Звук [б] и буква Бб.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Занятия по обучению грамоте для подготовительной группы "Звук [б] и буква Бб" (по Н.В. Нищевой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_bb.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Бб»
Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство со звуками и буквой Бб. Формирование понятия о твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Оборудование: Магнитная доска, предметные картинки, буквари, и тетради по числу детей, карандаши, фишки магнитные буквы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Посмотрите внимательно на картинки, ко-ые лежат перед вами.
Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях ко-ых есть звук [б].
Что за предметы у вас на картинках? (Барабан. Бочка. Бусы.) Правильно. А почему не сел …? Что у тебя на картинке? (У меня пушка. В этом слове нет звука [б]). Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем учиться различать звук [б] с др. звуками, познакомимся с буквой б, почитаем и поиграем.
- Игра «Подними шарик».
Произнесите звук [б].
Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы, звук [б] гласный или согласный? (Согласный). Верно. Его нельзя петь. И во рту есть преграда. Это губы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим). Правильно. Поэтому возьмите по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте меня внимательно.
Материал: а, б, п, б, м, т, б, н, б, к; ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по; бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка.
Молодцы. Вы были очень внимательными.
- Упражнение «Кто скорее?»
А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. О, б. что получилось? (Об). Верно. Получи фишку. У, б. (Уб). Правильно. Возьми фишку.
Аналогично: ба, бо, бу, бак, бок.
Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех? (У …). Молодец, ….
- Работа по букварю.
Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Бэллочка и Боря, сидят на заборе,
Булочки, баранки ели спозаранку.
В каких словах этого стихотворения есть звук [б]? (Бэллочка, Боря, заборе, булочки, баранки). Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней? (Это Бэллочка и Боря). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Бб. Под ними вы видите два кружка. Это значит, что буква Б обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым – мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, ко-ые обозначают по два звука. Например, буква П обозначает звуки [п] и [п’], а буква Н – звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает звуки [к] и [к’], а буква М – звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами будем учиться узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки. Но это еще не все из того, что вы узнаете сегодня о согласных звуках. Произнесите звук [б] и в это время прижмите ладонь к горлышку.
Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]? (Шумно.) Это значит, что звук [б] – звонкий. А теперь произнесите звук [п] и в это время прижмите ладонь к горлышку.
Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]? (Тихо.) Это значит, что звук [п] – глухой. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие.
А теперь посмотрим на картинку в нижней части страницы. Сначала назовите предметы, названия ко-ых начинаются со звука [б], а потом – со звука [б’]. (Ботинки, барабан, баран, булка, бараны; бинокль, белка, бидон.)
Верно. Еще раз посмотрите на большую букву Б. Какие палочки и др. элементы нужно взять, чтобы сложить эту букву? (Нужны длинная и короткая палочки и полукруг). Пойдите к доске и сложите большую букву Б.
Молодцы! Вот какие красивые буквы. Запомните, что полукруг у большой буквы Б справа от длинной палочки внизу. А теперь идите за стол, переверните страницу. В группе слепите маленькую букву из пластилина так, как показано на картинке.
Теперь почитаем, что написано в зеленой рамке.
(Ба. Бо. Бу. Би. Бак. Бок. Бом. Бим. Бук. Боба. Бант. Бинт.)
Очень хорошо. Посмотрите на слоги под рамкой. Прочитайте их. (Ба, бо, бу, би). Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [а]).
А кружки под вторы слогом? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [о]). Какие кружки вы нарисуете под слогом бу? (Синий и красный).
Дети раскрашивают кружки.
А под слогом би? (Зеленый и красный). Почему первым будет зеленый кружок? (Он обозначает мягкий звук [б’]).
Дети раскрашивают кружки.
- Подвижная игра «Назови зверей».
Раз, два, три, четыре, пять. Сжимают и разжимают кулачки.
Будем мы в зверей играть.
Ежик. Показывают ладони с переплетен и растопырен. пальцами.
Зайка. Показывают кулачок с выпрямлен. указат. и сред. пальчиками.
Серый волк, Горизонт. держат ладонь с поднятыми вверх большим пальцем.
Серый волк – зубами щелк. Разводят пары пальчиков – «волк открывает пасть».
Лось с ветвистыми рогами, Показывают ладони с растопырен. пальцами.
Лось со стройными ногами Показывают опущенные вниз указательн. и средн.
пальцы на обеих руках.
И медведь зубастый бурый, Двумя ладонями показывают зубастую пасть.
И медведь с лохматой шкурой. Резко разжимают сжатые кулачки.
Раз, два, три,
По порядку назови:
Ежик, зайка, волк, лось, медведь.
Любит он в кустах реветь.
- Упражнение «Найди букву».
Педагог рассыпает перед детьми объемные буквы.
Найдите все буквы Б и сложить их в корзинку.
Вы собрали все буквы. Молодцы!
- Работа в тетради.
Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы Бб. Раскраске обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему? (Синим. Это согласная буква). Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой? (Бант, бусы). Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.
А теперь давайте напишем букву Бб. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу полукруг внизу справа от палочки, а потом – короткую палочку вверху справа. Напишите две больших и две маленьких буквы по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
- Упражнение «Подбери слова».
Сегодня вы узнали, что согласная буква может обозначать сразу два звука: твердый и мягкий. Давайте посмотрим на те согласные буквы, с ко-ыми вы познакомились раньше, и узнаем, обозначают ли они по два звука. Откройте букварь там, где лежит первая закладка. Какую букву вы видите? Сколько кружков нарисовано под ней? (Это буква Тт. Под ней два кружка: красный и синий.). Вспомните слова, ко-ые начинаются с твердого согласного [т]. (Тапки, творог, топот, туман, табурет).
Отлично. Попробуйте подобрать слова, ко-ые начинаются с мягкого согласного [т’]. (Тюлень, тесто, тень, теплый). Отлично. Откройте буквари на второй закладке. Какую букву вы видите? Сколько кружков нарисовано под ней? (Это буква Пп. Под ней два кружка: красный и синий).
Далее проводится работа с буквами Пп, Нн, Мм, Кк так же, как проводилась с буквой Тт.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...
- Мне нравится (1)