидактический стол с зеркалом – 1 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Магнитофон - 1 шт.
Ноутбук - 1 шт.
Люстра – 2 шт.
Ковер – 1 шт.
Учителем-логопедом составлен перечень методической литературы и иллюстративного материала используемого с детьми 5-6 лет в ходе логопедической деятельности.
Методическая литература
Худенко, Шаховская «Обучение детей с речевой патологией первоначальному навыку описательно-повествовательной речи»
И. Лапухина «Логопедия 550» - М.: «Аквариум» - 1996
В.В. Коноваленко «Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения» -
М.: Гном – пресс, 1998
Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР (с 5 до 6 лет) - Красноярск, 1993
Программа воспитания и обучения детей в логопедической группе речевого детского сада (под ред. Нищевой)
Л.И. Белякова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
Н.Л. Рычкова «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
В.В. Коноваленко «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
Н.В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
И. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева Общее недоразвитие речи.— М., 1996.
Н. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., 1990.
Е.В. Колесникова «Звукобуквенный анализ 5-6 лет»
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
Н.В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
Р. Лалаева, Н. Серебрякова Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
Р. Левина Основы теории и практики логопедии.— М.,1968.
О. В. Лебедева Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
И. С. Лопухина Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
Н. В. Нищева « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Н.В. Новотворцева Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 1998.
Л. Парамонова, Н. Головнева Подготовка к школе. - СПб., 1998.
Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.
Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.
Н.Л. Рычкова «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
Е.Г.Сайкина, Ж.Е. Фирилева. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
И.В. Скворцова 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
И. Смирнова Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
И. Смирнова Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
И. Смирнова Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Т.А. Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006
Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
Т. А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.- М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Т. Филичева, Г. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.
Т.Б. Филичева, Г.А. Каше Методическое руководство по исправлению недостатков речи - М.: Просвещение, 1990.
Т. Б. Филичева, Г. А. Чиркина Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
М. Хватцев Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
С. Цейтлин Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.
И.А. Чистякова 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006
С. Г. Шевченко Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М.: Владос, 1999.
Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / Под ред. Е. Мастюковой. — М., 2002.
Коррекция звукопроизношения
Артикуляция звуков в графическом изображении
Постановочные зонды, шпатели
Спирт для обработки инструментов, вата
«Способы постановки звуков»
Н.И. Соколенко «Посмотри и назови» 2 книги
Карточки для автоматизации и дифференциации знаков
Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»
Л.Я. Гадасина «Звуки на все руки»
Т.С.Перегудова, Г.А.Османова «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»
В.В.Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»
Ю.Б. Жихарева – Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. З,Зь,Ц»
Т.В. Туманова, Филичева «Учитесь говорить правильно».
Развитие фонетического восприятия,
подготовка к обучению грамоте
Л.Г.Успенская «Учитесь говорить правильно»
В.В.Волина «Учимся играя»
В.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя»
Г.А. Глинка «Буду говорить, читать и писать правильно»
Н.П. Кочугова «Трёхсложные слова с открытыми слогами» (картинный материал)
Программа развития и обучения дошкольников
«Придумай слово» (под ред. Ушаковой)
И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами»
Картинки на развитие воздушной струи
Звуковые дорожки
Наглядный материал «Буквы»
Панно «Разрезная азбука»
Алфавит
Логопедический уголок «Звуковые замки»
«Звуковая гусеница» (позиция звука в слове)
«Весёлые подружки» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)
«Волшебные домики» (слоговые домики, предложения)
Слоги (для чтения)
Развитие лексико – грамматического строя и связной речи
Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей»
Л.Г. Парамонова «Стихи для развития речи»
Г.А. Киселёва «Книжка-учишка 1,2,3»
Е.П. Микшина «Видим, слышим, говорим»
М.Г. Борисенко «Потешки про Ваню»
Г.А. Глинка «Развиваем мышление и речь»
Г. Фролова «Зимушка-зима»
Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной речи у детей»
Серия «Живое чтение» по сказкам:
- «Репка»
- «Красная шапочка»
- «Курочка Ряба»
- «Волк и семеро козлят»
Плакаты:
- Овощи
- Фрукты
- Перелётные птицы
- Зимующие птицы
- Схемы для описания птиц
М.Г. Борисенко, Н.В. Лукина «Грамматика в играх и картинках»:
- Овощи
- Насекомые
- Игрушки
- Перелётные и зимующие птицы
- Фрукты
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
Серии сюжетных картин:
- «Распорядок дня»
- «Предлоги»
О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда»
И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи»
Папки по лексическим темам:
-дикие животные
-цветы
-домашние животные
-животные жарких стран
-животные севера
-насекомые
-деревья и кустарники
-овощи
- фрукты
-ягоды, грибы
-день защитника отечества
-профессии
-транспорт
-одежда, обувь
-птицы: домашние, перелётные, зимующие
-посуда, пища
-мебель
М.Г. Борисенко, Н.В. Лукина «Грамматика в играх и картинках»:
- Овощи
- Насекомые
- Игрушки
- Перелётные и зимующие птицы
- Фрукты
- Животные наших лесов
Птицы (домашние)
Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Пять щенков»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
Кубики:
- Овощи
- Игрушки
Логопедическое лото
Звуковой анализ
Силуэты животных
Ткаченко «Звуки и буквы»
Разрезные картинки
О. Жукова «Первые открытия: я учу антонимы»
Развитие мелкой моторики
Счётные палочки
Проволочка
Крупа, фасоль, семечки
Разноцветный песочек
Трафареты
Шнуровки
Шаблоны
Вкладыши
Раскраски
Пирамидки
Материал для пальчиковых игр
3.2. Организация предметно - пространственной развивающей
образовательной среды
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
В логопедическом кабинете организовали развивающую среду и наполнили
необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой
деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей). Игрушки и оборудование стали более разнообразными и сложными (массажер Су - Джок и другие игрушки-головоломки).
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются дидактический стол с зеркалом, два стула, на столе изображения основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики, навесная азбука.
Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудована учебным столом, стульями, стендом для наглядности.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена стеллажом и этажеркой и содержит следующие разделы:
- материалы по обследованию речи детей;
- материалы по коррекции звукопроизношения;
- материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
- материалы по развитию фонематических процессов;
- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает почувствовать уверенность в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
рабочая программа учителя-логопеда для подготовительной группы
рабочая программа учителя-логопеда на 2016-2017 уч. год...
рабочая программа учителя - логопеда в старшей группе
В содержании рабочей программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развит...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей комбинированной группе
Программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нище...
рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО для детей старшей группы компенсирующей направленности...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...