Консультация для воспитателей "Речевой центр в группе как средство развития речи дошкольников"
консультация по логопедии на тему

Короткова Венера Фоатовна

Формирование правильной речи детей - одна из основных задач дошкольного образования. Одним из условий полноценного познавательно-речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Для развития речи детей дошкольного возраста необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность дошкольников. Это центр речевого развития и литературный центр (книжный уголок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_tsentr_v_gruppe.docx62.42 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 43 «Солнышко»


Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Оснащение речевого центра

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий индивидуальной коррекционной работы.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

  • Содержание речевого центра определяется в соответствии с программой и должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям, а также структуре речевых нарушений детей.
  • Оформление должно быть эстетичным, привлекательным для детей и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  • Игровой материал должен быть доступен для детей. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
  • Желательно разместить рядом с книжным уголком.
  • Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену наглядного, дидактического материала  в соответствие с тематикой недели (лексической темой).
  • Неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – «одушевлённый персонаж» (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.),  который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
  • Можно придумать название речевого центра (Каркуша-говоруша, Будем говорить правильно, Звукарик, Речевой домик, Речевичок и т.д.)

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

  1. воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);  
  2. развитие словаря ребёнка;
  3. работа над грамматическим строем речи (обучение различным

способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

  1. развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
  2. подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
  3. развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
  4. знакомство с художественной литературой.

Возрастная группа

Наполняемость речевого уголка

Младший дошкольный возраст

1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.

2. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

3. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

4. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

6. Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Лото» и др.).

7. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек) и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнение произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков.

8. Картинки, наборы игрушек для проведения мимической и артикуляционной гимнастики.

9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др.

10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

11. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

12.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Средний дошкольный возраст

1. Картинки, наборы игрушек для проведения мимической и артикуляционной гимнастики.

2. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.

3. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

4. Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

5. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

6. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).

7. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

8. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

9. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

10. Настольно-печатные игры для формирования  и совершенствования грамматического строя речи.

11. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности.

12. Пособия для развития мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

13. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

14. Картотека словесных игр, чистоговорок, пальчиковых игр.

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.).

2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

5. Игры для уточнения, обогащения и активизации словарного запаса.

6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте: звуковые линейки, магнитная азбука, кассы букв и слогов и т.д.

7. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

8. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

9.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки; штриховка и др.

10. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр.  В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр-драматизаций и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.

 

Оснащение литературного центра (книжного уголка)

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Возрастная группа

Оснащение книжного уголка

1 младшая группа

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

1) книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

2) книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);

3) книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;

4) книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

5) музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);

6) книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

7) предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.

2 младшая группа

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг:

1) книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;

2) книги с обычной листовой структурой;

3) эстампы на темы русских народных сказок.

4) сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Средняя группа

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу):

1) книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

2) альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

3) открытки для рассматривания по произведениям;

4) портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

5) тематические выставки «Сказки»,

«Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

6) материал для ремонта книг

Старшая группа

1) 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

2) портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;

3) книги, рекомендованные программой;

4) книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

5) энциклопедии («умные» книжки), словари;

6) «Толстые» книжки;

7) альбомы или иллюстрации дополняются тематикой о Родине, технике, космосе и др.;

8) наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

9) портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин и др.);

10) тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему (1 раз в квартал).

Подготовительная к школе группа

Количество книг в уголке не регламентировано.

1) книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

2) 2-3 сказочных произведения;

3) стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

4) издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

5) веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и др. писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

6) книги, которые дети приносят из дома;

7) книги на школьную тематику;

8) портреты известных детских писателей, поэтов.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

  • Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для родителей на тему: « Фольклор как средство развития речи дошкольника».

Влияние устного народного творчества в развитии речи дошкольника....

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"

Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников....

Консультация для родителей: «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольника»

Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. О...