рабочая программа учителя-логопеда для подготовительной группы
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рифаи Наталья Наиловна

рабочая программа учителя-логопеда на 2016-2017 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog._podg._gr_2016-2017.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московский образовательный комплекс ЗАПАД

Детский сад

 

 Утверждаю:___________________

 Руководитель структурного подразделения «МОК ЗАПАД»

 ___________________________Зуева Н.А.

  Приказ №  ___ от «___»_________20___г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в подготовительной группе

для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год.

                                                                                                         

                                                                                                                                   

Учитель-логопед Рифаи Н.Н.

Данная рабочая программа разработана с учетом особенностей развития детей с ОНР, основных принципов, требований к организации и содержанию коррекционной работы на основе следующих программ:

1."Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

2. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной.

3. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова.

4. Логопедический букварь. Т.А. Ткаченко.

5. «Методика ранней грамотности» Т.А.Ткаченко.

Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной комбинированной группе для детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития, направленной на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизацию слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, обучение детей изменению просодических характеристик высказывания в зависимости от речевых намерений.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы: создание условий для развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, формирования правильного произношения, расширения словарного запаса, формирования практических навыков словообразования и словоизменения, самостоятельной связной речи.

Планирование занятий по коррекции и развитию речи осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на основании СанПиН № 2.4.1.3049-13.

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

Формы организации работы с детьми: фронтальные, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.

Фронтальные логопедические занятия проводятся в подготовительной к школе группе продолжительностью 30 минут 4 раза в неделю.
Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (1 раз в неделю).
Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (2 раза в неделю).

Занятия по обучению грамоте (1 раз в неделю).

В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения, учитель-логопед в течение учебного года вносит изменения в данные рабочие материалы, а также может дробить, видоизменять и дублировать занятия.

Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание на каждом предшествующем этапе подготавливает детей к прохождению более нового материала.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы

ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы .

ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы

ГЛАВА IV. Работа учителя - логопеда с родителями

ГЛАВА V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (воспитатель)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической работы  по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей.

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами.

Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в комбинированных группах для детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи Программы:

  •  Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст)  и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  •  Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  •  Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и групповых занятий.
  • Формирование у педагогического коллектива  и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  •  Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

       Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах.

Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей.

В группе все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития в комбинированной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для дошкольников с недоразвитием речи системного характера.


ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Результативность логопедической работы отслеживается через диагностические исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Для диагностики используются методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О.А. Безруковой и О.Н. Каленковой.

Сроки проведения  исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Отражая специфику работы в комбинированной группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:

I. Смысловая сторона речи

  1. Развитие словаря
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
  3. Развитие связной речи и речевого общения

II.  Звуковая сторона речи:

  1. Развитие просодической стороны речи
  2. Коррекция произносительной стороны речи
  3. Работа над слоговой структурой слова
  4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.

III .  Обучение элементам грамоты.

IV. Развитие высших психических функций.

V. Развитие общей и мелкой моторики.

Учебный год в комбинированной группе начинается первого сентября и условно делится на два периода:

I        период — сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II        период —январь, февраль, март, апрель, май.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.

Форма организации непосредственно образовательной деятельности – групповая и индивидуальная.

В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:

  • формирование лексико-грамматических представлений (2 занятия в неделю);
  • формирование  звукопроизношения, фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю);
  • развитие связной речи (1 занятие в неделю);
  • формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики (часть занятия).

ВО ВТОРОМ   ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:

  • формирование лексико-грамматических представлений (1 занятие в неделю);  
  • формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (2 занятия в неделю);
  • развитие связной речи (1 занятие в неделю);
  • формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики (часть занятия).

Продолжительность групповых занятий:

  в подготовительной группе — не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 30 минут.

Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом  проводится индивидуально.

Занятия с детьми проводятся в дневное время.

Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются  согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.  СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённым  Главным государственным врачом Российской Федерации. (Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей в подготовительной группе – 17 занятий. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в подготовительной группе не превышает трех. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7- ГО ГОДА ЖИЗНИ (подготовительная группа)

I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

        Обследование детей (первая половина сентября).

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Сбор анамнестических данных.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми.

Развитие словаря и грамматического строя речи.

  1. Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов.

     2.Формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог».

  1. Активизировать процессы словообразования и словоизменения.
  2. Формировать умение преобразовывать одну грамматическую категорию в другую.
  3. Формировать умение подбирать синонимы и антонимы.
  4. Формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных.
  1. Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги.
  2. Упражнять в умении подбирать родственные слова.
  3. Формировать умение понимать и объяснять значения слов.

10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

  1. Продолжать работать над развитием речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.
  2. Формировать умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
  1. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.
  2. Формировать умение говорить в спокойном темпе.
  3. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  2. Закреплять навыки четкого произношения звуков.

       3.Формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные (согласные) звуки»,  «твердый (мягкий), звонкий (глухой) согласный звук», «слог», «слово».

       4.Формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов.

       5.Формировать навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

       6. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин).
  2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных (сноп, лист).
  3. Формировать умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко).
  4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Обучение грамоте.

  1.  Совершенствовать умение «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными буквами.
  2.  Ознакомление с буквами. Формировать умение осознанно читать слоги, слова с этими буквами.
  3.  Закреплять умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочков; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
  4.  Формировать  умение решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие связной речи и речевого общения.

  1. Формировать желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствовать навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов.
  4. Совершенствовать навыки составления рассказов описательного характера.
  5. Формировать навыки составления повествовательных рассказов с опорой на вопросы и картинно-графические планы.
  6. Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
  7.  Совершенствовать навыки пересказа текстов.
  8. Учить составлять рассказы с элементами творчества.

II ПЕРИОД

(январь, февраль, март, апрель, май)

Формирование словаря.

  1. Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде.
  2. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  3. Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже.
  4. Закреплять навыки согласования прилагательных в роде, числе и падеже.
  5. Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий мужского рода в профессии женского рода.
  6. Продолжать работу по дальнейшему овладению приставочными глаголами.
  7.  Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
  8. Учить понимать многозначность слов.
  9. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

Совершенствование грамматического строя речи.

  1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

2.Закреплять умение согласовывать прилагательные и
числительные с существительными в роде, числе и падеже
, подбирать однородные определения к существительным.

3.Формировать умение образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

4. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

          5.Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

          6.Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

  1.  Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.
  2.  Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  1.  Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
  2.  Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи.

  1.  Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.
  2.  Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.
  3.  Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов  и использовать их в активной речи.
  2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
  2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
  3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): лужа, кран, болт, лиса, винт, крик.
  4. Формировать умение определять ударный гласный звук в словах и обозначать его.

Обучение грамоте.

  1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
  2. Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слова, предложения с этими буквами.
  3. Познакомить с правилами орфографии: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, правописание заглавной буквы в названиях городов и улиц.
  4. Совершенствовать графо-моторные навыки.

Развитие связной речи и речевого общения.

1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

  1. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
  2. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и использовать их в рассказах.

              В итоге коррекционной работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями,  владеть навыками объединения их в рассказ;
  •    владеть элементарными навыками пересказа;
  •           владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги  правильно употребляться;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  некоторых  букв,  слогов,  слов  и  коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

ГЛАВА IV. РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

(или лицами, их заменяющими).

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В комбинированной группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях,  еженедельно в письменной форме в индивидуальных папках и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность  детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.

Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

ГЛАВА V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

-  создание единого коррекционно-образовательного пространства;

- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

- повышение уровня подготовки специалистов;

- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре  и  родителей.

Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР и ЗПР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.

Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.

Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми. 

Модель взаимодействия

субъектов коррекционно-образовательного процесса

в группе для детей с общим недоразвитием речи

                                                                                                                   

                                                             

                                                                                                 

                                                             

     

Преемственность в планировании деятельности логопеда и воспитателя.

     Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса.     Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения.

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыка связной речи.

     Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие

перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие

перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко - слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.:  Детство-Пресс, 2000
  3. Ткаченко Т.А. «Методика ранней грамотности. Первые прописи», М., «ЭКСМО»,2013
  4. Ткаченко Т.А. «Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» Дефектология № 6. 1985
  5. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». М.: Просвещение,1985
  6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
  7.  Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993
  8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
  10.  Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  11.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
  13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения,  М., «Альфа», 1993
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
  15. «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007
  16. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред. Гаркуши Ю.Ф., М., 2002
  17. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003
  18. Бардышева Т.Ю., Е. Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду», М., «Скрипторий 2003»,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Адаптированная рабочая программа уителя-логопеда во 2 младшей группе для детей с Общим недоразвиием речи....

Рабочая программа учителя-логопеда (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности) на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда(для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности)на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей комбинированной группе

Программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет (Н.В. Нище...

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда  разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...

Рабочая программа учителя- логопеда ДОУ в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

рабочая программа учителя-логопеда для  старшей группы детского сада компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....