Примерная адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи "От предложения к рассказу"
рабочая программа по логопедии по теме

Фирсанова Елена Юрьевна

В программе представлены направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей 5-6 лет.  Разработано тематическое планирование логопедических фронтальных занятий для детей с тяжелыми наршениями речи старшей группы  детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_adaptirovannaya_programma.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Западный административный округ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Школа №538 им. С.В. Гришина

Структурное подразделение – 4

Рабочая адаптированная программа

для детей с тяжелыми нарушениями речи

 «От предложения к рассказу»

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи III уровня

(возраст детей: 5–6 лет, срок реализации: 1 год)

Составитель: учитель-логопед

Фирсанова Е.Ю.

Москва, 2016

Содержание

Пояснительная записка                                                                3        

Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня                4        

Цели, задачи                                                                                7

Организация коррекционно-развивающей работы                                8

Целевые ориентиры                                                                        10

Содержание работы                                                                        11

Тематическое  планирование                                                         14

Планирование индивидуальной логопедической работы                        20

Методическое обеспечение программы                                                22

Конспекты  занятий                                                                        27

Список литературы                                                                        35

Пояснительная записка

        Актуальность. В последнее в  образование уделяется большое внимание организации коррекционно-развивающего процесса в условиях инклюзивного подхода и введения ФГОС в  дошкольное образование.  В связи с вышеизложенным, актуальным является разработка адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ, в том числе и для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи.  Число детей с ТНР не уменьшилось за последние годы, а в условия инклюзии требуют разработки программного материала для конкретных условий коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.    

          Нормативно-правовая база. Коррекционно-развивающая программа «От предложения к рассказу» составлена в соответствии с:

  1. Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ.
  2. Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
  3. Приказом МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) .
  5. Уставом государственного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 538 имени С.В. Гришина».

           Методологическая  база:  1) «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  (Филичева Т.Б, Чиркина Г.Во, Туманова Т.В.[34]);  2) Примерная адаптированная программа. С 3 до 7 лет. ФГОС (Нищева Н.В.)[25]; 3)  Примерная адаптированная основная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  (Лопатина Л.В.)[3q].

        Целесообразность. Программа «От предложения к рассказу» направлена на коррекцию речевых проблем у детей 5-6 лет в новых условиях организации педагогического и  коррекционно-развивающего процессов: 1) программа может быть реализована, как в компенсирующих, смешанных группах, так и в условиях инклюзии; 2) учитываются ФГОС коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовании.  

          Программа по преодолению заикания  предназначена для детей с общим недоразвитием речи  III уровня   5-ти -  6-ти  лет и рассчитана на один учебный год.    

       Коррекционно-развивающая работа построена на общепедагогических и коррекционно-развивающих принципах: системности, доступности, осознанности, опоры на интерес, комплексности; учета онтогенеза развития речи; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и др.    

        Эффективность логопедической работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий: а) систематичности проведения занятий; б) распределения коррекционных задач в порядке их возрастающей сложности;  в) чередовании разных видов деятельности на одном занятии; г) воспитания внимания к речи; д)  использования разнообразных педагогических приемов и методов работы; е) дозирования речевых, интеллектуальных и физических нагрузок; ж) осуществления индивидуального подхода; з) соблюдение охранительного режима.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня

        Общее недоразвитие речи впервые было выделено в результате проведения многочисленных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной [17] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина[46], Г.А. Каше, Л.Ф. [18],Спирова, Г.И. [46], Жаренкова [18] и др.) в 1950-1960 гг.  Структура речевых нарушений рассматривалась с позиций системного подхода. Были выделены виды нарушения речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

    «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».[1]

    Соотнесение психолого-педагогической и клинико-медицинской классификаций показывает, что общее недоразвитие речи может наблюдаться как при сложных формах речевых нарушений: алалия, афазия, так и при ринолалии, дизартрии, заикании.

     В 1969 г. Р.Е. Левиной [17] и сотрудниками НИИ  дефектологии были выделены три уровня общего недоразвития речи: I уровень - отсутствия речевых средств общения; II уровень – начатки общеупотребильной речи; III уровень -  развернутые  формы связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Позднее Филичевой Т.Б. был выделен IV уровень общего недоразвития речи, который характеризуется  нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

         Данная программа рассчитана на коррекцию общего недоразвития речи детей     III уровня  5-6 лет.

           У детей  с третьим уровнем общего недоразвития при наличии развернутой фразовой речи отмечаются элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

      Активный словарь ниже возрастной нормы. Дети чаще употребляют существительные и глаголы, значительно реже пользуются прилагательными, наречиями, и почти нет в речи причастий и деепричастий. Часто отмечается неточность употребления слов или замена слов («лиса оранжевая» - лиса рыжая, «тяй» - чайник, «катюля» - сковорода).

     Пассивный словарь может быть немного ниже  или соответствовать нижней границе возрастной нормы. Дети не знают сложные обобщающие понятия, редко употребляемые слова, части предметов.

    Дети пользуются простыми навыками словообразования и словоизменения, сложные грамматические конструкции почти не употребляют в речи. Отмечаются следующие ошибки употребления грамматических категорий:

1) согласования существительных с числительными («пять каландаса»  - пять карандашей);

2) согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже («синий мяти» - синие мячи);

3) образования множественного числа существительных женского, мужского и среднего рода («ухи» - уши, «гнезды» - гнезда);

4) образования относительных и притяжательных прилагательных («моковочный сок» - морковный сок, «хвост лисы» - лисий хвост).

5) употребления предложно-падежных конструкций («учка упава под шкаф» - ручка упала за шкаф. «учку дотали из шкафа» - ручку достали из-за шкафа).

    Отмечается недостаточное понимание сложных предложно-падежных конструкций, а также изменения значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, различения морфологических элементов.

     Со стороны фонетической стороны отмечаются искажения, смешения, пропуски и замены звуков. В основном, нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных (л, л’, р,  р’) звуков. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы («сяпля» - цапля, «масина» - машина, «бабоська» - бабочка). Отмечается нестойкое произношение  фонем, когда изолированно звук произносится верно, а в словах пропускается, искажается, или заменяется. При верном изолированном произнесении звуков, например [с] и [ш] в словах и предложениях дети их взаимозаменяют.

     Нарушения фонематического восприятия проявляется в неразличении слов-квазиомонимов, трудностях дифференциации звуков близких по акустическим и/ил артикуляционным признакам. Отмечается неготовность детей к языковому анализу и синтезу.

      Нарушения слоговой структуры слов наблюдаются при воспроизведении слов сложной слоговой  структуры или со стечением согласных. Повторяя слова за логопедом, ребенок допускает меньше ошибок в ритмическом рисунке и звуконаполняемости слова, нежели в самостоятельной речи. Больше ошибок отмечается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков, сокращения при стечении согласных в слове

       В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказывании текста и составлении рассказа по серии картинок отмечаются бедность лексико-грамматических средств, аграмматизмы, логические пропуски в тексте и пр.

     Понимание фразовой речи приближается к норме. Отмечаются трудности понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Цели, задачи

       Цель программы – преодоление речевых нарушений и формирование необходимой языковой компетентности необходимой для успешной социализации о обществе и освоении основной образовательной программы.  

          Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие фонетико-фонематической системы языка.
  5. Развитие просодической стороны речи.
  6.  Развитие планирующей функции речи.
  7. Развитие речевого внимания.
  8. Развитие внимания, памяти, мышления.

            Воспитательные задачи:

  1.  Воспитание  интереса к родному языку как средству общения и способу познания окружающего мира.
  2. Способствование формированию толерантности по отношению к детям с более тяжелыми нарушениями речи.
  3. Формирование адекватной самооценки.
  4. Формирование социальной активности.

     Здоровьесберегающие задачи:

  1. Соблюдение санитарно-эпидемиологические требований к учреждениям дополнительного образования детей.
  2. Равномерное распределение учебных нагрузок на отдельно взятом занятии и в течение учебного года.
  3. Чередование различных видов деятельности на каждом занятии.
  4. Создание благоприятного эмоционального фона на занятиях.

Организация коррекционно-развивающей работы

      Программа «От предложения к рассказу» состоит из трех периодов:

       I период. Подготовительный. На данном этапе формируется психологическая база речи, совершенствуется речевая моторика, что способствует исправлению речевого нарушения.

       II период. Основной. Проводится на основе сформированной психологической базе речи логопедическая работа по формированию и отработке новых речевых навыков и умений.

     III период. Закрепление полученных знаний и умений. Закрепляются, полученные навыки и умения в самостоятельной речи.  

       Основные требования к логопедическим занятиям:

  1. Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка.
  2. Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях  используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности  воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
  3. Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  4. На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи детей в разных условиях.
  5. Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок использовал самостоятельную речь.
  6. Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.
  7. На занятиях с детьми  с ОНР постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей и др.

     

          Организация логопедической работы. Логопедическая работа осуществляется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Рекомендуемое количество детей в группе – 6-8 детей.  

      Основные направления коррекционно-развивающей работы: 1) формирование лексико-грамматических средств и связной речи; 2) формирование правильного произношения и обучение элементам грамоты.

          Коррекция произносительной стороны речи осуществляется на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю.

        В феврале месяце на 2 недели вводится режим ограничения речи с целью предупреждения рецидивов заикания.

               Важным направлением в работе является диагностика речевого развития детей. Логопедическое обследование проводится три раза в год. В начале учебного года с целью определения уровня речевого развития и комплектования групп. В середине учебного года осуществляется  промежуточная логопедическая диагностика  с целью определения эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы и при необходимости внесения изменений в коррекционный процесс.  В конце учебного года проводится итоговая диагностика речи детей. Промежуточная и итоговая диагностика является способом проверки усвоения детьми программного материала.

        Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга, создание развивающей среды и т.п.

       Для ознакомления родителей с содержанием работы и осуществления преемственности используются следующие формы работы:

  1. Групповые родительские собрания.
  2. Подгрупповые и индивидуальные беседы-консультации.
  3. Открытые логопедические занятия для родителей.
  4. Памятки и брошюры, содержащие советы и рекомендации родителям по различным вопросам.

Целевые ориентиры

 По итогам освоения программы дети должны научиться:

  1. Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  2. Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  3. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  4. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  5. Владеть элементарными навыками пересказа.
  6. Владеть навыками диалогической речи.
  7. Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч..
  8. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.
  9. Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
  10. Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Содержание работы

     Логопедические с детьми ОНР III уровня речевого развития направлены на развитие всех компонентов языка и подготовке к обучению в школе.

             Основные задачи развития   лексико-грамматических средств языка и связной речи.

  1. Учить детей вслушиваться в обращенную речь.
  2. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
  3. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» «злой», «высокий» «низкий» и т. п.).
  4. Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
  5. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи спит, спят, спали, спала).
  6. Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
  7. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой моя», «мое».
  8. Учить навыкам словоизменения: единственное  множественного число существительных и глаголов, настоящее и прошедшее время глаголов, употребление падежных форм существительных; закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
  9.   Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы); образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.); наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- – -оньк-.
  10. Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
  11. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
  12. Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
  13. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
  14. Учить составлять разные типы предложений: простые распространенные из 5–7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).
  15.  Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  16. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
  17. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна.
  18. Формировать навык составления короткого рассказа. 

Основные задачи развития   формирования произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементам грамоты.

  1. Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].
  2. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.
  3. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
  4. Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
  5. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
  6. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
  7. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
  8. Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лаклик»).

Тематическое  планирование подгрупповых занятий

                                

№ занятия

Лек-сичес-кие темы

Разделы

Кол-во часов

Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи

Формирование правильного звукопроизношения, обучение элементарным навыкам письма и чтения

1, 2 неделя сентября диагностика

I  период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

3 неделя сентября

1.

Фрукты

Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными ед. числа.

1

2.

Звуки вокруг нас

1

3.

Звуки речи

1

4.

Образование относительных прилагательных.

1

4 неделя сентября

5.

Овощи

Образование мн. числа сущ. муж. и жен. рода.

1

6.

Звук [у]. Гласные звуки.

1

7.

Звук [у]. Буква У.

1

8.

Составление рассказа-описания по схеме.

1

1 неделя октября

9.

Сад-огород

Образование сущ. при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов –ичк, -ивк, -очк.

1

10.

Звук [а].

1

11.

Звук [а]. Буква А

1

12.

Составление рассказа-описания с опорой на схему. Предлоги В и НА.

1

2 неделя октября

13.

Деревья

Согласование сущ. муж. и жен. рода с числ. в роде и падеже. Предлоги НА, ПОД

1

14.

Звуки [а]-[у]

1

15.

Звуки [а]-[у]. Буквы А-У.

1

16.

Составление предложений по картинкам с противопоставительным союзом «а».

1

3 неделя октября

17.

Ягоды

Согласование сущ. ед. и мн. числа  жен. и муж. рода с глаголами.

1

18.

Звук [п]. Согласные звуки.

1

19.

Звук [п]. Буква П.

1

20.

Составление рассказа-описания по схеме.

1

4 неделя октября

21.

Грибы

Согласование сущ. муж. и жен. рода с числ. в роде и падеже.

1

22.

Звук [о]

1

23.

Звук [о]. Буква О

1

24.

Предлоги В, ИЗ.

1

1 неделя ноября

25.

Осень

Подбор прилагательных к существительным. Составление предложений с противопоставительным союзом «а».

1

26.

Слово

1

27.

Слово

1

28.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

2 неделя ноября

29.

Человек

Образование сложных слов.

1

30.

 

Звук [и].

1

31.

Звук [и]. Буква И

1

32.

Составление рассказа-описания по схеме. Предлоги

1

3 неделя ноября

33.

Игрушки

Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам.

1

34.

Звук [м].

1

35.

Звук [м]. Буква М

1

36.

оставление рассказа-описания по схеме. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА

1

4 неделя ноября

37.

Посуда

Образование существительных с помощью суффиксов, обозначающих предназначение предметов –иц, -н, -к. Предлоги НА и С (СО).

1

38.

Звук [н].

1

39.

Звук [н]. Буква Н.

1

40.

Составление рассказа-описания по схеме.

1

5 неделя ноября

41.

Продукты питания

Р.П. сущ. с предлогом ИЗ,

1

42.

Звук [т].

1

43.

Звук [т]. Буква Т

1

44.

Составление предложений по серии сюжетных картинок.

1

II  период (декабрь, январь, февраль, март)

1 неделя декабря

45.

Зима

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

1

46.

Звук [т’].  Мягкие согласные звуки.

1

47.

Звук [т’]. Буква Т

1

48.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

2 неделя декабря

49.

Зимующие птицы

Составление простых предложений по сюжетным картинкам.

1

50.

Звуки [т]-[т’]. Буква Т

1

51.

Звук [к].  Буква К

1

52.

Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

1

3 неделя декабря

53.

Новогодний праздник

Составление распространённых предложений по сюжетным картинкам.

1

54.

Звук [к’].  Буква К

1

55.

Звуки [к]-[к’]. Буква К

1

56.

Составление пересказа по серии сюжетных картинок.

1

4 неделя декабря

57.

Зимние забавы

Составление сложносочиненных предложений по сюжетным картинкам.

1

58.

Звук [б].  Буква Б

1

59.

Звук [б’]. Буква Б.

1

60.

Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

1

2 неделя января

61.

Одежда

Согласование сущ. муж. и жен. рода с числительными.

1

62.

Звуки [б]-[б’]. Буква Б

1

63.

Звуки [п]-[б]. Буквы П-Б

64.

Составление рассказа-описания  по схеме.

3 неделя января

65.

Обувь

Р.П. существительных мн. числа.

1

66.

Звуки [п’]-[б’]. Буквы П-Б

1

67.

Звуки [к]-[т]. Буквы К-Т

1

68.

Составление  рассказа-описания по схеме.

1

4 неделя января

69.

Головные уборы

Р.П. множественного числа существительных..

1

70.

Звуки [к’]-[т’]. Буквы К-Т

1

71.

Звук [э]. Буква Э.

1

72.

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД.

1

1 неделя февраля

73.

Дикие животные и их детеныши

Образование названий детенышей диких животных.

1

74.

Звуки [г]-[г‘]. Буква Г.

1

75.

Звуки [к]-[г]. Буквы К-Г

1

76.

Пересказ по серии сюжетных картинок.

1

2 неделя февраля

77.

Домашние  животные и их детеныши

Образование притяжательных прилагательных.

1

78.

Предложение

1

79.

Предложение

1

80.

Т.П. имени сущ. с предлогом С.

1

3 неделя февраля

81.

День защитника Отечества.

Образования названий военных профессий.

1

82.

Звук [ы]. Буква Ы

1

83.

Звук [с]. Буква С.

1

84.

Пересказ по серии сюжетных картинок

1

4 неделя февраля

85.

День защитника Отечества. Мой город Моя Москва.  

Образование относительных прилагательных.

1

86.

Звук [с’]. Буква С.

1

1 неделя марта

87.

Весна 

Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

88.

Звуки [с]-[с‘]. Буква С.

1

89.

Звук [ш].

1

90.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

2 неделя марта

91.

8 марта

Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

1

92.

Звук [ш]. Буква Ш.

1

93.

Звуки [с]-[ш].

1

94.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

3 неделя марта

95.

Перелетные птицы

Образование сложных слов.

1

96.

Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш.

1

97.

Звуки [х],[х‘]. Буква Х.

1

98.

Предлоги  В, ИЗ, НАД.

1

4 неделя марта

99.

Домашние птицы.

Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

1

100.

Звуки [х]-[х‘]. Буква Х.

1

101.

Звуки [в],[в‘].

1

102.

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок.

1

5 неделя марта

103.

Мебель

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА.

1

104.

Звуки [в]-[в‘]. Буква В

1

105.

Звук  з]. Буква З. Предложение.

1

106.

Составление пересказа по серии сюжетных картинок.

1

III период (апрель, май)

1 неделя апреля

107.

Транспорт

Образование сложных слов.

1

108.

Звук [з‘]. Буква З.

1

109.

Звуки [з]-[з‘]. Буква З.

1

110.

Префиксальное словообразование. Предлог ПО.

1

2 неделя апреля

111.

Профессии. День космонавтики

Образование названий профессий от глаголов.

1

112.

Звуки [с]-[з]. Буквы С-З

1

113.

Звуки [с’]-[з’]. Буквы С-З

1

114.

Р.П. им. сущ. с предлогом БЕЗ.

1

3 неделя апреля

115.

Инструменты

П.П. с предлогом НА.

1

116.

Звук [ж].

1

117.

Звук [ж]. Буква Ж.

1

118.

Составление пересказа по серии сюжетных картинок.

1

4 неделя апреля

119.

Зоопарк

Образование существительных с помощью увеличивающих суффиксов.

1

120.

Звуки [з]-[ж].

1

121.

Звуки [з]-[ж]. Буквы З-Ж

1

122.

Составление рассказа-описания по схеме.

1

1 неделя мая

123.

9 мая. Цветы

Образование мн. числа им. существительного.

1

124.

Звуки [д]-[д’].

1

125.

Образование слов с помощью приставок.

2 неделя мая

126.

Насекомые

Образование глаголов с помощью приставок.

1

127.

Звуки [д]-[д’]. Буква Д

1

3 неделя мая

128.

Рыбы

Префиксальное словообразование.

1

129.

Звуки [т]-[д]. Буквы Т-Д.

1

130.

Звуки [т’]-[д’]. Буквы Т-Д.

1

131.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

4 неделя мая

132.

Школьные принадлежности

Предлоги ОКОЛО, МЕЖДУ.

1

133.

Звуки [ф]-[ф’]. Буква Ф

1

134.

Звуки [ф]-[в]. Буквы Ф-В

1

135.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

5 неделя мая

136.

Лето

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

137.

Звуки [ф’]-[в’]. Буквы Ф-В

1

           Коррекция произносительной стороны речи проводиться на индивидуальных занятиях.  Планирование таких занятий осуществляется на 1  занятия вперед, чтобы было возможно вовремя внести исправления.  Форма планирования индивидуальных занятий  по коррекции звукопроизношения представлена ниже.

Планирование индивидуальной логопедической работы

Ребенок (ФИО)__________________________________________

по направлению работы (например, коррекция  

звукопроизношения)_______________________________________        

учитель-логопед_________________________________________        

Основные задачи коррекционной работы:

  1. Учить…………………………………………
  2. Развивать……………………………………..
  3. Формировать ………………………………..
  4. Воспитывать …………………………………    

№ занятия

  Тема

             Дата

           Примечания

1.

2.

3.

4.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Подготовка органов артикуляционного аппарата к постанове звуков.

Постановка звука [р].

Автоматизация звука [р] в слогах

14.09.10.

21.09.10.

28.09.10.

04.10.10.

В примечании указывается причина длительных пропусков или изменения темы занятия

В конце логопедической работы по программе дети должны научиться:

  1.  Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  2. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  3. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  4. Владеть элементарными навыками пересказа.
  5. Владеть навыками диалогической речи.
  6. Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных.
  7. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Правильно употреблять падежные формы, простые и сложные предлоги. ;
  8. Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов в пределах программы.

Методическое обеспечение программы:

  1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  2. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.
  4. Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников.-РОСМЭН, 2014.
  5. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.
  6. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект. 2-е издание . - 2014 г.
  7. Вариативная примерная адаптированнаяосновная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева – СПб.: Детство – Пресс, 2015.
  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.
  2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий. – М.: Издательство Гном и Д, 2009 г.
  4. Гомзяк О.С.  Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: «Гном», 2016.

  5. Гомзяк О.С.  Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: «Гном», 2016.
  6. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  7. Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985 г.
  9. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие . – М.: Эксмо, 2008.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1990г.
  11. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
  12. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе.
  13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.
  14. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существитель-ных. – СПб.: КАРО, 2006.
  15. Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков  Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  16. Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков  Р, Рь у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  17. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  18. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 2 для закрепления произношения свистящих звуков С’, З’ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей . – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  19. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.– М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  20. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.– М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  21. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 5 для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей  – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  22. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 6 для закрепления произношения звука Л’ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  23. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 7 для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей .– М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  24. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 8 для закрепления произношения звука Р* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.– М.: Издательство ГНОМ, 2012
  25. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  26. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт. – сост. Сб. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014.
  27. Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
  28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция недоразвития речи у дошкольников.  -  Санкт-Петербург: «Союз», 1999г.
  29. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопеда. – М.: Просвещение, 1973 г.
  30. Настольные игры: лото, домино по изучаемым лексическим темам.
  31. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  32. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
  33. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
  34. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит…- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  35. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.
  36. Опорные схемы для описания предметов и объектов.
  37. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  38. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  39. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной_ - Санкт-Петербург, 2014.
  40. Программно-диагностичес-кий комплекс. Мониторинг речевого разви-тия детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
  41. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фигуры, схемы для определения места звука в слове, лего-конструктор, магниты, прищепки разных цветов  и т.п.)        
  42. Раздаточный материал для развития мелкой моторики (прищепки, колечки, шарики су-джок, шнурочки и др.)
  43. Разрезной алфавит, магнитная азбука.
  44. РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004.
  45. Ребусы.
  46. Саморокова О. П. Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  47. Саморокова О. П. Щипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  48. Саморокова О. П. Сонорные звуки Л, Ль, Р, Рь: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  49. Слоговые таблицы.
  50. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. – М.: «Гном», 2015.

  51. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: «Гном», 2015.

  52. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3. – М.: «Гном», 2015.

  53. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4. – М.: «Гном», 2015.

  54. Теремкова Н.Э.  Практический тренажер по развитию. Выпуск 1. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.

  55. Теремкова Н.Э.  Практический тренажер по развитию. Выпуск 2. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.

  56. Теремкова Н.Э.  Практический тренажер по развитию. Выпуск 3. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.

  57. Теремкова Н.Э.  Практический тренажер по развитию. Выпуск 4. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.

  58. Теремкова Н.Э.  Я учусь пересказывать. Часть 1. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.

  59. Теремкова Н.Э.  Я учусь пересказывать. Часть 2. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.

  60. Теремкова Н.Э.  Я учусь пересказывать. Часть 3. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.

  61. Теремкова Н.Э.  Я учусь пересказывать. Часть 4. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.

  62. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения / Ил. Т. Ляхович. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
  63. Тренажеры для развития речевого дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов, трубочки и т.д.).
  64. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  65. Филичева Т.Б. , Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: «Дрофа», 2009.
  66. CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации.

.

Конспекты  занятий

Занятие №1

Лексическая тема: «Фрукты».

Тема: Согласование существительных с прилагательными ед. числа мужского и женского рода.

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными ед. числа мужского и женского рода.

Коррекционно-обучающие:

1. Познакомить с обобщающим понятием «Овощи».

3. Обогащать и активизировать словарь по теме.

4. Закреплять умение  согласовывать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.

6. Учить  согласовывать прилагательные в роде с существительными.

Коррекционно-развивающие:

1. Учить различать множественное число имени существительного на слух.

2.  Развивать речевое внимание.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Закреплять умение отгадывать загадки.

5. Учить соотносить предметы с эталонами формы и цвета.

6. Учить отгадывать предметы по их описанию.

Воспитательные:

1. Учить внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Учить толерантному отношению к сверстникам.

Оборудование: демонстрационные и раздаточные картинки с изображением фруктов, символы цвета и формы, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.  Отгадывание загадок.

Круглое, румяное                        Я румяную матрешку

С дерева достану я,                        От подруг не оторву.

На тарелку положу:                        Подожду, пока матрешка

«Кушай, мамочка», - скажу.        Упадет сама в траву.

                        (Яблоко.)                        (Груша.)

В  шкуре желтой,                Родилась она зеленой

Кислый он,                        На цветущей белой кроне.

Называется …                 А потом росла, краснела.

        (лимон.)                Как созрела – посинела.

                                                (Слива.)

В шкуре золотистой,

Сладкий и душистый.        (Апельсин).

2. Введение в тему. Рассматривание картинок изображением фруктов. Знакомство с обобщающим понятием «Фрукты». Детям рассказывается, где растут фрукты, как их выращивают и собирают.

3. Упражнение «Слушай внимательно». Логопед называет фрукт или несколько фруктов. Дети должны показать их на картинке.

-Покажите яблоко. Покажите яблоки.

4. Упражнение «Один – много».

-Паша и Маша помогали бабушке собирать фрукты. Давайте, посмотрим, что они собрали. У Паши яблоко, а у Маши яблоки и т.д.

Логопед  четко произносит окончания слов. Дети проговаривают слова вслед за логопедом.

5. Упражнение «Сравнение».

-Паша и Маша заметили, что овощи бывают разной формы и цвета. Давайте, посмотрим, какие они по форме.

Выставляются картинки с изображением геометрических фигур.

-Яблоко по форме похоже на … (круг). Значит, она какое? – Яблоко круглое и т.д.

Далее фрукты сравниваются по цвету.

5. Игра «Жадина».

6. Упражнение «Из чего – какой?»

7. Физкультминутка.

        Апельсин

Мы делили апельсин                         (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,                                (Показывают 10 пальцев)

А он один.                                (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.                        (Загибают большой палец на левой руку.)

Эта долька – для стрижа.                (Загибают указательный палец.)

Эта долька – для утят.                        (Загибают средний палец.)

Эта долька – для котят.                (Загибают безымянный палец.)

Эта долька – для бобра.                (Загибают мизинец.)

А для волка – кожура.                        (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас – Беда!!!                (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Разбегайтесь-                                («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

8. Упражнение «Из чего – какой?». Карточки с изображением фруктов лежат на полу                . Пока логопед стучит в бубен дети бегают. Как только  логопед перестает стучать, дети останавливаются и поднимают карточки. Дети должны назвать цвет и форму фрукта. Пример: «Это красное круглое яблоко».

9.  Игра «Угадай по описанию».

10.  Подведение итогов.

-Назовите фрукты, которые вы знаете.

-Где растут фрукты?

Занятие №2

 Лексическая тема:  «Овощи».

Тема: Образование мн. числа сущ. муж. и жен. рода.

Цель: Учить образовывать мн. число сущ. муж. и жен. рода.

Задачи

Коррекционно-обучающие:

1. Закрепить обобщающее понятие «Фрукты».

2. Познакомить с обобщающим понятием «Овощи».

3. Обогащать и активизировать словарь по теме.

4. Закреплять умение  согласовывать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.

5. Учить образовывать множественное число имени существительного мужского и женского рода.

6. Закреплять умение согласовывать прилагательные в роде с существительными.

Коррекционно-развивающие:

1. Учить различать множественное число имени существительного на слух.

2.  Развивать речевое внимание.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Закреплять умение отгадывать загадки.

5. Учить соотносить предметы с эталонами формы и цвета.

Воспитательные:

1. Учить внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Учить толерантному отношению к сверстникам.

Оборудование: предметные и сюжетные по теме,  пособие «парные картинки»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Сядет тот, кто назовет любой фрукт.

2. Введение в тему.  Упражнение «Подскажи словечко».

Пушистый и зеленый хвост                        Сорвала я стручок,

На грядках горделиво рос.                        Надавила на бочок.

Ухватился Ваня ловко:                                Он раскрылся. Ах! Ох!

-Вылезай на свет…                                Покатился…

                (морковка).                                (горох).

Круглолица, белолица,                        Он из тыквенной родни,

Любит вдоволь пить водицы.                        На боку лежит все дни,

У нее листочки с хрустом,                        Как зеленый чурбачок

А зовут ее...                                        Под названьем …

                (капуста).                                        (кабачок).

А на это грядке                                Верите – не верите,

Разыгрались в прятки                                Мы родом из Америки.

Зеленые хитрецы,                                В сказке мы синьоры,

Молодые …                                        На грядке ….

                (огурцы).                                        (помидоры).

3. Рассматривание картинок с изображением овощей. Знакомство с обобщающим понятием «Овощи». Детям рассказывается, где растут овощи, как их выращивают и собирают.

4. Упражнение «Слушай внимательно». Логопед называет овощ или несколько овощей. Дети должны показать их на картинке.

-Покажите помидор. Покажите помидоры.

5. Упражнение «Жадина».

Чей помидор? – Мой помидор. ( и т.д.).

6. Упражнение «Один – много».  Игра с мячом.

Логопед  четко произносит окончания слов. Дети проговаривают слова вслед за логопедом.

7. Упражнение «Сравнение».

-Овощи бывают разной формы и цвета. Давайте, посмотрим, какие они по форме.

Выставляются картинки с изображением геометрических фигур.

-Капуста по форме похожа на … (круг). Значит, она какая? – Капуста круглая и т.д.

Далее овощи сравниваются по цвету.

8. Физкультминутка.

        Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку  солим – солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

9. Закрепление пройденного материала. Детям раздаются картинки с изображением овощей. Логопед спрашивает: «Чей помидор?» (Мой помидор.)

10. Игра «Посчитай –ка»

Один помидор – много помидоров.

Слова: луковица, кочан капусты, картофелина, огурец, свёкла, редиска, репа, горошина.

11. Подведение итогов.

-Назовите овощи, которые вы знаете.

-Где растут овощи?

Занятие №3.

Тема: Гласные звуки.  Звук [у].

Цель: Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Познакомить детей со звуком [у].

Задачи

Коррекционно-обучающие:

1. Закрепить понятий «гласный звук», «согласный звук».

2. Закреплять символы, обозначающие «гласный звук», «согласный звук».

3. Познакомить со звуком [у].

4. Познакомить с характеристикой звука [у].

5. Учить выделять звук [у] из серии звуков, слов.

6. Учить определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

1. Закреплять умение различать неречевые звуки.

2.  Развивать речевое внимание.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Учить внимательно слушать речь педагога и других детей.

Оборудование: символы гласных и согласных звуков, картинки с изображением овощей.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети садятся на стульчики.

2. Повторение пройденного материала. Дети вспоминают, что бывают звуки окружающего мира и звуки речи.

3.  Игра «Угадай, что звучало». Дети должны по звуку узнать, какой предмет издавал звук.

4. Введение в теме.  Логопед напоминает о том, что есть звуки речи.  Вводятся понятия «гласный звук», «согласный звук». Знакомство с символами гласного и согласного звуков. Упражнение на различение гласных и согласных звуков.

5. Выделение заданного звука из цепочки звуков.

6. Повторение цепочки гласных звуков.

7. Игра «Найди картинку». Логопед произносит слова правильно и искажая их. Дети должны показать соответствующую картинку при правильном произнесении слова.

8.  Упражнение «Слушай, повторяй».  Знакомство с ритмической схемой.

9. Физкультминутка.

Чики-чики-чики-чок                        (Сжимать и разжимать кулаки.)

Помидоры, кабачок,                (На каждое название овоща загибать по одному пальцу,

Лук, картофель, патиссон,                начиная с большого на обеих руках.)

Выходи из круга вон.                        (Разжать кулаки.)

10. Знакомство с звуком [у]. Детям показывается картинка, на которой изображен волк.

-Как волк воет?

-У-у-у-у

11. Знакомство с артикуляцией звука [у]. Работа с зеркалами.

12. Характеристика звука [у].

13. Выделение звуков среди других звуков.

14. Определение наличия звука [у] в словах. Логопед показывает карточки,  а выбирают только те, в которых есть звук[у].  Слова: улитка, усы, утка, ноги, нос, астры, уши, лифт, мак.

15. Определение места звука в словах.

16.  Подведение итогов.

-С каким звуком  вы сегодня познакомились?

-Какой звук [у] гласный или согласный?

-Назовите слова, в которых есть звук [у].

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей.  – М., 2010.
  2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Каисса, 2008.
  3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М., 2009.
  4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М, 1998.
  5. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент, 1989.
  6. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
  7. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2009.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  9. Гриншпун Б.М. Дислалия. – М., 1989.
  10. Диагностика нарушений речи у детей  и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  11. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., переработ. – М., 1996.
  12. Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  13. Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ
  14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  15. Конвенция о правах ребенка.
  16. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М., 2009.
  17. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
  18. Логопедия: Учеб. пособие для студ. дефектол. факул. пед. ВУЗов. – М.: ВЛАДОC, 1998.
  19. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
  20. Лопухина И. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.
  21. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  22. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт. – сост. Л.Н.Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005.
  23. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  24. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  25. Н.В. Нищева Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО–  http://www.firo.ru, 2015.
  26. Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС – центров (Письмо Минобразования России от 6 апреля 2001г. №29/1495-6).
  27. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000г. №1).
  28. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду,  не имеющем в своей структуре  специализированных групп (Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000г).
  29. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
  30. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
  31. Приказом МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  32. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. -  http://www.firo.ru, 2014.
  33. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК про. Л.Б. Баряевой, 2009.
  34. Программы дошкольный образовательных учреждений  компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи / Автор-составитель Г.В. Чиркина. – М., «Просвещение», 2010.
  35. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем / В кн.: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной, - М., 1968.
  36. Рекомендации по организации  логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении  VIII вида (Письмо Минобразования России от 20 июня 2002г. № 29,2194-6).
  37. СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения  (Утверждено главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 1 апреля 2003г. Дата введения: 20 июня 2003г.) Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М.
  38. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. – М., 2005.
  39. Спирова Л.В. , Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.
  40. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998г. №867 с изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002г. № 919).
  41. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г №9 288 с изменениями от 10 марта 2000г., 23 декабря 2002г.).
  42. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
  43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 1989.
  44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.-М.: МГЗПИ, 1991.
  45. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. – М., 1997.
  46. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью/ Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ /Под редакцией проф. Л. С. Волковой// В пяти книгах. Книга V. – М.: ВЛАДОС, 2003
  47. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М., 1996.
  48. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Просвещение, 2000.


[1] Логопедия/Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. –М. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Программа направлена на обеспечение комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифициров...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характери...

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет

Представлена примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) 4-5 лет....