Как то раннею весной.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Курносова Светлана Михайловна

Обобщение представлений о ранней весне и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна» (весна, потепление, таяние, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница; весенний, первый, нежный, хрупкий, золотистый, голубой, лиловый, липкий, душистый, ароматный; таять, капать, пахнуть, оттаивать, распускаться). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи (подбор признаков и действий к весне), умения работать с деформированной фразой.  Совершенствование навыка звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_vesna.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка»»

Подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Как-то раннею весной»

Учитель-логопед: С.М. Курносова

Воспитатель: Л.П. Лавриненко

Интеграция образовательных областей. Познание, коммуникация, социализация, здоровье.

Виды детской деятельности. Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна» (весна, потепление, таяние, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница; весенний, первый, нежный, хрупкий, золотистый, голубой, лиловый, липкий, душистый, ароматный; таять, капать, пахнуть, оттаивать, распускаться). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи (подбор признаков и действий к весне), умения работать с деформированной фразой.  Совершенствование навыка звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация.

Образовательные цели. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Закрепление названий плоскостных геометрических фигур. Формирование навыков решения примеров в пределах десяти на сложение и вычитание; сравнение чисел. Формирование умения измерять отрезок с помощью условной мерки.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.

Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к природе.

Методы. Игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы. Показ способов действия, моделирование, художественное слово, сюрпризный момент.

Педагогические технологии. Элементы ТРИЗ, социоигровые подходы, личностно-ориентированная,  здоровьесберегающая.

Оборудование. Мольберт, мяч, елка, дерево, 2 пенька, «болото», муравейник.

Материал. Картина «Ранняя весна», 1-сюжетные картинки с признаками весны, конверт с карточками, индивидуальные карточки-схемы, «Аквариум», карточки с примерами, набор геометрических фигур для коллажа «Весна», шнуры, картонные мерки.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе.  Рассматривание картины И. Грабаря «Март». Разучивание стихов о весне Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дрозд-дроздок», подвижного упражнения «Весна, весна красная!», подвижной игры «Ранняя весна».

Самостоятельная деятельность детей:  рисунки для выставки  «Красавица весна!».

Ход занятия

  1. Организационный момент.  Логопед. (Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия.) 

Рассматривание конверта с подписью (схемой слова весна). Расшифровка схемы-подписи на конверте. Чтение предложений с картинками по карточкам парами.

Греет  (солнце), тает  (снег). 

На ветвях набухли  (почки). 

Возвращаются из теплых краёв  (птицы). 

С крыш капают  (капели). 

По дорогам бегут  (ручьи). 

Дети пускают  (кораблики). 

     

  1. Игра «Подбери признаки и действия» в кругу с мячом. Логопед. (Совершенствование грамматического строя речи: подбор признаков и действий к весне).

     Весна (какая?): дружная, ранняя, поздняя, веселая, звонкая, красивая, теплая,   цветущая, долгожданная.

    Весна (что делает?): наступает, приходит, борется (с зимой), побеждает, радует,  цветет, благоухает, звенит, поет.  

  1. Упражнение «Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!».  Логопед. (Совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.) 

     Дети вписывают буквы в индивидуальные карточки со схемами названий месяцев.

  1. Игра «Раз – два – три».  Логопед. (Закрепление названий и последовательности весенних месяцев.) Дети сидят за столами.  

«Раз» - поднимают карточку-схему первого месяца весны и называют его;

«Два» - второго месяца весны и называют его;

«Три» - третьего месяца весны и называют его.

  1. Игра «Аквариум». Логопед. (Совершенствование навыка составления и чтения слов.) Дети делятся на три компании по названиям весенних месяцев. Задания:

а) составить  по «Аквариуму»  слова;

б) расшифровать, как называли раньше в народе  март;

в) объяснить, почему так говорили.

1-я компания – (9, 10, 14,16, 2,16,18) зимобор; 

2-я компания – (17,18,16,20,1,13,28,15,10,12) протальник; 

3-я компания – (12,1,17,6,13,18,15,10,12) капельник. 

  1. Вход Лесовичка. Воспитатель. (Развитие речевого слуха, координации речи с движением.) 

– Слышу я, как вы говорите о весне. А хотите оказаться вместе со мной на весенней лесной опушке? Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагиваем через пни.

– Вышли мы на лесную опушку. И увидели больших черных птиц – грачей. Они первые прилетают к нам весной из теплых краев.

  1. Подвижная игра «Ранняя весна». Воспитатель. (Развитие координации речи с движением, общих речевых навыков.)

Как-то раннею весной                 Дети стоят в кругу.

На опушке, на лесной

Появилась стая птиц:                  Дети бегут на цыпочках, чуть подняв

Не скворцы и не синицы,           согнутые в локтях руки.

А большущие грачи

Цвета черного как ночь.              Приседают.

Разбежались по опушке,              Бегут в разные стороны.     

Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок!            Наклоняются вперед, вниз.       

Крак-крак-крак!                           

  1. Коллективная работа над коллажом «Весна». Воспитатель.  (Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Закрепление названий плоскостных геометрических фигур.)

 Выкладывание весеннего сюжета из геометрических фигур на плоскости двумя компаниями.

 

  1. Решение примеров  (двумя компаниями). Воспитатель.

(Формирование навыков решения примеров в пределах десяти на сложение и вычитание; сравнение чисел.)

     1-я компания         5+2=      6-3=      8-2=      7+3=      2+2=      9-1=                    

2-я компания         5+3=      6-2=      5-3=      8-2=       7+2=      4+3=

  1.  Задание «Измерь тропинку». Воспитатель.

(Упражнение в измерении длины отрезка с помощью условной мерки.)

По количеству условных мерок дети определяют самый короткий путь к муравейнику.

  1.  Игра «Рассыпанные предложения». Логопед, воспитатель.

(Совершенствование грамматического строя речи, умения работать с деформированной фразой. Развитие общих речевых навыков.)  

Лесовичок: - Мы с вами по лесу долго ходили, а теперь подойдите к елочке. Здесь подарок для вас я припас, чтобы вы запомнили наше путешествие. Дарю вам картину, но она не простая. Чтобы получить ее, нужно выполнить задание. Пока я с вами ходил,  очень устал и все слова в моей голове перепутались. Поможете мне составить из «перепутанных» слов правильные и красивые предложения и картина ваша.

Логопед предлагает Лесовичку присесть на пенек вместе с детьми и послушать, как они составляют предложения. Дети составляют предложения из данных слов, логопед выставляет 1-сюжетные картины к каждому  составленному предложению.

Весна, наступать, ранняя                               - Наступила ранняя весна. 

Светить, ярко, солнышко, весеннее            - Ярко светит весеннее солнышко.

Пригорки, проталины, появляться, на   - На пригорках появились проталины.

Подснежники, проталины, вырастать, на   - На проталинах выросли    

                                                                                  подснежники.

Горы, ручейки, с, бежать, весёлые               - С гор бегут  веселые ручейки.

Почки, набухать, деревья, на                        - На деревьях набухли почки. 

Тёплые края, грачи, прилетать, из              - Из теплых краев прилетели грачи.

 

Повторение правильных предложений с опорой на 1-сюжетные картинки.

Логопед: - Ребята, что же у нас получилось?     (Получился рассказ о весне.)

– Как назовем наш рассказ? Название должно быть коротким (1-2 слова).

 

  1.  Окончание занятия.  Логопед.  (Оценка работы детей.)

Лесовичок: - Мне так понравился ваш рассказ, и все путешествие по весеннему лесу, что я с удовольствием оставляю вам на память картину «Ранняя весна». Рассматривайте ее, находите признаки ранней весны и ждите наступления середины весны. Еще я угощаю вас сосульками, но  не ледяными, а съедобными.

 Логопед: - Ребята, а вам понравилось путешествие?

– Какое задание было интереснее всего выполнять?

– Какое задание вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.

Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...

Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"

Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....

Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....