Примерная адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи "От предложения к рассказу"
рабочая программа по логопедии по теме
В программе представлены направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей 5-6 лет. Разработано тематическое планирование логопедических фронтальных занятий для детей с тяжелыми наршениями речи старшей группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_adaptirovannaya_programma.docx | 69.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Западный административный округ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Школа №538 им. С.В. Гришина
Структурное подразделение – 4
Рабочая адаптированная программа
для детей с тяжелыми нарушениями речи
«От предложения к рассказу»
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи III уровня
(возраст детей: 5–6 лет, срок реализации: 1 год)
Составитель: учитель-логопед
Фирсанова Е.Ю.
Москва, 2016
Содержание
Пояснительная записка 3
Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 4
Цели, задачи 7
Организация коррекционно-развивающей работы 8
Целевые ориентиры 10
Содержание работы 11
Тематическое планирование 14
Планирование индивидуальной логопедической работы 20
Методическое обеспечение программы 22
Конспекты занятий 27
Список литературы 35
Пояснительная записка
Актуальность. В последнее в образование уделяется большое внимание организации коррекционно-развивающего процесса в условиях инклюзивного подхода и введения ФГОС в дошкольное образование. В связи с вышеизложенным, актуальным является разработка адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ, в том числе и для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи. Число детей с ТНР не уменьшилось за последние годы, а в условия инклюзии требуют разработки программного материала для конкретных условий коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.
Нормативно-правовая база. Коррекционно-развивающая программа «От предложения к рассказу» составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ.
- Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
- Приказом МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) .
- Уставом государственного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 538 имени С.В. Гришина».
Методологическая база: 1) «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Филичева Т.Б, Чиркина Г.Во, Туманова Т.В.[34]); 2) Примерная адаптированная программа. С 3 до 7 лет. ФГОС (Нищева Н.В.)[25]; 3) Примерная адаптированная основная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Лопатина Л.В.)[3q].
Целесообразность. Программа «От предложения к рассказу» направлена на коррекцию речевых проблем у детей 5-6 лет в новых условиях организации педагогического и коррекционно-развивающего процессов: 1) программа может быть реализована, как в компенсирующих, смешанных группах, так и в условиях инклюзии; 2) учитываются ФГОС коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовании.
Программа по преодолению заикания предназначена для детей с общим недоразвитием речи III уровня 5-ти - 6-ти лет и рассчитана на один учебный год.
Коррекционно-развивающая работа построена на общепедагогических и коррекционно-развивающих принципах: системности, доступности, осознанности, опоры на интерес, комплексности; учета онтогенеза развития речи; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и др.
Эффективность логопедической работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий: а) систематичности проведения занятий; б) распределения коррекционных задач в порядке их возрастающей сложности; в) чередовании разных видов деятельности на одном занятии; г) воспитания внимания к речи; д) использования разнообразных педагогических приемов и методов работы; е) дозирования речевых, интеллектуальных и физических нагрузок; ж) осуществления индивидуального подхода; з) соблюдение охранительного режима.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитие речи впервые было выделено в результате проведения многочисленных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной [17] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина[46], Г.А. Каше, Л.Ф. [18],Спирова, Г.И. [46], Жаренкова [18] и др.) в 1950-1960 гг. Структура речевых нарушений рассматривалась с позиций системного подхода. Были выделены виды нарушения речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
«Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».[1]
Соотнесение психолого-педагогической и клинико-медицинской классификаций показывает, что общее недоразвитие речи может наблюдаться как при сложных формах речевых нарушений: алалия, афазия, так и при ринолалии, дизартрии, заикании.
В 1969 г. Р.Е. Левиной [17] и сотрудниками НИИ дефектологии были выделены три уровня общего недоразвития речи: I уровень - отсутствия речевых средств общения; II уровень – начатки общеупотребильной речи; III уровень - развернутые формы связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Позднее Филичевой Т.Б. был выделен IV уровень общего недоразвития речи, который характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Данная программа рассчитана на коррекцию общего недоразвития речи детей III уровня 5-6 лет.
У детей с третьим уровнем общего недоразвития при наличии развернутой фразовой речи отмечаются элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Активный словарь ниже возрастной нормы. Дети чаще употребляют существительные и глаголы, значительно реже пользуются прилагательными, наречиями, и почти нет в речи причастий и деепричастий. Часто отмечается неточность употребления слов или замена слов («лиса оранжевая» - лиса рыжая, «тяй» - чайник, «катюля» - сковорода).
Пассивный словарь может быть немного ниже или соответствовать нижней границе возрастной нормы. Дети не знают сложные обобщающие понятия, редко употребляемые слова, части предметов.
Дети пользуются простыми навыками словообразования и словоизменения, сложные грамматические конструкции почти не употребляют в речи. Отмечаются следующие ошибки употребления грамматических категорий:
1) согласования существительных с числительными («пять каландаса» - пять карандашей);
2) согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже («синий мяти» - синие мячи);
3) образования множественного числа существительных женского, мужского и среднего рода («ухи» - уши, «гнезды» - гнезда);
4) образования относительных и притяжательных прилагательных («моковочный сок» - морковный сок, «хвост лисы» - лисий хвост).
5) употребления предложно-падежных конструкций («учка упава под шкаф» - ручка упала за шкаф. «учку дотали из шкафа» - ручку достали из-за шкафа).
Отмечается недостаточное понимание сложных предложно-падежных конструкций, а также изменения значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, различения морфологических элементов.
Со стороны фонетической стороны отмечаются искажения, смешения, пропуски и замены звуков. В основном, нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных (л, л’, р, р’) звуков. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы («сяпля» - цапля, «масина» - машина, «бабоська» - бабочка). Отмечается нестойкое произношение фонем, когда изолированно звук произносится верно, а в словах пропускается, искажается, или заменяется. При верном изолированном произнесении звуков, например [с] и [ш] в словах и предложениях дети их взаимозаменяют.
Нарушения фонематического восприятия проявляется в неразличении слов-квазиомонимов, трудностях дифференциации звуков близких по акустическим и/ил артикуляционным признакам. Отмечается неготовность детей к языковому анализу и синтезу.
Нарушения слоговой структуры слов наблюдаются при воспроизведении слов сложной слоговой структуры или со стечением согласных. Повторяя слова за логопедом, ребенок допускает меньше ошибок в ритмическом рисунке и звуконаполняемости слова, нежели в самостоятельной речи. Больше ошибок отмечается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков, сокращения при стечении согласных в слове
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказывании текста и составлении рассказа по серии картинок отмечаются бедность лексико-грамматических средств, аграмматизмы, логические пропуски в тексте и пр.
Понимание фразовой речи приближается к норме. Отмечаются трудности понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Цели, задачи
Цель программы – преодоление речевых нарушений и формирование необходимой языковой компетентности необходимой для успешной социализации о обществе и освоении основной образовательной программы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Обогащение и активизация словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка.
- Развитие просодической стороны речи.
- Развитие планирующей функции речи.
- Развитие речевого внимания.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные задачи:
- Воспитание интереса к родному языку как средству общения и способу познания окружающего мира.
- Способствование формированию толерантности по отношению к детям с более тяжелыми нарушениями речи.
- Формирование адекватной самооценки.
- Формирование социальной активности.
Здоровьесберегающие задачи:
- Соблюдение санитарно-эпидемиологические требований к учреждениям дополнительного образования детей.
- Равномерное распределение учебных нагрузок на отдельно взятом занятии и в течение учебного года.
- Чередование различных видов деятельности на каждом занятии.
- Создание благоприятного эмоционального фона на занятиях.
Организация коррекционно-развивающей работы
Программа «От предложения к рассказу» состоит из трех периодов:
I период. Подготовительный. На данном этапе формируется психологическая база речи, совершенствуется речевая моторика, что способствует исправлению речевого нарушения.
II период. Основной. Проводится на основе сформированной психологической базе речи логопедическая работа по формированию и отработке новых речевых навыков и умений.
III период. Закрепление полученных знаний и умений. Закрепляются, полученные навыки и умения в самостоятельной речи.
Основные требования к логопедическим занятиям:
- Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка.
- Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
- Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи детей в разных условиях.
- Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок использовал самостоятельную речь.
- Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.
- На занятиях с детьми с ОНР постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей и др.
Организация логопедической работы. Логопедическая работа осуществляется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Рекомендуемое количество детей в группе – 6-8 детей.
Основные направления коррекционно-развивающей работы: 1) формирование лексико-грамматических средств и связной речи; 2) формирование правильного произношения и обучение элементам грамоты.
Коррекция произносительной стороны речи осуществляется на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю.
В феврале месяце на 2 недели вводится режим ограничения речи с целью предупреждения рецидивов заикания.
Важным направлением в работе является диагностика речевого развития детей. Логопедическое обследование проводится три раза в год. В начале учебного года с целью определения уровня речевого развития и комплектования групп. В середине учебного года осуществляется промежуточная логопедическая диагностика с целью определения эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы и при необходимости внесения изменений в коррекционный процесс. В конце учебного года проводится итоговая диагностика речи детей. Промежуточная и итоговая диагностика является способом проверки усвоения детьми программного материала.
Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга, создание развивающей среды и т.п.
Для ознакомления родителей с содержанием работы и осуществления преемственности используются следующие формы работы:
- Групповые родительские собрания.
- Подгрупповые и индивидуальные беседы-консультации.
- Открытые логопедические занятия для родителей.
- Памятки и брошюры, содержащие советы и рекомендации родителям по различным вопросам.
Целевые ориентиры
По итогам освоения программы дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеть элементарными навыками пересказа.
- Владеть навыками диалогической речи.
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч..
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
Содержание работы
Логопедические с детьми ОНР III уровня речевого развития направлены на развитие всех компонентов языка и подготовке к обучению в школе.
Основные задачи развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
- Учить детей вслушиваться в обращенную речь.
- Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
- Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» – «злой», «высокий» – «низкий» и т. п.).
- Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
- Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят, спали, спала).
- Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
- Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой – моя», «мое».
- Учить навыкам словоизменения: единственное множественного число существительных и глаголов, настоящее и прошедшее время глаголов, употребление падежных форм существительных; закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
- Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы); образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.); наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- – -оньк-.
- Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
- Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
- Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
- Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
- Учить составлять разные типы предложений: простые распространенные из 5–7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).
- Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
- Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна.
- Формировать навык составления короткого рассказа.
Основные задачи развития формирования произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементам грамоты.
- Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].
- Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.
- Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
- Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
- Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
- Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
- Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
- Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак– лик»).
Тематическое планирование подгрупповых занятий
№ занятия | Лек-сичес-кие темы | Разделы | Кол-во часов | |||
Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи | Формирование правильного звукопроизношения, обучение элементарным навыкам письма и чтения | |||||
1, 2 неделя сентября диагностика | ||||||
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | ||||||
3 неделя сентября | ||||||
1. | Фрукты | Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными ед. числа. | 1 | |||
2. | Звуки вокруг нас | 1 | ||||
3. | Звуки речи | 1 | ||||
4. | Образование относительных прилагательных. | 1 | ||||
4 неделя сентября | ||||||
5. | Овощи | Образование мн. числа сущ. муж. и жен. рода. | 1 | |||
6. | Звук [у]. Гласные звуки. | 1 | ||||
7. | Звук [у]. Буква У. | 1 | ||||
8. | Составление рассказа-описания по схеме. | 1 | ||||
1 неделя октября | ||||||
9. | Сад-огород | Образование сущ. при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов –ичк, -ивк, -очк. | 1 | |||
10. | Звук [а]. | 1 | ||||
11. | Звук [а]. Буква А | 1 | ||||
12. | Составление рассказа-описания с опорой на схему. Предлоги В и НА. | 1 | ||||
2 неделя октября | ||||||
13. | Деревья | Согласование сущ. муж. и жен. рода с числ. в роде и падеже. Предлоги НА, ПОД | 1 | |||
14. | Звуки [а]-[у] | 1 | ||||
15. | Звуки [а]-[у]. Буквы А-У. | 1 | ||||
16. | Составление предложений по картинкам с противопоставительным союзом «а». | 1 | ||||
3 неделя октября | ||||||
17. | Ягоды | Согласование сущ. ед. и мн. числа жен. и муж. рода с глаголами. | 1 | |||
18. | Звук [п]. Согласные звуки. | 1 | ||||
19. | Звук [п]. Буква П. | 1 | ||||
20. | Составление рассказа-описания по схеме. | 1 | ||||
4 неделя октября | ||||||
21. | Грибы | Согласование сущ. муж. и жен. рода с числ. в роде и падеже. | 1 | |||
22. | Звук [о] | 1 | ||||
23. | Звук [о]. Буква О | 1 | ||||
24. | Предлоги В, ИЗ. | 1 | ||||
1 неделя ноября | ||||||
25. | Осень | Подбор прилагательных к существительным. Составление предложений с противопоставительным союзом «а». | 1 | |||
26. | Слово | 1 | ||||
27. | Слово | 1 | ||||
28. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | ||||
2 неделя ноября | ||||||
29. | Человек | Образование сложных слов. | 1 | |||
30. |
| Звук [и]. | 1 | |||
31. | Звук [и]. Буква И | 1 | ||||
32. | Составление рассказа-описания по схеме. Предлоги | 1 | ||||
3 неделя ноября | ||||||
33. | Игрушки | Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам. | 1 | |||
34. | Звук [м]. | 1 | ||||
35. | Звук [м]. Буква М | 1 | ||||
36. | оставление рассказа-описания по схеме. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | 1 | ||||
4 неделя ноября | ||||||
37. | Посуда | Образование существительных с помощью суффиксов, обозначающих предназначение предметов –иц, -н, -к. Предлоги НА и С (СО). | 1 | |||
38. | Звук [н]. | 1 | ||||
39. | Звук [н]. Буква Н. | 1 | ||||
40. | Составление рассказа-описания по схеме. | 1 | ||||
5 неделя ноября | ||||||
41. | Продукты питания | Р.П. сущ. с предлогом ИЗ, | 1 | |||
42. | Звук [т]. | 1 | ||||
43. | Звук [т]. Буква Т | 1 | ||||
44. | Составление предложений по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
II период (декабрь, январь, февраль, март) | ||||||
1 неделя декабря | ||||||
45. | Зима | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | 1 | |||
46. | Звук [т’]. Мягкие согласные звуки. | 1 | ||||
47. | Звук [т’]. Буква Т | 1 | ||||
48. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | ||||
2 неделя декабря | ||||||
49. | Зимующие птицы | Составление простых предложений по сюжетным картинкам. | 1 | |||
50. | Звуки [т]-[т’]. Буква Т | 1 | ||||
51. | Звук [к]. Буква К | 1 | ||||
52. | Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | 1 | ||||
3 неделя декабря | ||||||
53. | Новогодний праздник | Составление распространённых предложений по сюжетным картинкам. | 1 | |||
54. | Звук [к’]. Буква К | 1 | ||||
55. | Звуки [к]-[к’]. Буква К | 1 | ||||
56. | Составление пересказа по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
4 неделя декабря | ||||||
57. | Зимние забавы | Составление сложносочиненных предложений по сюжетным картинкам. | 1 | |||
58. | Звук [б]. Буква Б | 1 | ||||
59. | Звук [б’]. Буква Б. | 1 | ||||
60. | Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | 1 | ||||
2 неделя января | ||||||
61. | Одежда | Согласование сущ. муж. и жен. рода с числительными. | 1 | |||
62. | Звуки [б]-[б’]. Буква Б | 1 | ||||
63. | Звуки [п]-[б]. Буквы П-Б | |||||
64. | Составление рассказа-описания по схеме. | |||||
3 неделя января | ||||||
65. | Обувь | Р.П. существительных мн. числа. | 1 | |||
66. | Звуки [п’]-[б’]. Буквы П-Б | 1 | ||||
67. | Звуки [к]-[т]. Буквы К-Т | 1 | ||||
68. | Составление рассказа-описания по схеме. | 1 | ||||
4 неделя января | ||||||
69. | Головные уборы | Р.П. множественного числа существительных.. | 1 | |||
70. | Звуки [к’]-[т’]. Буквы К-Т | 1 | ||||
71. | Звук [э]. Буква Э. | 1 | ||||
72. | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД. | 1 | ||||
1 неделя февраля | ||||||
73. | Дикие животные и их детеныши | Образование названий детенышей диких животных. | 1 | |||
74. | Звуки [г]-[г‘]. Буква Г. | 1 | ||||
75. | Звуки [к]-[г]. Буквы К-Г | 1 | ||||
76. | Пересказ по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
2 неделя февраля | ||||||
77. | Домашние животные и их детеныши | Образование притяжательных прилагательных. | 1 | |||
78. | Предложение | 1 | ||||
79. | Предложение | 1 | ||||
80. | Т.П. имени сущ. с предлогом С. | 1 | ||||
3 неделя февраля | ||||||
81. | День защитника Отечества. | Образования названий военных профессий. | 1 | |||
82. | Звук [ы]. Буква Ы | 1 | ||||
83. | Звук [с]. Буква С. | 1 | ||||
84. | Пересказ по серии сюжетных картинок | 1 | ||||
4 неделя февраля | ||||||
85. | День защитника Отечества. Мой город Моя Москва. | Образование относительных прилагательных. | 1 | |||
86. | Звук [с’]. Буква С. | 1 | ||||
1 неделя марта | ||||||
87. | Весна | Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | |||
88. | Звуки [с]-[с‘]. Буква С. | 1 | ||||
89. | Звук [ш]. | 1 | ||||
90. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
2 неделя марта | ||||||
91. | 8 марта | Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. | 1 | |||
92. | Звук [ш]. Буква Ш. | 1 | ||||
93. | Звуки [с]-[ш]. | 1 | ||||
94. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | ||||
3 неделя марта | ||||||
95. | Перелетные птицы | Образование сложных слов. | 1 | |||
96. | Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш. | 1 | ||||
97. | Звуки [х],[х‘]. Буква Х. | 1 | ||||
98. | Предлоги В, ИЗ, НАД. | 1 | ||||
4 неделя марта | ||||||
99. | Домашние птицы. | Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | 1 | |||
100. | Звуки [х]-[х‘]. Буква Х. | 1 | ||||
101. | Звуки [в],[в‘]. | 1 | ||||
102. | Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
5 неделя марта | ||||||
103. | Мебель | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА. | 1 | |||
104. | Звуки [в]-[в‘]. Буква В | 1 | ||||
105. | Звук з]. Буква З. Предложение. | 1 | ||||
106. | Составление пересказа по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
III период (апрель, май) | ||||||
1 неделя апреля | ||||||
107. | Транспорт | Образование сложных слов. | 1 | |||
108. | Звук [з‘]. Буква З. | 1 | ||||
109. | Звуки [з]-[з‘]. Буква З. | 1 | ||||
110. | Префиксальное словообразование. Предлог ПО. | 1 | ||||
2 неделя апреля | ||||||
111. | Профессии. День космонавтики | Образование названий профессий от глаголов. | 1 | |||
112. | Звуки [с]-[з]. Буквы С-З | 1 | ||||
113. | Звуки [с’]-[з’]. Буквы С-З | 1 | ||||
114. | Р.П. им. сущ. с предлогом БЕЗ. | 1 | ||||
3 неделя апреля | ||||||
115. | Инструменты | П.П. с предлогом НА. | 1 | |||
116. | Звук [ж]. | 1 | ||||
117. | Звук [ж]. Буква Ж. | 1 | ||||
118. | Составление пересказа по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
4 неделя апреля | ||||||
119. | Зоопарк | Образование существительных с помощью увеличивающих суффиксов. | 1 | |||
120. | Звуки [з]-[ж]. | 1 | ||||
121. | Звуки [з]-[ж]. Буквы З-Ж | 1 | ||||
122. | Составление рассказа-описания по схеме. | 1 | ||||
1 неделя мая | ||||||
123. | 9 мая. Цветы | Образование мн. числа им. существительного. | 1 | |||
124. | Звуки [д]-[д’]. | 1 | ||||
125. | Образование слов с помощью приставок. | |||||
2 неделя мая | ||||||
126. | Насекомые | Образование глаголов с помощью приставок. | 1 | |||
127. | Звуки [д]-[д’]. Буква Д | 1 | ||||
3 неделя мая | ||||||
128. | Рыбы | Префиксальное словообразование. | 1 | |||
129. | Звуки [т]-[д]. Буквы Т-Д. | 1 | ||||
130. | Звуки [т’]-[д’]. Буквы Т-Д. | 1 | ||||
131. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
4 неделя мая | ||||||
132. | Школьные принадлежности | Предлоги ОКОЛО, МЕЖДУ. | 1 | |||
133. | Звуки [ф]-[ф’]. Буква Ф | 1 | ||||
134. | Звуки [ф]-[в]. Буквы Ф-В | 1 | ||||
135. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | ||||
5 неделя мая | ||||||
136. | Лето | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | |||
137. | Звуки [ф’]-[в’]. Буквы Ф-В | 1 |
Коррекция произносительной стороны речи проводиться на индивидуальных занятиях. Планирование таких занятий осуществляется на 1 занятия вперед, чтобы было возможно вовремя внести исправления. Форма планирования индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения представлена ниже.
Планирование индивидуальной логопедической работы
Ребенок (ФИО)__________________________________________
по направлению работы (например, коррекция
звукопроизношения)_______________________________________
учитель-логопед_________________________________________
Основные задачи коррекционной работы:
- Учить…………………………………………
- Развивать……………………………………..
- Формировать ………………………………..
- Воспитывать …………………………………
№ занятия | Тема | Дата | Примечания |
1. 2. 3. 4. | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Подготовка органов артикуляционного аппарата к постанове звуков. Постановка звука [р]. Автоматизация звука [р] в слогах | 14.09.10. 21.09.10. 28.09.10. 04.10.10. | В примечании указывается причина длительных пропусков или изменения темы занятия |
В конце логопедической работы по программе дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеть элементарными навыками пересказа.
- Владеть навыками диалогической речи.
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных.
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Правильно употреблять падежные формы, простые и сложные предлоги. ;
- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов в пределах программы.
Методическое обеспечение программы:
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.
- Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников.-РОСМЭН, 2014.
- Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.
- Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект. 2-е издание . - 2014 г.
- Вариативная примерная адаптированнаяосновная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева – СПб.: Детство – Пресс, 2015.
- Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий. – М.: Издательство Гном и Д, 2009 г.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: «Гном», 2016.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: «Гном», 2016.
- Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1987.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985 г.
- Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие . – М.: Эксмо, 2008.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1990г.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
- Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.
- Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существитель-ных. – СПб.: КАРО, 2006.
- Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Коноваленко В. В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 2 для закрепления произношения свистящих звуков С’, З’ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей . – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.– М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.– М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 5 для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 6 для закрепления произношения звука Л’ у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 7 для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей .– М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь № 8 для закрепления произношения звука Р* у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.– М.: Издательство ГНОМ, 2012
- Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт. – сост. Сб. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014.
- Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция недоразвития речи у дошкольников. - Санкт-Петербург: «Союз», 1999г.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопеда. – М.: Просвещение, 1973 г.
- Настольные игры: лото, домино по изучаемым лексическим темам.
- Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
- Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
- Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит…- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.
- Опорные схемы для описания предметов и объектов.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
- Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной_ - Санкт-Петербург, 2014.
- Программно-диагностичес-кий комплекс. Мониторинг речевого разви-тия детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фигуры, схемы для определения места звука в слове, лего-конструктор, магниты, прищепки разных цветов и т.п.)
- Раздаточный материал для развития мелкой моторики (прищепки, колечки, шарики су-джок, шнурочки и др.)
- Разрезной алфавит, магнитная азбука.
- РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004.
- Ребусы.
- Саморокова О. П. Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
- Саморокова О. П. Щипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Саморокова О. П. Сонорные звуки Л, Ль, Р, Рь: называем и различаем. Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями / О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
- Слоговые таблицы.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. – М.: «Гном», 2015.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: «Гном», 2015.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3. – М.: «Гном», 2015.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4. – М.: «Гном», 2015.
Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию. Выпуск 1. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.
Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию. Выпуск 2. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.
Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию. Выпуск 3. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.
Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию. Выпуск 4. ФГОС ДО. – М.: «Стрекоза», 2016.
Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 1. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.
Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 2. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.
Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 3. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.
Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 4. ФГОС. – М.: «Детство-пресс», 2016.
- Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения / Ил. Т. Ляхович. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
- Тренажеры для развития речевого дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов, трубочки и т.д.).
- Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Филичева Т.Б. , Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: «Дрофа», 2009.
- CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации.
.
Конспекты занятий
Занятие №1
Лексическая тема: «Фрукты».
Тема: Согласование существительных с прилагательными ед. числа мужского и женского рода.
Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными ед. числа мужского и женского рода.
Коррекционно-обучающие:
1. Познакомить с обобщающим понятием «Овощи».
3. Обогащать и активизировать словарь по теме.
4. Закреплять умение согласовывать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.
6. Учить согласовывать прилагательные в роде с существительными.
Коррекционно-развивающие:
1. Учить различать множественное число имени существительного на слух.
2. Развивать речевое внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Закреплять умение отгадывать загадки.
5. Учить соотносить предметы с эталонами формы и цвета.
6. Учить отгадывать предметы по их описанию.
Воспитательные:
1. Учить внимательно слушать речь педагога и других детей.
2. Учить толерантному отношению к сверстникам.
Оборудование: демонстрационные и раздаточные картинки с изображением фруктов, символы цвета и формы, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. Отгадывание загадок.
Круглое, румяное Я румяную матрешку
С дерева достану я, От подруг не оторву.
На тарелку положу: Подожду, пока матрешка
«Кушай, мамочка», - скажу. Упадет сама в траву.
(Яблоко.) (Груша.)
В шкуре желтой, Родилась она зеленой
Кислый он, На цветущей белой кроне.
Называется … А потом росла, краснела.
(лимон.) Как созрела – посинела.
(Слива.)
В шкуре золотистой,
Сладкий и душистый. (Апельсин).
2. Введение в тему. Рассматривание картинок изображением фруктов. Знакомство с обобщающим понятием «Фрукты». Детям рассказывается, где растут фрукты, как их выращивают и собирают.
3. Упражнение «Слушай внимательно». Логопед называет фрукт или несколько фруктов. Дети должны показать их на картинке.
-Покажите яблоко. Покажите яблоки.
4. Упражнение «Один – много».
-Паша и Маша помогали бабушке собирать фрукты. Давайте, посмотрим, что они собрали. У Паши яблоко, а у Маши яблоки и т.д.
Логопед четко произносит окончания слов. Дети проговаривают слова вслед за логопедом.
5. Упражнение «Сравнение».
-Паша и Маша заметили, что овощи бывают разной формы и цвета. Давайте, посмотрим, какие они по форме.
Выставляются картинки с изображением геометрических фигур.
-Яблоко по форме похоже на … (круг). Значит, она какое? – Яблоко круглое и т.д.
Далее фрукты сравниваются по цвету.
5. Игра «Жадина».
6. Упражнение «Из чего – какой?»
7. Физкультминутка.
Апельсин
Мы делили апельсин (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (Показывают 10 пальцев)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Загибают большой палец на левой руку.)
Эта долька – для стрижа. (Загибают указательный палец.)
Эта долька – для утят. (Загибают средний палец.)
Эта долька – для котят. (Загибают безымянный палец.)
Эта долька – для бобра. (Загибают мизинец.)
А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – Беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Разбегайтесь- («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
8. Упражнение «Из чего – какой?». Карточки с изображением фруктов лежат на полу . Пока логопед стучит в бубен дети бегают. Как только логопед перестает стучать, дети останавливаются и поднимают карточки. Дети должны назвать цвет и форму фрукта. Пример: «Это красное круглое яблоко».
9. Игра «Угадай по описанию».
10. Подведение итогов.
-Назовите фрукты, которые вы знаете.
-Где растут фрукты?
Занятие №2
Лексическая тема: «Овощи».
Тема: Образование мн. числа сущ. муж. и жен. рода.
Цель: Учить образовывать мн. число сущ. муж. и жен. рода.
Задачи
Коррекционно-обучающие:
1. Закрепить обобщающее понятие «Фрукты».
2. Познакомить с обобщающим понятием «Овощи».
3. Обогащать и активизировать словарь по теме.
4. Закреплять умение согласовывать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.
5. Учить образовывать множественное число имени существительного мужского и женского рода.
6. Закреплять умение согласовывать прилагательные в роде с существительными.
Коррекционно-развивающие:
1. Учить различать множественное число имени существительного на слух.
2. Развивать речевое внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Закреплять умение отгадывать загадки.
5. Учить соотносить предметы с эталонами формы и цвета.
Воспитательные:
1. Учить внимательно слушать речь педагога и других детей.
2. Учить толерантному отношению к сверстникам.
Оборудование: предметные и сюжетные по теме, пособие «парные картинки»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Сядет тот, кто назовет любой фрукт.
2. Введение в тему. Упражнение «Подскажи словечко».
Пушистый и зеленый хвост Сорвала я стручок,
На грядках горделиво рос. Надавила на бочок.
Ухватился Ваня ловко: Он раскрылся. Ах! Ох!
-Вылезай на свет… Покатился…
(морковка). (горох).
Круглолица, белолица, Он из тыквенной родни,
Любит вдоволь пить водицы. На боку лежит все дни,
У нее листочки с хрустом, Как зеленый чурбачок
А зовут ее... Под названьем …
(капуста). (кабачок).
А на это грядке Верите – не верите,
Разыгрались в прятки Мы родом из Америки.
Зеленые хитрецы, В сказке мы синьоры,
Молодые … На грядке ….
(огурцы). (помидоры).
3. Рассматривание картинок с изображением овощей. Знакомство с обобщающим понятием «Овощи». Детям рассказывается, где растут овощи, как их выращивают и собирают.
4. Упражнение «Слушай внимательно». Логопед называет овощ или несколько овощей. Дети должны показать их на картинке.
-Покажите помидор. Покажите помидоры.
5. Упражнение «Жадина».
Чей помидор? – Мой помидор. ( и т.д.).
6. Упражнение «Один – много». Игра с мячом.
Логопед четко произносит окончания слов. Дети проговаривают слова вслед за логопедом.
7. Упражнение «Сравнение».
-Овощи бывают разной формы и цвета. Давайте, посмотрим, какие они по форме.
Выставляются картинки с изображением геометрических фигур.
-Капуста по форме похожа на … (круг). Значит, она какая? – Капуста круглая и т.д.
Далее овощи сравниваются по цвету.
8. Физкультминутка.
Капустка
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим – солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмём-жмём.
9. Закрепление пройденного материала. Детям раздаются картинки с изображением овощей. Логопед спрашивает: «Чей помидор?» (Мой помидор.)
10. Игра «Посчитай –ка»
Один помидор – много помидоров.
Слова: луковица, кочан капусты, картофелина, огурец, свёкла, редиска, репа, горошина.
11. Подведение итогов.
-Назовите овощи, которые вы знаете.
-Где растут овощи?
Занятие №3.
Тема: Гласные звуки. Звук [у].
Цель: Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Познакомить детей со звуком [у].
Задачи
Коррекционно-обучающие:
1. Закрепить понятий «гласный звук», «согласный звук».
2. Закреплять символы, обозначающие «гласный звук», «согласный звук».
3. Познакомить со звуком [у].
4. Познакомить с характеристикой звука [у].
5. Учить выделять звук [у] из серии звуков, слов.
6. Учить определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
1. Закреплять умение различать неречевые звуки.
2. Развивать речевое внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Учить внимательно слушать речь педагога и других детей.
Оборудование: символы гласных и согласных звуков, картинки с изображением овощей.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети садятся на стульчики.
2. Повторение пройденного материала. Дети вспоминают, что бывают звуки окружающего мира и звуки речи.
3. Игра «Угадай, что звучало». Дети должны по звуку узнать, какой предмет издавал звук.
4. Введение в теме. Логопед напоминает о том, что есть звуки речи. Вводятся понятия «гласный звук», «согласный звук». Знакомство с символами гласного и согласного звуков. Упражнение на различение гласных и согласных звуков.
5. Выделение заданного звука из цепочки звуков.
6. Повторение цепочки гласных звуков.
7. Игра «Найди картинку». Логопед произносит слова правильно и искажая их. Дети должны показать соответствующую картинку при правильном произнесении слова.
8. Упражнение «Слушай, повторяй». Знакомство с ритмической схемой.
9. Физкультминутка.
Чики-чики-чики-чок (Сжимать и разжимать кулаки.)
Помидоры, кабачок, (На каждое название овоща загибать по одному пальцу,
Лук, картофель, патиссон, начиная с большого на обеих руках.)
Выходи из круга вон. (Разжать кулаки.)
10. Знакомство с звуком [у]. Детям показывается картинка, на которой изображен волк.
-Как волк воет?
-У-у-у-у
11. Знакомство с артикуляцией звука [у]. Работа с зеркалами.
12. Характеристика звука [у].
13. Выделение звуков среди других звуков.
14. Определение наличия звука [у] в словах. Логопед показывает карточки, а выбирают только те, в которых есть звук[у]. Слова: улитка, усы, утка, ноги, нос, астры, уши, лифт, мак.
15. Определение места звука в словах.
16. Подведение итогов.
-С каким звуком вы сегодня познакомились?
-Какой звук [у] гласный или согласный?
-Назовите слова, в которых есть звук [у].
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М., 2010.
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Каисса, 2008.
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М., 2009.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М, 1998.
- Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент, 1989.
- Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2009.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
- Гриншпун Б.М. Дислалия. – М., 1989.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., переработ. – М., 1996.
- Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- Конвенция о правах ребенка.
- Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М., 2009.
- Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
- Логопедия: Учеб. пособие для студ. дефектол. факул. пед. ВУЗов. – М.: ВЛАДОC, 1998.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
- Лопухина И. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт. – сост. Л.Н.Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005.
- Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Н.В. Нищева Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО– http://www.firo.ru, 2015.
- Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС – центров (Письмо Минобразования России от 6 апреля 2001г. №29/1495-6).
- Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000г. №1).
- Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000г).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
- Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
- Приказом МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. - http://www.firo.ru, 2014.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК про. Л.Б. Баряевой, 2009.
- Программы дошкольный образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Г.В. Чиркина. – М., «Просвещение», 2010.
- Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем / В кн.: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной, - М., 1968.
- Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (Письмо Минобразования России от 20 июня 2002г. № 29,2194-6).
- СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения (Утверждено главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 1 апреля 2003г. Дата введения: 20 июня 2003г.) Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М.
- Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. – М., 2005.
- Спирова Л.В. , Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998г. №867 с изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002г. № 919).
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г №9 288 с изменениями от 10 марта 2000г., 23 декабря 2002г.).
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.-М.: МГЗПИ, 1991.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. – М., 1997.
- Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью/ Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ /Под редакцией проф. Л. С. Волковой// В пяти книгах. Книга V. – М.: ВЛАДОС, 2003
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М., 1996.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Просвещение, 2000.
[1] Логопедия/Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. –М. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Программа направлена на обеспечение комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифициров...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характери...
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет
Представлена примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) 4-5 лет....