Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа с содержание расписания работы и циклограммой работы учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ
протокол №1 от 01.09.2017 г ____________О. А. Караульнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Возрастная группа: подготовительные к школе группы «Артемон» и «Черепашка» (6-7)
Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год
Автор: Сабанина Ирене Эвальдовна, учитель-логопед.
Тяжинский
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………..…………………….3
1.1.Цели и задачи программы …………………………………………………………………..3
1.2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников ………………….………….4
1.3. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), и ОНР IV уровнем речевого развития…………………………………………………………….
1.4. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия……………………..5
1.5. Направления логопедической работы……………………………………………………..6
1.6. Форма организации……………………………………………………………………….10
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ………………………………………………………13
2.1. Циклограмма деятельности учителя-логопеда……………..…………………………....13
2.2. График работы………………………………...……..…………........................................14
2.3. Календарно-тематическое планирование………………………………………………..15
2.4.. Планируемые результаты логопедической работы……………………………………..21
2.5. Особенности организации образовательного процесса ………………………………...21
2.6. Работа с родителями ……………………………………………………...……………….22
2.7. Создание предметно-развивающей среды………………………………………………..23
2.8. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда…………………………………………………………………………………………25.
I. Пояснительная записка
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ в шаговой доступности, с одной стороны, и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с другой стороны, возникла необходимость в функционировании логопункта в МАДОУ. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности выявил, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.
Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:
- В течение года логопед работает с 20-25 детьми. Т.о. ведется достаточно интенсивная работа.
- Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР).
- Преимущественно подгрупповая и индивидуальная формы занятий.
1.1. Цели и задачи программы.
Цель программы: раскрыть пути формирования у воспитанников МАДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создать условия для овладения родным языком в условиях логопункта.
Задачи программы:
- Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников МАДОУ.
- Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы.
- Профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления.
- Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
1.2. Характеристика возрастных особенностей.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), и ОНР IV уровнем речевого развития
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV ур. Строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР IV ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
- Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
- Обследование воспитанников МАДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. Работы. |
2 этап организационно- подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | Разработка календарно-тематического планирования подгрупп. Занятий; планы индивидуальной работы; взаимодейст-вие специали- стов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. Речи. |
3 этап коррекционно- развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. 2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей откло-нений в рече-вом развитии |
4 этап итогово- диагностический | 1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедичес-кой работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедичес-кой работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.
1.5. Направления логопедической работы.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.
- Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей. Полученные данные заносятся в специальную компьютерную программу, являющуюся современным эффективным инструментом для мониторинга (Программно-диагностический комплекс соответствует ФГОС ДО: «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Издательство «Учитель», 2014). Данная программа позволяет автоматически формировать речевые карты детей, таим образом, результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, НВОНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
- Форма организации.
Форма организации обучения групповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПинами продолжительность групповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МАДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ, задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР IV ур. – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР IV ур.р – 2-3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики;
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.
1.2. ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
День недели | Группо- вые занятия с детьми | Индивидуальные занятия с детьми | Организационно-методическая работа с педагогами | Работа с родителями | Оформление логопеди- ческой докумен- тации |
Поне-дельник | 8.00-8.30 | 9.00-11.30 | 11.30-12.00 Обсуждение заданий коррекционного направления | 8.30-9.00 Рекомендации по организации речевого режима в семье. | |
Вторник | 14.30-17.00 17.00-18.00 Индивидуаль- ные занятия с детьми в присутствии родителей | 14.00-14.30 | |||
Среда | 8.00-8.30 | 9.00-11.30 | 8.30-9.00 Рекомендации по организации речевого режима в семье. | 11.30-12.00 | |
Четверг | 14.30-17.00 | 14.00-14.30 Оформление индивидуальных логопедических дневников | 17.00-18.00 Консультации для родителей | ||
Пятница | 8.00-8.30 | 9.00-11.30 | 11.30-12.00 Согласование плана-работы на неделю | 8.30-9.00 |
Работа с детьми -15 часов.
Консультативная работа с родителями -2 часа.
Организационно-методическая работа- 3 часа.
Всего- 20 часов.
2.2. РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Дни недели | Время работы | Групповые занятия | Индивидуаль-ные занятия | Организационно-консультационная работа. | Всего часов в неделю |
Поне-дельник | 8.00-12.00 | 8.00-8.30 | 9.00-11.30 | 8.30-9.00, 11.30-12.00 | 4 |
Вторник | 14.00-18.00 | 14.30-18.00 | 14.00-14.30 | 4 | |
Среда | 8.00-12.00 | 8.00-8.30 | 9.00-11.30 | 8.30-9.00, 11.30-12.00 | 4 |
Четверг | 14.00-18.00 | 14.30-17.00 | 14.00-14.30, 17.00-18.00 | 4 | |
Пятница | 8.00-12.00 | 8.00-8.30 | 9.00-11.30 | 8.30-9.00, 11.30-12.00 | 4 |
Всего | 1,5 | 13,5 | 5 | 20 |
2.3. Перспективное планирование логопедической работы для
детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Обследование детей. (1 – 15 сентября )
1. Обследование состояния речи и неречевых психологических функций.
2. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
3. Анкетирование родителей и анализ анкет.
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Звукопроизношение.
1. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков.
2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Развитие навыков фонематического анализа.
1. Упражнять детей в выделении ударных гласных [а],[у],[о],[и] в начале, в середине и в конце слова (осень, мак, кино).
2. Познакомить детей с согласными звуками [м],[н]; научить выделять их в начале, в конце слова.
3. Дать представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
4. Упражнять детей в звуковом анализе обратных слогов: ам, ун.
Развитие общих речевых навыков.
1. Выработать четкие координированные движения органов речевого аппарата.
2. Научить детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
3. Работать над формированием диафрагмального дыхания.
4. Формировать мягкую атаку голоса. Вырабатывать у детей умение пользоваться тихим и громким голосом.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Работа над ритмом на невербальном материале.
2. Упражнения на развитие динамического праксиса рук.
3. Упражнения на развитие реципрокной координации рук.
4. Формирование таких пространственно-временных представлений, как:
начало, середина, конец; первый, последний.
- Работа над ритмом и ударением на материале гласных звуков.
Лексика.
Расширение и уточнение словаря по темам:
1. Детский сад.
2. Человек. Части тела.
3. Осень.
4. Овощи. Фрукты.
5 Ягоды.
6. Грибы.
7. Труд людей в природе.
8. Орудия труда.
9. Одежда. Обувь. Головные уборы.
Развитие грамматического строя речи.
1. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
2. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.
4. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя.
5.Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде (Катя пила. Дима пил).
6. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (родительный и винительный падеж).
7.Образовывание и использование в речи относительных прилагательных: шерстяной, шелковый, кожаный и т. Д.
8.Дать практическое представление о понятиях: слово, предложение; слова, обозначающие предмет и действия.
9.Слова, отвечающие на вопросы кто? И что?
Развитие связной речи.
1. Составление простых распространенных предложений.
2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам: «Осень», «Овощи. Фрукты», «Одежда»
4. Обучение детей пересказу небольших рассказов.
5. Обучение составлению загадок-описаний.
Развитие мелкой моторики.
1: Обводка и штриховка по трафаретам.
2: Составление фигур, узоров, букв из палочек и мозаики.
З. Пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением.
II период
(декабрь, январь, февраль)
Звукопроизношение.
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Развитие навыков фонематического анализа.
1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
2.Дать представление о звонкости-глухости согласных звуков.
3. Познакомить детей со звуками [п], [б], [т], [д], [в], [ф], [г], [к], [х].
4. Дифференциация изученных звонких и глухих согласных в изолированном положении, в слогах и словах.
5. Выделение изучаемых звуков в начале, в середине, в конце слова.
6. Упражнять детей в звуковом анализе обратных и прямых слогов: БА, ДО.
Развитие общих речевых навыков.
1. Продолжить работу по развитию физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи.
3. Развитие качеств голоса (силы, тембра).
Работа над слоговой структурой слова:
1 Продолжить работу над ритмом и ударением на материале гласных звуков, на уровне слогов (ТА-ТА-ТА ).
2.Работа над односложными и двусложными словами без стечения согласных.
Лексика.
Расширение и уточнение словаря по темам:
1. Перелетные птицы.
2. Зимующие птицы.
3. Зима. Зимние забавы.
4. Новый год. Праздник елки.
5. Домашние животные.
6. Домашние птицы.
7. Дикие животные.
8. Транспорт.
9. День Защитника Отечества.
10. Мужские профессии.
Развитие грамматического строя.
1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
2. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
3. Согласование числительных два и пять с существительными.
4. Образование притяжательных прилагательных по теме:
«Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам II периода обучения.
5. Образование глаголов движения с приставками.
6. Практическое употребление простых предлогов места (на, в, под, над) и движения (в, из, к, от, по).
7. Образование существительных по теме: «Дикие и домашние животные и их детеныши».
8. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (зима – зимний – зимовать).
9. Дать практическое представление о понятиях: Признак. Слова, обозначающие признаки предметов.
Развитие связной речи.
1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картикке, по демонстрации действия на заданную тему.
2. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы по схеме
3. Обучать составлению рассказа по серии картин.
III период
(март, апрель, май)
Звукопроизношение.
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Развитие навыков фонематического анализа.
1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках; о звонкости-глухости согласных.
2.Познакомить детей со звуками [c],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ] ; научить выделять эти звуки в начале, в середине, в конце слова.
3. Дифференциация на слух согласных с-з , ш-ж .
4. Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа кот ; составление схемы слова.
Развитие общих речевых навыков.
1 .Продолжить работу над речевым дыханием.
2.Продолжить работу над темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов.
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов.
Лексика.
Расширение и уточнение словаря по темам:
1. Мамин праздник.
2. Женские профессии.
3. Игрушки.
4. Семья.
5. Наш город.Адрес.
6. Мебель.
7. Посуда.
8. Продукты питания.
9. Весна. Растения луга и сада.
10. Насекомые.
11. Рыбы.
12. Труд людей весной.
Развитие грамматического строя.
1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
2. Согласование числительных два и пять с существительными.
3. Продолжить работу по обучению, образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных по темам III периода.
4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги.
5. Продолжать работу по согласованию прилагательных с существительными.
6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Развитие связной речи.
1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы по схеме (темы: «Весна», «Посуда», «Игрушки»).
2. Закрепление умения составлять рассказы по серии сюжетных картин.
3. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
2.4. Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2.5 Особенности организации образовательного процесса.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические групповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Основную нагрузку несёт групповая и индивидуальная логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Развитие речи (воспитатели)
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля над правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Приоритеты учителя-логопеда:
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- языковой анализ.
Приоритеты воспитателей:
- моторный праксис;
- психологическая база речи;
- обогащение и активизация словаря.
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти. Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
- Работа с родителями.
Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель - логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии “духа открытия”;
- удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;
- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.
2.7. Создание предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации Программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Логопедический инструментарий:
- шпатели логопедические;
- зонды логопедические, массажные ;
- вата, бинт, настенное зеркало для логопедических занятии 1 шт.
Дидактические пособия.
Пособия для обследования:
- интеллекта;
- речи;
- слуха.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов;
• по грамматическому строю;
• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
• по звукопроизношению;
• по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разн. цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок - слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
*пальчиковых гимнастик,
*логоритмических игр,
*дыхательных гимнастик.
Набор предметов и предметных картинок по разделу «Ознакомление с окружающим миром»: обувь, одежда, посуда, игрушки, домашние птицы, зимующие и перелетные птицы, домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера, овощи, фрукты, ягоды, деревья, кусты, цветы, насекомые, рыбы, продукты питания, профессии, транспорт, времена года, части тела человека, школа, мебель, дом и его части.
Дидактический материал по формированию связной речи: сюжетные картины, серии сюжетных картин, тематические картины.
Звуковая культура: картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики», наборное магнитное полотно, коробка с разрезными буквами, слогами.
Дидактический материал для развития мелкой моторики: пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами, шнуровки, деревянные пазлы, игры, головоломки, мозаика.
- Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда.
- Гербова, В. В. Учусь говорить. Пособие для детей [Текст] В. В. Гербова. Издательство Просвещение. 2002.
- Гуськова, А. А. Коррекция и развитие речи на материале стихов о природе. А. А. Гуськова. [Текст] Издательство Учитель. 2012.
- Ежова, М. А. Звуковой домик. Инновационная мастерская педагога. [Текст] М. А. Ежова, И. В. Гусаковская. Издательство Учитель. 2012.
- Епифанова, О. В Автоматизация и дифференциация звуков. [Текст] О. В. Епифанова Издательство Учитель. 2012.
- Коноваленко, В.В..Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. [Текст] В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко. М.: 1998.
- Коноваленко, В.В. Дидактический материал для логопедов по автоматизации звуков. [Текст] В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко Альбомы 1-4. Издательство «Гном». М.: 2015.
- Лапп, Е. А. Современный логопедический урок. [Текст] Е. А. Лапп, Н. Г. Фролова Издательство Учитель. 2012.
- Лапп, Е. А. Развитие произвольной памяти. [Текст] Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева. Издательство Учитель. 2012.
- Лылова, Л. С. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ. Индивидуальные и подгрупповые логопедического занятия с детьми дошкольного возраста. [Текст] М.: ТЦ Сфера, 2012
- Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. [Текст] Н. Ю. Костылева. М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. [Текст] Н. Г. Метельская. М.: ТЦ Сфера, 2014
- Микляева, Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. [Текст] Ю.В Микляева. М: Айрис-пресс, 2010.
- Рыжанкова, Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. [Текст] Е. Н. Рыжанкова . М.: ТЦ Сфера, 2011
- Токарева, С.И. Коррекция речевых нарушений у детей. Игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика. [Текст] С.И. Токарева. Издательство Учитель. 2014.
- Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...