Консультация для воспитателей "Речевой центр в группе как средство развития речи дошкольников"
консультация по логопедии на тему
Формирование правильной речи детей - одна из основных задач дошкольного образования. Одним из условий полноценного познавательно-речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Для развития речи детей дошкольного возраста необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность дошкольников. Это центр речевого развития и литературный центр (книжный уголок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_tsentr_v_gruppe.docx | 62.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 43 «Солнышко»
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Оснащение речевого центра
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий индивидуальной коррекционной работы.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
- Содержание речевого центра определяется в соответствии с программой и должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям, а также структуре речевых нарушений детей.
- Оформление должно быть эстетичным, привлекательным для детей и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступен для детей. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
- Желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену наглядного, дидактического материала в соответствие с тематикой недели (лексической темой).
- Неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – «одушевлённый персонаж» (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.), который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
- Можно придумать название речевого центра (Каркуша-говоруша, Будем говорить правильно, Звукарик, Речевой домик, Речевичок и т.д.)
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
- развитие словаря ребёнка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным
способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой.
Возрастная группа | Наполняемость речевого уголка |
Младший дошкольный возраст | 1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др. 2. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 3. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 4. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой) 6. Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Лото» и др.). 7. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек) и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнение произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков. 8. Картинки, наборы игрушек для проведения мимической и артикуляционной гимнастики. 9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др. 10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков. 11. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи. 12.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. |
Средний дошкольный возраст | 1. Картинки, наборы игрушек для проведения мимической и артикуляционной гимнастики. 2. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др. 3. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков. 4. Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 5. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). 6. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 7. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 8. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 9. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 10. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи. 11. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности. 12. Пособия для развития мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. 13. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. 14. Картотека словесных игр, чистоговорок, пальчиковых игр. |
Старший дошкольный возраст | 1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.). 2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 5. Игры для уточнения, обогащения и активизации словарного запаса. 6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте: звуковые линейки, магнитная азбука, кассы букв и слогов и т.д. 7. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности 8. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. 9.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки; штриховка и др. 10. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др. |
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр-драматизаций и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.
Оснащение литературного центра (книжного уголка)
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Возрастная группа | Оснащение книжного уголка |
1 младшая группа | В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: 1) книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов; 2) книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.); 3) книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки; 4) книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); 5) музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); 6) книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками; 7) предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами. |
2 младшая группа | В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг: 1) книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; 2) книги с обычной листовой структурой; 3) эстампы на темы русских народных сказок. 4) сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. |
Средняя группа | В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу): 1) книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; 2) альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; 3) открытки для рассматривания по произведениям; 4) портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин; 5) тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал); 6) материал для ремонта книг |
Старшая группа | 1) 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); 2) портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский; 3) книги, рекомендованные программой; 4) книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; 5) энциклопедии («умные» книжки), словари; 6) «Толстые» книжки; 7) альбомы или иллюстрации дополняются тематикой о Родине, технике, космосе и др.; 8) наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; 9) портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин и др.); 10) тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему (1 раз в квартал). |
Подготовительная к школе группа | Количество книг в уголке не регламентировано. 1) книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.): 2) 2-3 сказочных произведения; 3) стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; 4) издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; 5) веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и др. писателей с иллюстрациями наших лучших художников; 6) книги, которые дети приносят из дома; 7) книги на школьную тематику; 8) портреты известных детских писателей, поэтов. |
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"
Данный материал содержит практические советы для родителнй по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...
Консультация для родителей на тему: « Фольклор как средство развития речи дошкольника».
Влияние устного народного творчества в развитии речи дошкольника....
Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"
Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».
Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников....
Консультация для родителей: «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольника»
Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. О...