"Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
"Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР" | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида
Тема: «Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР »
( Консультация для учителей-логопедов)
Беляева Н.А.
Учитель – логопед
Саранск, 2017 г.
Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР
Исследования психомоторики детей с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмических занятий и включения их в программу обучения и воспитания; сегодня, практически, не существует методики включения логоритмических занятий с детьми школьного возраста с ОНР в систему образования. Тем не менее, логоритмические занятия играют большую роль как для всестороннего развития ребенка, так и для коррекции, формирования нарушенных или недостаточно развитых различных сфер ребенка. Упражнения, используемые в логопедической ритмике, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе и с ОНР. В соответствии с результатами проведенного нами исследования основными направлениями логоритмического воздействия могут являться следующие: формирование психологической базы движения, формирование двигательной сферы и формирование музыкально-ритмической сферы. 1. Формирование психологической базы движения Задачи:
Формы работы: индивидуальная (развитие высших психических функций), групповая, подгрупповая. Средства работы:
Упражнения, активизирующие внимание:
Упражнения в игре на инструментах:
Музыкальная самостоятельная деятельность:
Игровая деятельность:
Упражнения для развития творческой инициативы:
Приемы: Цель – развитие распределения внимания, развитие двигательных умений. Упражнение: Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает "запрещенное” движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога. Игра-драматизация "На кого я похож?”. Цель – развитие воображения, развитие двигательных умений, развитие мышления. Упражнение: Каждому играющему предлагается изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное. Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими. 2. Формирование двигательной сферы. Задачи:
Формы работы:
Средства работы:
Ходьба и маршировка в различных направлениях:
Упражнения на развитие артикуляции:
Упражнения в игре на инструментах:
Музыкальная самодеятельность:
Речевые упражнения без музыкального сопровождения:
Упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук:
Упражнения на развитие мимической мускулатуры: Развитая мимическая мускулатура оказывает большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, на его отношения с окружающими людьми и с природой. Эта работа может вестись как на занятиях, в виде отдельных упражнений, так и во время музыкальной самодеятельности, во время разыгрывания различных сценок, так и во время сюжетных игр, при подражании какому-либо животному. Общеразвивающие упражнения:
Приемы: 1. Ходьба в различных направлениях. Цель – развитие ориентировки в пространстве, развитие координации. 2. Речевые упражнения. Цель – развитие артикуляции, развитие двигательных навыков. Плыли гусята – красные лапки, 3. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Цель – развитие мелкой моторики. Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять! 3. Формирование музыкально-ритмической сферы Задачи:
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая. Средства работы:
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Эти упражнения вводятся в начале курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается. Цель упражнения – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку. К середине курса упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, пением. Полезно пение вокализов – мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения – звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту. Упражнения для развития чувства музыкального темпа. Темп – это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначаемой числом ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмических единиц. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмахах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, бег. Для занятий в начале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Темп отрабатывается в упражнениях на построение: движение цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов. Используются скакалки, бубны, обручи, мячи, треугольники. Можно давать упражнения с воображаемыми предметами. Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей чувства ритма в движении и включения его в речь.
Ритмические пляски представляют собой сочетание естественных движений – шагов, бега, прыжков (поскоков), боковых прыжков, поворотов и т.д. – и музыки. Приемы: 1. Развитие речевого дыхания. Цель – формирование длительного выдоха. 2. Развитие чувства ритма. Цель – развитие чувства ритма.
3. Цель – развитие чувства темпа. Методы, используемые на логоритмических занятиях На логоритмических занятиях используются общедидактические наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Приемы наглядности:
Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи. Приемы:
Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный. Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Основные направления воспитательно -образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год в подготовительной группе»
Цели собрания: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:...
Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год
Материал для выступления на родительском собрании....
Семинар - «Основные направления современной развивающей и коррекционной работы»
В презентации представлены развивающие и коррекционные программы, которые получили распространение как в образовательных центрах, так и в школьной практике. Все эти программы реализуют осно...
Консультация с музыкальным руководителем «Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическо...