Программа по развитию речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Корнюхина Анна Владимировна

Программа по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по речевому развитию.53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 поселок Мирской МО Кавказский район

Принято на педагогическом совете                                                    Утверждено

МБДОУ д/с № 31                                                                                  Приказом №_______от_________

Протокол № 1 от 30.08.2017 г.                                                            Заведующий МБДОУ д/с № 31

                                                                                                                _______________О. В. Бондарева

Рабочая программа

по работе группы «Коррекционная

 работа»

«Мой веселый язычок»

                                 Учитель - логопед Корнюхина А.В.

п.Мирской,

2017-2018 год.

Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………...........................................................3
  2. Учебно-тематический план ....................................................................................7
  3. Список литературы…………................................................................................10

Пояснительная записка.

    В жизни человека нет ограничений, нет областей, где не нужна была бы речь. Человечество меняется на протяжении долгих лет, меняется словарь, меняются понятия, способы употребления, применения речи как средства общения, но не меняются звуки, которые могут произносить люди.

    Речь нужна везде - в обучении, в развитии, в воспитании, поэтому от качества речи детей зависит успешность детей в жизни. Программа группы «Коррекционная работа» «Мой веселый язычок» направленна на то, чтобы исправить речевые недостатки детей среднего и старшего дошкольного возраста. За основу была взята «Большая книга занятий по развитию речи.» Э. М. Курицына, Л. А. Тараева, а также использовалось пособие для логопедов, воспитателей и родителей «Мой весёлый карандаш» А. И. Рудник, которая опиралась на программу обучения детей с общим недоразвитием речи (О. Т. Филичевой, Г. В.Чиркиной). Коррекционная программа «Коррекционная работа» предлагает выборочное использование пособия Э. М. Курициной, Л. А. Тараевой и пособия А. И. Рудник. Эта программа позволяет осваивать звукопроизношение, развивает связную речь, активизирует пассивный и активный словарь, развивает фонематический слух, мелкую моторику рук, психические процессы и другое.

    Актуальность группы «Коррекционная работа» «Мой веселый язычок» - в своевременном исправлении нарушений речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно ФГОС коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения. Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Развитие речи, закрепление поставленных звуков предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь взрослых, которая должна быть значимой, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Начиная работу с родителями, я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным и целостным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций, то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия для успешного речевого развития каждого воспитанника подгруппы, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

   

  Цель коррекционной работы данного «Мой веселый язычок» состоит в том, чтобы выявлять детей, страдающих разнообразными речевыми нарушениями, определять наиболее результативный план работы с детьми, индивидуальный подход к каждому ребенку и проведение планомерной, последовательной, систематичной коррекционной работы с данными детьми.

   Основные задачи коррекционной работы заключаются в работе над звукопроизношением:

1) постановка необходимых звуков;

2) автоматизация звуков в слогах, в словах, в речи;

3) дифференциация звуков в словах, в речи (введение их в свободную речь).

Также в работе учитываются следующие направления:

-разучивание артикуляционной гимнастики, работа над мелкой моторикой,

общими речевыми навыками, развитие фонематических процессов и представлений, слухового и зрительного внимания, лексико-грамматических  

заданий и заданий по развитию речи.

    Возраст детей, которые могут стать участниками данной программы варьируется от 3-4 лет (средняя группа), до старшего дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа).

    Сроки реализации программы-1 год. Реализация программы проводится в течении 74 часов, условно разделенных на 2 часа в неделю.

     Деятельность группы «Коррекционная работа» «Мой веселый язычок» можно разделить на несколько направлений: диагностическому, коррекционно - развивающему, консультативному, просветительскому. Такой систематизированный и вдумчивый подход способствует большему охвату детей коррекционно-педагогическим воздействием, ясности общей картины деятельности ДОУ и высвечиванию тех проблем, которые появляются вновь, в связи с изменением контингента воспитанников, усложнения или комбинирования имеющихся у них проблем, современными тенденциями в коррекционно-педагогической работе.

      Коррекцинно-логопедическая деятельность группы «Коррекционная работа» делится на несколько этапов: этап постановки звуков, этап автоматизации звуков в слогах, словах, в предложениях, в тексте, дифференциации нужных звуков и введении их в свободную речь.

      Формы работы группы «Коррекционная работа» «Мой веселый язычок» бывают как индивидуальными, так и индивидуально-подгрупповыми. Режим работы проходит в основном во второй половине дня.

    При устранении речевых нарушений ведущим является коррекционное логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

     Коррекционное логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и

умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

    Существуют различные классификации методов обучения. В коррекционной логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.  Приемы и средства воспитания, обучения и развития детей на кружке различны-показ, беседа, рассказ, в логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику и др.).

      Ожидаемые результаты коррекционной работы «Мой веселый язычок» позволили охватить многих детей, которые нуждались в коррекционной помощи с различными речевыми нарушениями (ФФН и ОНР (3 ур.)), добиться хороших результатов – если дети с более легким нарушением(ФФН) выпускались с поставленными и автоматизированными звуками, то дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР (3 ур.)), имели неплохие результаты не только в звукопроизношении, но и в связной речи, звуковом анализе и синтезе слов, лексико-грамматических понятиях.

    Формы подведения итогов данной работы-участие детей в праздниках детского сада и в повседневной деятельности в д/с и дома. На занятиях дети занимаются с удовольствием, так как программа предусматривает различные дополнительные «вкладки» в виде заданий, упражнений и игр для мелкой моторики, внимания, слуховой и зрительной памяти, которые позволяют улучшить результаты коррекционной деятельности, дают стимул на занятиях, повышают настроение детей.  Задумав программу «Коррекционная работа», задалась целью активного привлечения к совместной работе родителей. Мероприятия, которые проводили с родителями в течение года, дали свои результаты. На итоговом родительском собрании в мае, благодаря активному участию родителей в образовательно-воспитательном процессе, были высказаны только положительные отзывы о работе кружка.

Родители стали постоянными участниками процесса обучения, более грамотно включаются в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта и получают полную информацию об организации логопедической помощи детям, в условиях логопедического кружка. После активного взаимодействия в многие родители меняют представление о речевом развитии своих детей, о работе логопеда.

     Программа группы «Коррекционная работа» играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи, помогает достичь необходимых навыков в жизни каждого ребенка и целом детском коллективе ДОУ, может применяться с детьми младшего дошкольного возраста и детьми младшего школьного возраста. В ней учитываются индивидуальные способности и возможности каждого ребенка, что помогает эффективно, но и быстро достигать нужного результата. В связи с переходом на ФГОС возникла необходимость применения инновационных форм работы с детьми, для более быстрого и успешного достижения в постановке, автоматизации и дифференциации звуков, при введении их в связную речь. Одним из способов является методическое пособие Т. А. Ткаченко, которое состоит из последовательных, законченных, системных заданий и упражнений по развитию фонематического внимания, памяти, развитию речи детей дошкольного возраста, использование ЦОР.

        Практическая значимость данной работы заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических заданий и упражнений, влияющих на развитие речи детей, может представлять интерес для учителей - логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности, качественной подготовки детей к школе.



Учебно-тематический план.

     В течение многих лет, опираясь на цели, задачи, был составлен учебно-тематический план занятий по работе группы «Коррекционная работа» «Мой веселый язычок»:

Учебно-тематический план занятий по работе группы «Коррекционная работа» «Мой веселый язычок»  

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упраж.,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Сентябрь

1.

«Изучаем гласные и согласные звуки».

Артик. упр. для губ и языка с картинками  и стихами.

Упражнения с маленькими мячиками.

Упр. «Сдуй ватный шарик».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Звуки и буквы».

Артик. упр. для губ и языка с картинками и стихами.

Упражнения с разноцветными камушками.

Упр. «Подуй на цветок».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

3.

«Слово».

Артик. упр. для губ и языка с картинками  и стихами.

Упражнения с фасолью.

Упр. «Вертушки».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

4.

«Части тела».

Артик. упр. для губ и языка с картинками  и стихами.

Пальчиковая гимнастика

«Тело».

Упр. «Подуй на полоску бумаги»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

5.

«Изучаем звук и букву О».

Артик. упр. для губ и языка с картинками  и стихами.

Упражнения с мягкими резиновыми игрушками «Морские звезды».

Упр. «Сдуй листок».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

6.

«Игрушки».

Артик. упр. для губ и языка с картинками  и стихами.

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки».

Упр. «Сдуй бабочку со цветка».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

7.

«Изучаем звук и букву У».

Артик. упр. для губ и языка с картинками  и стихами.

Упр. с мячами «Волшебные мячики».

Упр. «Подуй на чашечку»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

8.

«Посуда».

Артик. упр. для губ и языка с картинками  и стихами.

Пальчиковая гимнастика

«Посуда», самомассаж пальцев «Можно и нельзя».

Упр. «Подуй на блюдце».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

        

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн.,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Октябрь

1.

«Изучаем букву А».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Упр. с рез. игрушками «Домовята».

Упр. «Веселые овощи».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Овощи».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Овощи».

Упр. «Подуй на шарик»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

3.

«Изучаем звук и букву И».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Упр. со шнуровками «Фрукты».

Упр. «Подуй на корзинку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

4.

«Фрукты».

Динамические артик. упр.  для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Фрукты».

Упр. «Веселые фрукты».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

5.

«Изучаем звук и букву Н».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Игра «Залатай одеяло».

Упр. «Подуй на одежду».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

6.

«Одежда».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

 «Гномы».

Упр. «Подуй на шарик».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

7.

«Изучаем звук и букву М».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Игра «Найди нужный листик».

Упр. «Сдуй листочек».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

8.

«Осень».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Подарки осени».

Упр. «Подуй на дерево».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн.,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Ноябрь

1.

«Изучаем звук и букву П».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Упр. «Подуй на птичку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Птицы».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Птичек стайка».

Упр. «Сдуй перышки».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

3.

«Различаем звуки П и Пь».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Игра «Найди птичку».

Упр. «Загони мяч в ворота»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

4.

«Деревья».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Осень. Деревья в наших парках».

Упр. «Подуй на дерево».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

5.

«Лес».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Игра «Проведи пальчик по лесу».

Упр. «Сдуй листок»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

6.

«Мебель».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Мебель».

Упр. «Передвинь стол».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

7.

«Изучаем звук и букву К».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Игра «Найди нужный домик».

Упр. «Подуй на травку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

8.

«Домашние животные».

Статические артик. упр.  для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Домашние животные», самомассаж пальцев «Котенок кусака».

Упр. «Помоги кошечке».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн-я,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Декабрь

1.

«Различаем звуки К и К*».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка.

Игры с прищепками.

Упр. «Помоги белочке».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Дикие животные».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка.

Пальчиковая гимнастика

«Сидит белка на тележке».

Упр. «Помоги ежику».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

3.

«Изучаем звук и букву Т».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка.

Игры со шнуровками.

Упр. «Сдуй перышки»».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

4.

«Зимующие птицы».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка.

Пальчиковая гимнастика

«Зимующие птицы».

Упр. «Подуй на птичку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

5.

«Различаем звуки Т и Т*».

Артик.  упр. для быстрой

переключаемости языка.

Игры со шнуровками.

Упр. «Мыльные пузыри».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

6.

«Зима».

Арт. упр. для быстрой переключаемости языка.

Игры с прищепками.

Упр. «Сдуй снежинку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

7.

«Новый год».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка

Пальчиковая гимнастика

 «Новогодняя елка»

Упр. «Подуй на мишуру».»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

8.

«Новый год».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка

Игра «Найди снежинку».

Упр. «Подуй на мишуру».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн-я,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Январь

1.

«Различаем звуки и буквы П-Т».

 Арт. гимнастика для

 щек и челюстей.

Игры с разноцветными камушками.

Упр. «Сдуй ватный шарик»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Зимние забавы».

Арт. гимнастика для

для щек и челюстей.

Пальчиковая гимнастика

«Зимние забавы и развлечения».

Упр. «Подуй на полосочки».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

3.

«Рождество».

Арт. гимнастика для

щек и челюстей.

Массаж с еловыми шишками.

Упр. «Загони мяч в ворота»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

4.

«Различаем звуки и буквы Т-К».

Арт. гимнастика для

щек и челюстей.

Шнуровка «Зашнуруй сапожок».

Упр. «Подуй на шнурочки».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

5.

«Обувь».

Арт. гимнастика для

щек и челюстей.

Пальчиковая гимнастика

«Обувь».

Упр. «Ветерок подул».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

6.

«Различаем звуки и буквы П-Т-К».

Арт. гимнастика для

щек и челюстей.

Игры с прищепками.

Упр. «Подуй на шапочку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

7.

«Головные уборы».

Арт. гимнастика для

щек и челюстей.

Игра с фасолью «Выложи фигурку…».

Упр. «Подуй на шапочку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

8.

«Маленькие помощники».

Арт. гимнастика для

щек и челюстей.

Пальчиковая гимнастика

 «Маленькие помощники».

Упр. «Подуй на шарик».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн-я,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Февраль

1.

«Изучаем звук и букву Х».

Арт. упр. для губ.

Сухой бассейн-фасоль разных цветов.

Упр. «Подуй на чашечку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Продукты питания».

Арт. упр. для губ.

Пальчиковая гимнастика

«Продукты».

Упр. «Подуй на чашечку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

3.

«Различаем звуки и буквы К-Х».

Арт. упр. для губ.

Игра «Заведи нужную машинку».

Упр. «Загони мяч в ворота»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

4.

«Транспорт».

Арт. упр. для губ.

Пальчиковая гимнастика

«Транспорт».

Упр. «Подуй на полоску бумаги»

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

5.

«Изучаем звук и букву Ы».

Арт. упр. для губ.

Игры со шнуровкой.

Упр. «Вертушки».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

6.

«Защитники Отечества».

Арт. упр. для губ.

Пальчиковая гимнастика

«Наша Армия».

Упр. «Маленькие вертушки».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

7.

«Различаем звуки и буквы Ы-И».

Арт. упр. для губ.

Игры с прищепами.

Упр. «Надуй насос».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

8.

«Профессии».

Арт. упр. для губ.

Пальчиковая гимнастика

«Такие разные дела».

Упр. «Подуй на шарик».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн-я,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Март

1.

«Изучаем звук Л* и букву Л».

Упр. для челюстей.

Игра с мягкими игрушками «Телепузики».

Упр. «Сдуй ватный шарик».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Вежливые слова».

Упр. для челюстей.

Игра с прищепками.

Упр. «Подуй на бабочку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

3.

«Различаем звуки Л* и Й».

Упр. для челюстей.

Игра «Помоги мышке».

Упр. «Подуй в бутылочку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

4.

«Инструменты».

Упр. для челюстей.

Пальчиковая гимнастика

«Инструменты».

Упр. «Подуй на полоску бумаги».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

5.

«Изучаем звуки В, В* и букву В».

Упр. для челюстей.

Игры со шнуровками.

Упр. «Подуй на цветок».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

6.

«Восьмое марта».

Упр. для челюстей.

Игра с камушками «Сосчитай предмет».

Упр. «Сдуй сердечко».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн-я,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Апрель

1.

«Изучаем звук и букву Ф».

Игры с прищепками.

Упр. «Задуй свечку».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«Семья».

Артик. упр. для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Семья».

Упр. «Подуй на цветок».

1

3.

«Различаем звуки и буквы В-Ф».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Игры со шнуровками.

Упр. «Загони мяч в ворота».

1

4.

«Ранняя весна».

Динамические артик. упр.  

для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«Весна».

Упр. «Сдуй комарика».

1

5.

«Изучаем звук и букву Э».

Артик, упр. для быстрой переключаемости языка

Игры с камушками.

Упр. «Сдуй листок».

1

6.

«Электробытовые приборы».

Арт. упр. для быстрой переключаемости языка.

Игра «Найди такой же».

Упр. «Сдуй бабочку со цветка».

1

7.

«Изучаем звуки Б, Б* и букву Б».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка

Игра «Найди нужный цветок».

Упр. «Подуй на цветочек».

1

8.

«Поздняя весна».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка

Пальчиковая гимнастика

«Будем мы весну встречать».

Упр. «Чей цветок улетит дальше?».

1

№/п

Тема занятия,

содержащая развитие связной речи, обогащение словаря, формирование звуковой культуры речи.

Развитие

артикуляционного

аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие дыхания

Инд. задания и упражн-я,

необходимые для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Количество часов

Май

1.

«Изучаем звуки Г, Г* и букву Г».

Артик. упр. для губ и языка.

Игры с прищепками.

Упр. «Сдуй ватный шарик».

Выполняются каждым ребенком по мере необходимости.

1

2.

«День Победы».

Артик. упр. для губ и языка.

Пальчиковая гимнастика

«День Победы».

Упр. «Подуй на цветок»

1

3.

«Различаем звуки К-Г».

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Игры с пазлами.

Упр. «Загони мяч в ворота».

1

4.

«Сказки».

Динамические артик. упр.  для губ и языка.

Игры с кубиками.

Упр. «Подуй на полоску бумаги».

1

5.

«Изучаем звуки Д, Д* и букву Д».

Артик, упр. для быстрой переключаемости языка

Иры с фасолью.

Упр. «Сдуй насекомых».

1

6.

«Природа».

Арт. упр. для быстрой переключаемости языка.

Пальчиковая гимнастика

«Весенние заботы».

Упр. «Подуй на капельки».

1

7.

«Различаем звуки Т-Д».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка

Игра «Веселый скейтбол».

Упр. «Веселые осьминожки».

1

8.

«Лето».

Артик.  упр. для быстрой переключаемости языка

Пальчиковая гимнастика

 «Лето».

Упр. «Сдуй бабочку».

1

           Занятия не должны быть скучными заданиями, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме строятся наши занятия, но носят обучающий характер. Гораздо легче предупредить нарушения, чем исправлять их. Прежде всего, важно выяснить, как ребёнок воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие тесты:

1.Предложим ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу:

А) Предложим ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

Б) Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложим ребенку повторять сходные слоги:та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;

повторять схожие слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; жук - лук - сук - тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Развитием фонематического слуха у детей занимались как на специальных занятиях, так и в процессе иных видов их деятельности, фронтально и индивидуально. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей — они еще очень малы. Поэтому старались разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит детям работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.

Рассмотрим различные моменты работы.

Каждому ребенку подготовили индивидуальную тетрадь для написания упражнений по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, а также индивидуальный лист с отдельными заданиями для пальчиковой гимнастики, заданиями по развитию мелкой моторики рук, развития внимания, памяти, мышления. Отработанные логопедом с детьми задания и упражнения  закреплялись воспитателями и родителями.

   



Список литературы.

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2002.

2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007.

3. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001, С. 29-37.

4. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. Российская Академия образования. Ассоциация «Профессиональное образование», М., 1995.

5. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М., 1996.

6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. Пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис-пресс, 2005.

7. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.

8. Глухов В.П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М., 1993.

9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995.

10. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.

11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., Соц-полит. журнал, 1994.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003.

13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). - М.: Гуманит. Центр «Владос», 2005.

14. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. - М.: Академия, 2006.

15. Крылова Л.Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 1. 1978. С. 57-62.

16. Крылова Л.Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 2. 1978. С. 62-68.

17. Крылова Л.Н., Корц М.А., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. С. 65-71.

18. Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб.: Союз, 1999.

19. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. // «Логопедия сегодня». 2007, № 3.

20. Ларионова Н.Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя (Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи). - М., 1987.

21. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2006.

22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С-Пб.: Изд. Дом «Литера», 2003.

23. Ляпидевский С.С., Селиверстов В.И. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского., М., 1988.

24. Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

25. Матросова Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. № 4(8), 2007.

26. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.

27. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. - М.: АСТ: Апрель, Профиздат, 2005.

28. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

29. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. Поваляевой М.А.. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

30. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

31. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. Селиверстова В.И. _ М.: «Просвещение», 1988.

32. Селиверстов В.И., Волосовец Т.В., Дементьева С.Г. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Логопедия. № 4, 2006.

33. Селиверстов В.И., Ляпидевский С.С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. - М., 1 968.

34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 1999.

35. Тишина Л.А., Кузахметова Г.Р. Влияние словарной работы на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. № 2.

36. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1997.

37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М., 1999.

38. Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005.

39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.

40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.

41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч. II. М.: Альфа, 1993.

42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1989.

44. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., 2002.

45. Хрестоматия по логопедии в двух томах / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

46. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....