Как то раннею весной.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Обобщение представлений о ранней весне и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна» (весна, потепление, таяние, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница; весенний, первый, нежный, хрупкий, золотистый, голубой, лиловый, липкий, душистый, ароматный; таять, капать, пахнуть, оттаивать, распускаться). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи (подбор признаков и действий к весне), умения работать с деформированной фразой. Совершенствование навыка звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_vesna.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка»»
Подготовительная группа
компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Как-то раннею весной»
Учитель-логопед: С.М. Курносова
Воспитатель: Л.П. Лавриненко
Интеграция образовательных областей. Познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Виды детской деятельности. Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна» (весна, потепление, таяние, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница; весенний, первый, нежный, хрупкий, золотистый, голубой, лиловый, липкий, душистый, ароматный; таять, капать, пахнуть, оттаивать, распускаться). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи (подбор признаков и действий к весне), умения работать с деформированной фразой. Совершенствование навыка звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация.
Образовательные цели. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Закрепление названий плоскостных геометрических фигур. Формирование навыков решения примеров в пределах десяти на сложение и вычитание; сравнение чисел. Формирование умения измерять отрезок с помощью условной мерки.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к природе.
Методы. Игровой, словесный, практический, наглядный.
Приемы. Показ способов действия, моделирование, художественное слово, сюрпризный момент.
Педагогические технологии. Элементы ТРИЗ, социоигровые подходы, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Оборудование. Мольберт, мяч, елка, дерево, 2 пенька, «болото», муравейник.
Материал. Картина «Ранняя весна», 1-сюжетные картинки с признаками весны, конверт с карточками, индивидуальные карточки-схемы, «Аквариум», карточки с примерами, набор геометрических фигур для коллажа «Весна», шнуры, картонные мерки.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Рассматривание картины И. Грабаря «Март». Разучивание стихов о весне Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дрозд-дроздок», подвижного упражнения «Весна, весна красная!», подвижной игры «Ранняя весна».
Самостоятельная деятельность детей: рисунки для выставки «Красавица весна!».
Ход занятия
- Организационный момент. Логопед. (Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия.)
Рассматривание конверта с подписью (схемой слова весна). Расшифровка схемы-подписи на конверте. Чтение предложений с картинками по карточкам парами.
Греет (солнце), тает (снег).
На ветвях набухли (почки).
Возвращаются из теплых краёв (птицы).
С крыш капают (капели).
По дорогам бегут (ручьи).
Дети пускают (кораблики).
- Игра «Подбери признаки и действия» в кругу с мячом. Логопед. (Совершенствование грамматического строя речи: подбор признаков и действий к весне).
Весна (какая?): дружная, ранняя, поздняя, веселая, звонкая, красивая, теплая, цветущая, долгожданная.
Весна (что делает?): наступает, приходит, борется (с зимой), побеждает, радует, цветет, благоухает, звенит, поет.
- Упражнение «Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!». Логопед. (Совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.)
Дети вписывают буквы в индивидуальные карточки со схемами названий месяцев.
- Игра «Раз – два – три». Логопед. (Закрепление названий и последовательности весенних месяцев.) Дети сидят за столами.
«Раз» - поднимают карточку-схему первого месяца весны и называют его;
«Два» - второго месяца весны и называют его;
«Три» - третьего месяца весны и называют его.
- Игра «Аквариум». Логопед. (Совершенствование навыка составления и чтения слов.) Дети делятся на три компании по названиям весенних месяцев. Задания:
а) составить по «Аквариуму» слова;
б) расшифровать, как называли раньше в народе март;
в) объяснить, почему так говорили.
1-я компания – (9, 10, 14,16, 2,16,18) зимобор;
2-я компания – (17,18,16,20,1,13,28,15,10,12) протальник;
3-я компания – (12,1,17,6,13,18,15,10,12) капельник.
- Вход Лесовичка. Воспитатель. (Развитие речевого слуха, координации речи с движением.)
– Слышу я, как вы говорите о весне. А хотите оказаться вместе со мной на весенней лесной опушке? Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагиваем через пни.
– Вышли мы на лесную опушку. И увидели больших черных птиц – грачей. Они первые прилетают к нам весной из теплых краев.
- Подвижная игра «Ранняя весна». Воспитатель. (Развитие координации речи с движением, общих речевых навыков.)
Как-то раннею весной Дети стоят в кругу.
На опушке, на лесной
Появилась стая птиц: Дети бегут на цыпочках, чуть подняв
Не скворцы и не синицы, согнутые в локтях руки.
А большущие грачи
Цвета черного как ночь. Приседают.
Разбежались по опушке, Бегут в разные стороны.
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! Наклоняются вперед, вниз.
Крак-крак-крак!
- Коллективная работа над коллажом «Весна». Воспитатель. (Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Закрепление названий плоскостных геометрических фигур.)
Выкладывание весеннего сюжета из геометрических фигур на плоскости двумя компаниями.
- Решение примеров (двумя компаниями). Воспитатель.
(Формирование навыков решения примеров в пределах десяти на сложение и вычитание; сравнение чисел.)
1-я компания 5+2= 6-3= 8-2= 7+3= 2+2= 9-1=
2-я компания 5+3= 6-2= 5-3= 8-2= 7+2= 4+3=
- Задание «Измерь тропинку». Воспитатель.
(Упражнение в измерении длины отрезка с помощью условной мерки.)
По количеству условных мерок дети определяют самый короткий путь к муравейнику.
- Игра «Рассыпанные предложения». Логопед, воспитатель.
(Совершенствование грамматического строя речи, умения работать с деформированной фразой. Развитие общих речевых навыков.)
Лесовичок: - Мы с вами по лесу долго ходили, а теперь подойдите к елочке. Здесь подарок для вас я припас, чтобы вы запомнили наше путешествие. Дарю вам картину, но она не простая. Чтобы получить ее, нужно выполнить задание. Пока я с вами ходил, очень устал и все слова в моей голове перепутались. Поможете мне составить из «перепутанных» слов правильные и красивые предложения и картина ваша.
Логопед предлагает Лесовичку присесть на пенек вместе с детьми и послушать, как они составляют предложения. Дети составляют предложения из данных слов, логопед выставляет 1-сюжетные картины к каждому составленному предложению.
Весна, наступать, ранняя - Наступила ранняя весна.
Светить, ярко, солнышко, весеннее - Ярко светит весеннее солнышко.
Пригорки, проталины, появляться, на - На пригорках появились проталины.
Подснежники, проталины, вырастать, на - На проталинах выросли
подснежники.
Горы, ручейки, с, бежать, весёлые - С гор бегут веселые ручейки.
Почки, набухать, деревья, на - На деревьях набухли почки.
Тёплые края, грачи, прилетать, из - Из теплых краев прилетели грачи.
Повторение правильных предложений с опорой на 1-сюжетные картинки.
Логопед: - Ребята, что же у нас получилось? (Получился рассказ о весне.)
– Как назовем наш рассказ? Название должно быть коротким (1-2 слова).
- Окончание занятия. Логопед. (Оценка работы детей.)
Лесовичок: - Мне так понравился ваш рассказ, и все путешествие по весеннему лесу, что я с удовольствием оставляю вам на память картину «Ранняя весна». Рассматривайте ее, находите признаки ранней весны и ждите наступления середины весны. Еще я угощаю вас сосульками, но не ледяными, а съедобными.
Логопед: - Ребята, а вам понравилось путешествие?
– Какое задание было интереснее всего выполнять?
– Какое задание вызвало затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наблюдения и труд детей в природе с участием персонажей" (Ранней весной)
Сообщение падагогического опыта....
Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.
Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...
Формирование представлений о первых признаках весны в природе. Конспект организованной образовательной деятельности "Ранняя весна. Ручеёк"
Ø обогащать словарь, формируя представление о весне....
Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"
Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....
Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»
Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»
Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....